Учебный год подошёл к завершению, учителя подводят итоги, ученики-музыканты показывают свои результаты на концертах. В ожидании праздника -Дня защиты детей-музыкально-нотный отдел проводит музыкальный час с учащимися ДШИ №7 им.Г.М.Балаева, на котором ученики смогут блеснуть своими достижениями в исполнительском искусстве, а мы вспомним о композиторах, которые сочиняли детскую музыку и представим нотные сборники и книги о жизни этих композиторов. Итак, сегодня в гостях на музыкальном часе музыка Сергея Прокофьева, этюды Александра Фёдоровича Гедике, пьесы Самуила Моисеевича Майкапара.
Композитор Сергей Прокофьев всегда сохранял черты непосредственности, наивной радости, «мальчишеского» озорства. И в жизни, и в искусстве он сохранил склонность к неожиданным шуткам и проказам и умение по-детски удивляться. Наверное, потому именно Прокофьеву принадлежит первенство среди композиторов ХХ века в отображении мира детей. Именно способность передавать мироощущение самого ребенка, а не создавать музыку о нем или для него, как отмечалось многими музыковедами, выгодно отличает фортепианный цикл «Двенадцать легких пьес» от ряда детских пьес. «Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно…», — пишет композитор в «Автобиографии».»Детская музыка» открывает целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры: «Утро», «Прогулка», «Сказочка», «Раскаяние», «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга» и другие пьесы из этого цикла.
Александр Фёдорович Гедике (1877-1957) — пианист, композитор, педагог, крупнейший представитель русской органной школы. Дал свыше 200 концертов на органе Большого зала Московской консерватории (с 1923 г.). Для сочинений Гедике, как и для его исполнительского стиля, характерны монументальность, глубина и строгость, временами резкие контрасты . Работал учителем музыки в московском Сиротском институте императора Николая I вплоть до его закрытия в 1918, в московском Елисаветинском институте. С 1909г. — профессор Московской консерватории: вел камерный класс, с 1922 г. — класс органа. Разработал методику преподавания камерного ансамбля для консерваторий. Вел класс специального фортепиано. Среди учеников (орган, фортепиано, камерный ансамбль) — Т. Гайдамович, С. Кнушевицкий, С. Г. Нейгауз, Л. Ройзман, М. Ростропович, М. Старокадомский и другие. Популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов. Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом. Знакомство с произведениями Александра Фёдоровича Гедике для многих музыкантов сводится к изучению детских пьес из репертуара юного пианиста.
Майкапар Самуил Моисеевич (1867–1938) Детские и юношеские годы связаны с приморским южным городом – Таганрогом.Заметное место в культурной жизни города занимало домашнее музицирование. Подобно тому, как музицировали в семье Чеховых, уделяли много времени музыке и в семье Майкапара. Таганрог считался музыкальным городом. О годах учения в гимназии Майкапар упоминает лишь вскользь. Он начинал учиться в той же гимназии, которую восемью годами раньше окончил великий русский писатель А.П. Чехов. В 1885 году Майкапар окончил гимназию с серебряной медалью. Уже в это время его подлинной страстью и целью жизни стала музыка. Довольно рано Майкапар решил стать музыкантом. И в этом отношении положительную роль сыграли его родители и, конечно, его первый учитель музыки, итальянец Гаэтано Молла. К пятнадцати годам он уже знал основные произведения симфонической и камерной музыки, переиграв с сестрой в четыре руки много симфоний и квартетов. Он играл почти все сонаты Бетховена и довольно бегло читал с листа. В это время Майкапар считался лучшим аккомпаниатором в Таганроге и выступал не только с местными любителями, но и с приезжими профессиональными музыкантами.
Фортепианный цикл «Бирюльки» Самуила Майкапара словно маленькие бусинки разбросаны по всевозможным хрестоматиям для начинающих пианистов. Наверное, многие встречались с этими пьесками, когда обучались игре на фортепиано. Легкие миниатюры с яркими названиями захватывают воображение малышей. Не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьески Майкапара. «Бирюльки» С. Майкапара – уникальный цикл пьес для детей: он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке. «Бирюльки» вводят юного пианиста в мир Мендельсона, Шумана, Чайковского, Грига… », — отмечает А. Майкапар, музыковед, внук композитора С. Майкапара.
Представленные на фотографиях нотные и книжные издания вы можете получить в фонде музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки им.М.Горького.
Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.