Виртуальный музыкальный час «Горький и музыка его эпохи».

«Я очень люблю музыку”. Это признание, сделанное Горьким в одном из писем к Ромену Роллану – французскому писателю, общественному деятелю, ученому, музыковеду, подтверждается как творчеством, так и общественной деятельностью Алексея Максимовича, его окружением, в котором далеко не последнее место занимали музыканты-композиторы, певцы, пианисты… Перед ними всегда гостеприимно были раскрыты двери дома радушного хозяина! Семья Горького была очень творческой, в этом доме всегда звучала музыка. Ц.С. Рацкая, говоря о роли музыки в жизни Горького, утверждает, что его «огромное творческое наследие…было плотно насыщено музыкой».

Тема «Горький и музыка его эпохи» охватывает творчество многих выдающихся композиторов. Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостаковича, Александра Скрябина и другие русские композиторы являются современниками Максима Горького. Сегодня мы поговорим о некоторых из них.

В первую очередь, конечно, хотелось бы вспомнить дружеские отношения М. Горького и С. Рахманинова. Первый — классик русской литературы, оставивший многим поколениям людей духовное завещание в виде огроиного литературного наследства. Второй — гениальный русский композитор, величайший пианист и дирижёр, один из наиболее автор разносторонне проявивших себя русских музыкантов своего времени, виртуоз мирового класса и незаурядный автор литературного наследия. Горький и Рахманинов были не только людьми искусства, но и общественными деятелями. В предреволюционные годы каждый из них принимал участие в благотворительных и иных общественных делах.

Горький и Рахманинов жили и творили в одно и то же время: они даже начали свою творческую жизнь одновременно — в 1892 году. Сергей Рахманинов 21 марта — 4 апреля 1892 года создал одноактную оперу «Алеко» по мотивам Пушкина «Цыгане». Это была его дипломная работа. 29 мая того же года он окончил Московскую консерваторию по классу свободного сочинения (композиции) и удостоился большой золотой медали. Его имя было занесено золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. А 12 сентября 1892 года никому не известный Алексей Пешков в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом М. Горький опубликовал первый рассказ — «Макар Чудра». Определённое влияние на раннее творчество С. Рахманинова оказало его знакомство с ранними произведениями М. Горького — «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль». Эти ранние произведения Горького, окрашенные романтическим пафосом, в известной степени повлияли на создание таких романсов, как «Весенние воды», «Сирень», «У моего окна».


Дмитрий Хворостовский «Весенние воды» С. Рахманинов.

По всем обстоятельствам и уклада жизни, можно отметить несколько постоянных мест, где Горький и Рахманинов встречались в общем кругу или наедине друг с другом. Такими местами были Ялта и Олеиз в Крыму, дом Телешова в Москве, где собирались знаменитые «Среды», в Италии, на острове Капри, в квартире А.М. Горького в Петрограде. Из воспоминаний Рацкой я узнала, что в дни дружбы Шаляпин пел по настроению часто. Однажды, как вспоминает хозяин “сред”, он приехал довольно поздно, сказал: “Братцы, петь до смерти хочется!”, позвонил по телефону Сергею Рахманинову – композитору и пианисту огромнейшего дарования, нередко посещавшему телешовские литературные собрания. Рахманинов приехал немедля и тут же сел за рояль… Как завороженные слушали присутствующие замечательный ансамбль! Шаляпин пел с особым вдохновением, увлек и Рахманинова. Горький музыку Рахманинова тоже знал; о некоторых любимых им рахманиновских фортепианных прелюдиях говорил, что он (Рахманинов) хорошо “слышит тишину».

М. Горький очень любил и ценил творчество С.С. Прокофьева. В творчестве Прокофьева много места занимала сказка. Вы знаете, что в совсем ещё юном возрасте, он написал музыку к знаменитой сказке Андерсена «Гадкий утёнок», сказку, которую вы все, вероятно, хорошо знает. Он написал это для голоса в сопровождении фортепиано.

Эту сказку услышал Максим Горький, который ещё в самом начале творческой жизни Прокофьева угадал в Прокофьеве большого композитора. Вы помните, все смеялись над Гадким утёнком, потому, что он не был похож на других утят. И вдруг оказалось, что это не Гадкий утёнок, а прекрасный Белый лебедь. И когда Горький послушал эту музыку Прокофьев, вы знаете, что он сказал? – «А ведь это он, пожалуй, про себя сочинил». Это очень интересно. Потому, что когда Прокофьев начал сочинять музыку, она была так необычна, она казалась такой непохожей на то, что сочиняли вокруг него некоторые музыкальные «утята», что он показался Гадким утёнком среди них, а потом оказалось, что это прекрасный Белый лебедь.


С. Прокофьев — Гадкий утенок (мультфильм-опера)

Хорошо знаком был Максим Горький с композитором Ю.А. Шапориным. До конца жизни вспоминал Юрий Александрович Шапорин свои встречи с Алексеем Максимовичем Горьким. Их сдружила любовь к музыке и литературе и почти полная солидарность в вопросах музыкального творчества. Как относился Горький к музыке Шапорина? Одобрительно – скажут те, кто знал, как часто Шапорин навещал писателя, как, несмотря на чудовищную перегруженность общественной и литературной работой, Горький находил время, чтобы побывать на репетициях симфонии композитора, а потом дружески беседовать с ним.

Часто в гостях у М. Горького был композитор А.Б. Гольденвейзер. Самая музыкальная комната в квартире – это Большая столовая. Здесь Горький читал свои произведения, тут проходили собрания, устраивались импровизированные концерты, пел Ф.И. Шаляпин, играл московский пианист и композитор А.Б. Гольденвейзер, создавший одну из крупнейших советских пианистических школ, ставший с 1906 года профессором Московской консерватории, получивший в 1947 году государственную премию.


А. Б. Гольденвейзер — «Песня без слов».

В музыкально-нотном отделе вы можете познакомиться с книгами о творчеству таких композиторов, как Рахманинов, Шостакович, Прокофьев, Гольденвейзер, Шапорин, получить информацию о дружбе Горького с этими композиторами.

Также, представляем вашему вниманию книги из музыкально-нотного отдела, посвящёные советской музыке эпохи Максим Горького. Книги полезны всем, кто хочет узнать об известных и малоизвестных страницах советского искусства. Для профессионалов и любителей музыки.

Октябрьская революция 2017 года внесла коренные изменения в судьбу России. Начались интенсивные радикальные перемены во всех сферах, включая и культуру. Как жизнь, так и искусство в то время были полны противоречий. Многие видные деятели искусств, науки были сосланы, либо эмигрировали. Поредели ряды русских музыкантов. За рубеж уехали Рахманинов, Шаляпин, Гречанинов и др. Более пятнадцати лет провёл в отрыве от родины Прокофьев. Но несмотря на все трудности, музыкальная жизнь продолжала развиваться. Характерной чертой отечественной музыкальной культуры того времени стала её массовость. Перед многочисленной аудиторией выступали духовые оркестры с маршами, хоры с революционными песнями, симфонические оркестры с музыкой Бетховена, Вагнера, Скрябина. Массовый характер таких представлений нашёл своё отражение во Второй и Третьей симфониях Щостаковича. Музыка в 20-30-е годы звучала повсюду: на концертах, на митингах, на демонстрациях. Музыкальное творчество в первые годы после революции представляло собой сложное и нередко причудливое переплетение самых различных течений, направлений. Велись споры о «высоком» искусстве и музыке быта, о путях к массовому слушателю, о способах отражения новой действительности, о революционности, о новаторстве и об отношениях к классическому наследию. Вот такое непростое время переживала музыка эпохи Максима Горького.

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.