Кино-рандеву «Место встречи изменить нельзя» — к 85-летию Станислава Говорухина.

http://thr.ru/public/article/2018/06/14/STO_1740.jpg

Режиссер Станислав Говорухин снял 55 кинокартин, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», а также он написал сценарий для «Пиратов XX века» — самого кассового в истории советского кинематографа фильма. У Говорухина сыграл свои главные роли Владимир Высоцкий, впервые на экране зазвучали песни барда. Станислав Говорухин был и крупным политиком — несколько раз избирался депутатом Государственной думы, возглавлял Комитет по культуре и баллотировался на пост президента страны. Сегодня мы предлагаем вам встретиться с любимыми фильмами С.Говорухина — возможно, просмотр опубликованных фрагментов на блоге МНО даст вам стимул пересмотреть фильмы режиссёра.

Когда Станислав в 1966 году приезжает в Одессу, ему тотчас же предлагают снять картину об альпинистах. Сценарий картины был очень слабеньким, требовал кардинальной переработки. Кинорежиссер решил сделать ход конем, пригласив на главную роль Владимира Высоцкого. Это был правильный выбор. Говорухин пригласил и композитора Софью Губайдуллину. Через несколько месяцев работы у советских зрителей появилась возможность посмотреть отличный фильм «Вертикаль». Работа принесла невероятную популярность Говорухину и Высоцкому, исполнившему в фильме четыре замечательных песни – «Скалолазку», «Прощание с горами», «Песню о друге», «Вершину». Высоцкий и Говорухин были большими друзьями еще с его первой картины «Вертикаль». Режиссер снимал кино по-честному, как он всегда и делал. Если надо лезть в горы, значит, полезут все. Актриса Лариса Лужина вспоминает: «Станислав Сергеевич нас заставлял делать все, что делают альпинисты: носить рюкзаки тяжелые, и трикони — эти специальные ботинки».

фрагмент из фильма «Вертикаль» — «Песня о друге»

Талантливому режиссеру одинаково хорошо удавались приключенческие фильмы для взрослых и детей. Он снял «Приключения Тома Сойера», фильм «В поисках капитана Гранта», которые до сих пор с удовольствием смотрят подростки. Этой экранизацией классической детской книжки Марка Твена Говорухин запустил карьеры сразу обоих своих исполнителей главных ролей: Федор Стуков — Том — стал впоследствии креативным продюсером «СТС Медиа», а Владислав Галкин — Гек — прославился как актер театра и кино. А еще в фильме дебютировала восьмилетняя дочь Андрея Миронова Мария.

«Пираты ХХ века» (1979) – яркий, красочный, интригующий фильм принес Говорухину бешеную популярность. Многие зрители по нескольку раз приходили в кинотеатр.

«Место встречи изменить нельзя» (1979) стал настоящим культовым фильмом. Говорухин очень тщательно отнесся к подбору актеров, ему пришлось выдержать нешуточное давление братьев Вайнеров, недовольных кандидатурой Владимира Конкина. Однако присутствие на сцене именно этого актера, на котором настоял Говорухин, сделало фильм достоверным. Такой же настоящей, не схематичной, выглядит противоположная сторона – жулики, воры, бандиты, женщины легкого поведения. Блестящая игра Армена Джигарханяна, Станислава Садальского, Ларисы Удовиченко только подтверждает это. А фирменный знак этого фильма — «черная кошка» — стал визитной карточкой самого режиссера. Он ее придумал, сам рисовал углем на стене во всех эпизодах фильма и даже… был похож на нее по характеру.

В фильме «Десять негритят» (1987) талантливый режиссер обращается к жанру детективного триллера. Это запутанный, но очень интригующий камерный детектив, который объединил завидное число первоклассных советских актеров: Владимира Зельдина, Татьяну Друбич, Алексея Жаркова, Людмилу Максакову и Александра Абдулова. Последний, кстати, по рассказам Говорухина, не был знаком с романом Кристи, а сценарий прочитал ровно до смерти своего персонажа, поэтому на съемочной площадке допытывался — кто же все-таки убийца? Коллеги пользовались этим и дурили ему голову.

В конце XX века на экраны выходит фильм «Ворошиловский стрелок». Роль пенсионера-железнодорожника играет легендарный Михаил Ульянов. Этот человек встал на защиту своей юной внучки, изнасилованной местными отморозками. И зритель всей душой сочувствует отважному старику, противостоящему подонкам и продажным «блюстителям закона». Картина вызвала неоднозначную реакцию общества за оправдание самосуда, а кого-то даже вдохновила этот самосуд совершить. В итоге название «Ворошиловский стрелок» стало именем нарицательным — так называли народных мстителей.

Фильм «Благословите женщину» (2003) также стал очень популярным. На роль главной героини Веры режиссер пригласил студентку театрального института Светлану Ходченкову. Юная красавица с роскошными волосами и с истинно русским лицом очень украсила этот фильм своей талантливой игрой. Верочка – милая, душевная женщина, беззаветно любит своего мужа, майора Ларичева. А тот, сухой и черствый служака, не позволяет ей даже родить ребенка. Ларичев не раскрывает свою душу перед женой. Создается впечатление, что Верочка для него – случайный человек, бесплатная обслуга, не имеющая право на собственную жизнь и чувства.Картина была очень личной — режиссер посвятил ее своей маме и бабушке, которые воспитали его в трудное послевоенное время. Главную героиню режиссер искал очень долго.


Фильм Говорухина «Конец прекрасной эпохи» получил премию «Золотой орел». Но «главный приз» Станислава Говорухина сидел в зале — это актриса Светлана Ходченкова. Муза и «открытие Говорухина» после многих лет вернулась к нему.«Конец прекрасной эпохи», в котором Говорухин рассказал о советской «оттепели», по сути, фильм о друзьях, ровесниках и о себе самом. Впрочем, практически все картины Говорухина во многом автобиографичны. Это последний и лучший из поздних фильмов Говорухина. Снятый по мотивам довлатовского сборника рассказов «Компромисс».

Станислав Говорухин сыграл 22 роли в кино. Самые яркие его работы – в фильме «Асса», «Анкор, еще анкор», «9 рота». Разноплановый талант Станислава Говорухина признавали все – его поклонники и недоброжелатели. Этот человек проявил себя как выдающийся режиссер, продюсер, сценарист, публицист, актер. Он занимался общественной деятельностью и пейзажной живописью, был интересным политиком, не боявшимся высказывать собственное мнение. Это был деятельный и мудрый человек, который прилюдно называл себя чистокровным пессимистом и лентяем. Неудобный, резкий, нетерпимый. Говорил, что хотел, делал, что считал нужным, не оглядываясь и не боясь ничего. Мог разругаться в пух и прах с киношным начальством. Сломать крепкую дружбу, разбить большую любовь, сжечь мосты… Но если бы Станислав Говорухин был другим, то, наверное, не достиг бы своих высот и не снял своих знаменитых картин, пронзительных и честных.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.


Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/stanislav-govoruhin

https://www.culture.ru/persons/7657/stanislav-govorukhin https://tass.ru/kultura/11004463

Библио-квилт «Интересные факты по теме «Горький и музыка» -к Дню писателя Максима Горького.

28 марта 1868 родился Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) — советский писатель, прозаик, драматург и основоположник литературы социалистического реализма. Горький является одним из самых известных в мире русских писателей и мыслителей. К единому Дню писателя и в рамках проекта «Горький и музыка» предлагаем Вам познакомиться с интересными фактами из жизни Горького, связанными с музыкой.

 

Сделано на Padlet

“Я очень люблю музыку”. (Из писем Максима Горького к Ромену Роллану).

Материал подготовила зав. сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Виртуальная книжная выставка «Волшебство театрального искусства»

Предлагаем вашему вниманию видео-обзор действующей в музыкально-нотном отделе библиотеки выставки, посвящённой Международному Дню театра.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Видеопрезентация «Звёзды «Большого» — к 245-летию Большого театра и к Международному Дню Театра.

«Театр — это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры — миссионеры». (А. Чехов).

28 марта Большому театру исполняется 245 лет. К этой дате и к Международному Дню Театра, который отмечается 27 марта, музыкально-нотный отдел подготовил для вас видеопрезентацию «Звёзды Большого». Предлагаем вспомнить замечательных артистов Большого театра под чарующую музыку В. Шуберта «Вечерняя серенада», которая не раз звучала на сценах театров мира, включая и Большой театр.

В музыкально-нотном отделе Вы можете познакомиться с книгами о Большом театре, истории этого театра и о выдающихся артистах Большого театра.

Васильев В.Д. Сергей Лемешев. Жизнь. Творчество. Окружение. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 224с., илл. Кто не заслушивается прекрасным, вдохновенным, божественным голосом великого русского певца Сергея Лемешева! Его волшебным голосом тенора, как мощным бархатным басом Ф.И.Шаляпина, казалось, пела сама Россия, ее могучие просторы. О выдающемся культурном явлении России, жизни, творчестве и окружении певца — эта книга.

Вульф Виталий Театральный дождь. Заметки и эссе. — М.: «Знание», 1998. — 192с. — Серия Мир искусств». Известный всей стране автор и ведущий телевизионной программы `Серебряный шар`, театральный критик и переводчик, доктор исторических наук, Виталий Вульф предлагает серию эссе и заметок о судьбах современных и забытых актеров, чьи имена вошли в историю театра. В книгу включены статьи о балете и размышления о театре конца 90-х годов уходящего века.

Коткина И.А. Атлантов в Большом театре: Судьба певца и движение оперного стиля. — М.: «Аграф», Большой театр, 2002. — 336с., ил. Это первая книга о выдающемся русском певце Владимире Атлантове. Она написана Ириной Коткиной — специалистом по музыкальному театру и, в частности, по вокалу. Издание построено по интересному принципу: в каждой главе автор подробно анализирует творчество Атлантова, прослеживает все этапы его творческого пути, а затем помещает фрагменты своего разговора с певцом, в котором тот сам комментирует соответствующие события своей жизни. На каждый вопрос автора следует подробный, эмоциональный ответ певца.

Маршкова Т.И. Большой театр. Золтые голоса / Татьяна Маршкова. Людмила Рыбакова. — М.: Алгоритм, 2011. — 1024с.: ил. — (Москвоведение). Большой театр всегда был и остается символом Москвы, России, русской культуры. Наша национальная реликвия, овеянная славой и духом великих, в любые времена он жил большими артистами, дирижерами, режиссерами, художниками, всецело отдающими себя творчеству, сохраняющими и продолжающими его традиции. Предлагаемая вниманию читателей книга включает имена более ста лучших певцов Большого театра, солистов оперы нескольких поколений, начиная с легендарных вершин. Иллюстрированная уникальными фотографиями, она адресована всем, кому дорого искусство музыкального театра.

Маршкова Т.И. Гении русской музыкальной сцены / Татьяна Маршкова. — М.: Вече, 2016. — 352с.: ил. — (Гордость Отечества). Наша земля никогда не оскудевала талантами. России во все времена было и есть чем гордиться. Имена Лемешева и Козловского, Улановой и Плисецкой, Образцовой и Лиепы, Максимовой и Васильева гремели на всю страну, на искусстве этих подлинно великих артистов воспитывалось не одно поколение. Эта книга о тех, кто создавал ценности высшего порядка, кого по праву называют нашим национальным достоянием.

Певцы Большого театра СССР: Одиннадцать портретов /Сост. Д. Сергеева; Худож. С. Барабаш; Фотограф Г.Соловьёв. — В надзаг.: Государственный дважды ордена Ленина Академический Большой театр СССР. — М.: Музыка, 1978. — 179с., 33л. ил., 11л. Портр. В книге собраны творческие портреты выдающихся певцов Большого театра СССР, народных артистов СССР И.Архиповой, В.Атлантова, А.Ведерникова, Ю.Гуляева, Ю.Мазурока и др.

Петров И.И. Четверть века в Большом. Жизнь. Творчество. Размышления. (Серия: Зеркало души). — М.: Алгоритм, 2003. — 384с. Выдающийся русский бас, солист Большого театра в его золотую пору, партнер по сцене Лемешева и Козловского, Пирогова и Михайлова, рассказывает о своей удивительной судьбе, вспоминает о великих артистах и музыкантах.

Шейко И.П. Елена Образцова / Под ред. Е.Г. Иванова. — М.: Искусство. —1984. В книгу вошли дневниковые записи Елены Образцовой, сделанные во время гастролей за рубежом в конце 70-х годов, и беседы с автором Реной Шейко. Издание содержит огромное количество цветных и черно-белых иллюстраций.

«Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас». (Иоганн Фридрих Шиллер).

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Экскурс «По страницам истории театра»- к 245-летию Большого театра.

Государственный академический Большой театр России (сокращенно ГАБТ) – одно из главных достопримечательностей города Москвы. Он расположен в центре столицы на Театральной площади и является одним из самых значимых театров оперы и балета в мире.

Историю театра принято вести с 17 (28) марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Но просуществовал он недолго – в 1805 году здание выгорело дотла.

Через 11 лет московским губернатором Дмитрием Голицыным было принято решение возродить театр. Проект нового строения поручили профессору Андрею Михайлову, но он оказался слишком дорогим. После корректировок, произведенных архитектором Осипом Бове, который не только снизил стоимость строительства, но внес множество улучшений в планировку, работы по возведению начались. Стараниями зодчих Михайлова и Бове было построено монументальное здание с восьмью колоннами и колесницей Аполлона под портиком, ставшее центром городской площади. Величина храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поразили современников. Театр перестали называть просто Петровским, к этому слову добавился эпитет Большой, ведь он превзошел по своим размерам даже Каменный театр в Петербурге.

К 1840-м годам в театре утверждаются отечественные оперы-водевили и романтические оперы большой формы, чему во многом способствовала административная деятельность композитора А. Верстовского, в разные годы инспектора музыки, инспектора репертуара и управляющего Московской театральной конторой. В 1835 году состоялась премьера его оперы «Аскольдова могила».

Событиями театральной жизни становятся постановки в театре опер М. Глинки «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1845), балета А. Адана «Жизель» (1843). В этот период театр ориентируется на создание подлинно русского репертуара, преимущественно музыкального эпоса.

Но и тут театр постигло несчастье:

в 1853 году Большой театр снова загорелся. Пожар, который не могли потушить три дня, сильно повредил здание. Его реконструкцию возглавил Альберт Кавос – главный архитектор всех имперских театров. Поскольку приближалась коронация Александра II, на восстановления храма искусства не жалели средств. Он был открыт всего лишь через три года после пожара и стал называться Императорским. Кавосу удалось сделать не только великолепную сцену и шикарный зрительный зал, но и уникальную акустику в помещении. Официальное же открытие (второе рождение театра) состоялось 20 октября 1856 года, в дни коронации Александра II. Тройку Аполлона заменили бронзовой квадригой работы Петра Клодта (автора скульптурной группы «Укротители коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).

После Октябрьской революции над Большим театром, который стал именоваться Государственным, а затем Академическим, нависла угроза закрытия. Только в 1922 году удалось получить законное основание для сохранения театра: его официально признали памятником культуры.

Во времена Второй мировой войны эта достопримечательность Москвы снова пострадала – в здание попала бомба. Но уже в 1943 году после восстановительных работ состоялось открытие сезона. С тех пор в Большом театре время от времени проводили реставрационные работы, но самая грандиозная реконструкция осуществлялась с 2005 по 2011 год. В ней участвовали лучшие мировые специалисты, задачей которых было не только усовершенствование сцены и зрительного зала, но и сохранение легендарных черт Большого театра.

Всего же за время своего существования Большой представил более 700 оперных и балетных спектаклей. Именно здесь впервые поставили наиболее известный во всем мире балет — легендарное «Лебединое озеро». Кроме того, репертуарная история Большого включает свыше 140 опер, среди которых «Риголетто» и «Травиата», «Мазепа» и «Евгений Онегин», «Фауст» и другие известные постановки.

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства (Ирина Архипова, Юрий Григорович, Елена Образцова, Иван Козловский, Евгений Нестеренко, Майя Плисецкая, Евгений Светланов, Марина Семёнова, Галина Уланова).

Кстати, именно в Большом театре на суд зрителей и слушателей впервые представляли свои произведения многие известные композиторы. Так, например, Петр Чайковский дебютировал в этом качестве именно здесь. Его первой работой для московской сцены в 1869 году стал спектакль «Воевода», а первым балетом — «Лебединое озеро» в 1877-ом. И именно на сцене Большого Петр Ильич в первый раз попробовал себя в качестве дирижера. Это произошло в 1887 году во время премьерной постановкой оперы «Черевички».

Величественное здание театра, которое привлекает множество туристов, увенчано колесницей, запряженной четырьмя лошадьми, а за упряжкой —  Аполлон – покровитель искусства. Также оно привлекает внимание великолепием своей архитектуры, изящностью лепнины и оригинальностью репертуара.

Внутренний интерьер никого не оставит равнодушным. Высокие своды потолков, вычурные украшения стен, позолота, придающая величие и богатство помещению, большая сцена, на которой ежедневно демонстрируют свой талант актеры, вокалисты и танцоры балета, шикарный портер и высокие балконы  – все это сделано для удобства и восхищения зрителей и гостей театра.

С марта 2010 года Большой театр вышел на новый современный и более высокий уровень. При поддержке компании  «Bell Air Media» представления театра начали транслировать во многих кинотеатрах мира, что наградило его еще более яркой славой и огромным количеством новых поклонников.  А в 2012 году во время совместной работы с компанией «Google Russia» была заключена договоренность о трансляции спектаклей на интернет- канале «YouTube».

На данный момент в состав труппы Большого театра входят балетная и оперная труппы, оркестр Большого театра и сценический духовой оркестр. На момент открытия театра он включал в себя всего 13 музыкантов и около 30 актеров. На данный же момент в театре для радости зрителя в поте лица трудятся более 900 артистов. Многие работники Большого театра – артисты, художники, режиссеры, дирижеры — были удостоены государственными премиями и наградами. Но, конечно же, похвала публики, бурные аплодисменты и восхищение на лицах зрителей – самая лучшая награда для лицедеев. В современном репертуаре Большого театра много классических балетных спектаклей, опер и оперетт, которые уже не первый год идут на сцене. Например, оперы: «Борис Годунов», «Кармен», «Пиковая дама», «Золотой петушок», «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Руслан и Людмила», «Риголетто», « Турандот» и многие другие. Балеты: «Баядерка», «Жизель», «Кармен — сюита», «Корсар», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спартак».  Однако, не смотря на это, регулярно репертуар пополняется новыми, оригинальными, современными представлениями. Актеры Большого не боятся импровизаций, что положительно сказывается на работе театра.

Интересные факты

Славится Большой театр во всем мире. Изображение фасада здания было замечено на купюрах, обертках от конфет и даже на логотипах. Так, московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» разместила стилизованное изображение театра на обертке конфет «Вдохновение», как бы подчеркивая направление творчества этого заведения. Google создал своеобразную открытку, которая появлялась на главной странице веб-сайта. Это так называемый логотип с изображением Большого театра в честь знаменательной даты – 240-летия его основания. Изображен фасад здания на сторублевых русских купюрах образца 1998, 2001 и 2004 гг., а также на почтовых марках России и СССР.

Каждый вечер нарядно одетые ценители прекрасного приходят сюда, дабы погрузиться в мир музыки и танца, отдохнуть от дневной суеты и забыть о насущных проблемах. Музыка, звучащая в этих стенах, завораживает мелодичностью летящих нот, а танцы приковывают к себе взгляды тысяч зрителей легкостью полета и изящностью движений.

Мероприятие подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал.

Информационный час «Наши праздничные будни»- к Дню работников Культуры.

День работника культуры отмечается в России ежегодно 25 марта. Этот профессиональный праздник деятелей культуры и искусства, людей творческих профессий, а также хранителей и популяризаторов культурного наследия установлен Указом Президента РФ №1111 от 27 августа 2007 года.

О необходимости учреждения такого профессионального праздника весной 2007 года говорил Александр Соколов, занимавший тогда пост министра культуры РФ. Культура формирует самосознание человека и целых поколений, её развитие влияет на образование и эстетическое воспитание детей и молодежи, мотивирует созидание и творческий поиск. По мнению Дмитрия Лихачева, культура является «главным смыслом и глобальной ценностью человеческой жизни», в ней кристаллизуется все то, чем живет человек, что волнует его в общественной и личной жизни, составляет содержание его идеалов, мыслей, чувств.

Культура России складывалась на протяжении многих веков. Объединив в себе уникальные традиции и достижения многих народов, сегодня она является богатейшим общенациональным достоянием. Благодаря работникам культуры, миллионы людей имеют возможность любоваться произведениями живописи, скульптуры и кинематографии, слушать хорошую музыку, восхищаться драматическим и танцевальным искусством…

Работниками же культуры называют профессионалов своего дела, занятых в культуре и искусстве, кинематографии, полиграфии, книгоиздании, средствах массовой информации, спорте, туризме.

Сегодня профессиональный праздник отмечают хранители и создатели культуры — сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективы художественной самодеятельности. К своему празднику конечно же, традиционно организуют множество прекрасных культурных мероприятий.

 «Благодаря активной деятельности сотрудников музеев и библиотек, театров и концертных организаций, педагогов, специалистов домов культуры, представителей творческих союзов Ростовская область по праву остается одним из культурных центров России. В сложной эпидемиологической ситуации вы продолжили свою деятельность. Только в онлайн-формате организовали более 300 тысяч мероприятий. Среди них — Донской культурный марафон, Всероссийский театральный фестиваль «Завтра была война» и другие. В Год памяти и славы более 10 тысяч мероприятий были посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Большая работа проведена по ремонту памятников и мемориальных комплексов. В планах этого года — около сотни новых спектаклей и концертных программ, юбилеи творческих коллективов, гастроли по области и стране, фестивали, конкурсы профессионального мастерства. Безусловно, все они будут проходить в форматах, которые позволит санитарно-эпидемиологическая обстановка.» (выдержка из поздравления Голубева В.Ю. и Ищенко А.В. от 24.03.2021г.)

Культурные традиции Дона были заложены донским казачеством, которое возникло из беглых российских крестьян и станичников. Они пришли на Дон, чтобы жить свободно и защищать эту сво­боду. В сущности, это была первая российская «эмиграция» — эмиграция крестьянская, береж­но хранившая любовь к труду земледельца и к матушке России. За более чем 400-летнюю исто­рию донского казачества — а она, по справедливой мысли В.Г. Белинского, «побочная река, впа­дающая в большую реку русской жизни» — сло­жилась его богатая духовная культура.

Наиболее ярко она проявилась в художествен­ном народном творчестве Дона. Она имеет боль­шую эстетическую, историко-литературную и по­знавательную ценность как высокохудожественный памятник русской культуры и свидетельство важ­нейших событий в жизни казачества.

Донская земля взрастила многие дарования в различных сферах искусства, которые стали за­тем гордостью отечественной культуры. Художники В. Часовников, Я. Минчеваков, Д. Орлов-Моор, Н. Дубовский, И. Крылов, М. Греков и др. талантливо передали красоту родного края, сильные и яркие характеры его жителей, трагизм народа в годы гражданской войны. Богата история литературы Дона. На Донс­кой земле жили и работали А.П. Чехов, Д. Мордовцев, К. Станюкович, Н. Кукольник и другие. От дон­ской истории неотделимы творческие биографии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. Горького, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.И. Солженицына и других поэтов и прозаиков. Донская земля подарила миру феномен лите­ратуры XX в. — М.А. Шолохова. В русле шолохов­ских традиций творили мастера слова Д. Петров (Бирюк), Г. Шолохов-Синявский, В. Закруткин, А. Калинин, М. Никулин и т.д., оставившие замет­ный след в современной русской литературе. Композиторы С. Рахманинов, М. Гнесин, Р. Глиэр, В. Захаров, Д. Покрасс и другие обогатили рус­скую музыку новыми жанрами, темами и мелодия­ми,способствовали выявлению молодых дарований. Известные певицы И. Юрьева и Л. Русланова начинали свой блистательный путь с ростовской сцены. Драматические театры Ростова, Таганрога и Новочеркасска содействовали расцвету дарования В. Комиссаржевской, Ю. Завадского, М. Тарханова, В. Давыдова, Н. Мордвинова, В. Марецкой, Р. Плят­та, Ф. Раневской и других деятелей театрального искусства.

В 1964 году был создан театр юного зрителя. В 1997 году ТЮЗ получил звание академического. В 2001 году переименован в Ростовский областной академический молодёжный театр. За годы советской власти и после театр претерпел многие изменения, также как и многие театры нашей необьятной России.

В нашем городе также работает на радость всем любителям-театралам Ростовский  академический театр им. М. Горького. Здание Ростовского театра им. Горького построено в 1930—35 гг. по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха. Внешним видом театр напоминает трактор. Здание входит в список шедевров эпохи конструктивизма — в Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два макета: собор Василия Блаженного и Драматический театр им. Максима Горького. Ле Корбюзье и Оскар Нимейер называли театр жемчужиной советской архитектуры.

Ростов-на-Дону – город с богатой опереточной традицией. Без малого 70 лет (1931–1999) существовал театр музыкальной комедии, считавшийся одним из лучших в стране. Его правопреемник – Ростовский музыкальный театр, на сцене которого идут оперы и балеты, но и оперетта занимает в репертуаре достойное место. Однако первое знакомство города с этим жанром состоялось ещё в 1869 году благодаря местному антрепренёру Григорию Вальяно. Оперетта полюбилась горожанам, закрепилась в городе. Сменялись эпохи, Россию сотрясали социальные и военные катаклизмы, особо ощутимые на Юге, в театральной жизни царило «броуновское движение» опереточных антреприз – неизменным с 1870-х и по 1920-е годы оставалась одно: востребованность оперетты как жанра в Ростове. Не снизилась она и в последующем. Созданный в 1931 году Ростовский государственный театр музыкальной комедии, имеющий за плечами такую богатую предысторию, пользовался пылкой любовью ростовчан и считался одним из лучших в стране. На исходе XX века оперетта влилась в состав вновь организованного Ростовского музыкального театра, стала соседствовать с оперой и балетом, но среди них не потерялась, радуя масштабными премьерами.

На днях мы знакомили Вас с не менее популярным театром кукол. (мероприятие, посвященное международному дню кукольника от 23.03.21. http://mno.blogs.donlib.ru/2021/03/20/teatralnyj-jekskurs-jetot-dom-takoj-krasivyj-v-nem-volshebniki-zhivut-k-mezhdunarodnomu-dnju-teatra-kukol/)

С древнерусским искусством, картинами, скульптурами русских и зарубежных мастеров XVII—XIX вв. познакомят экспозиции Музея изобразительных искусств Ростова-на-Дону. Большую ценность представляют картины Айвазовского, Куинджи, Шишкина, Коровина и других известных живописцев. Также в РОМИИ можно увидеть произведения декоративно-прикладного искусства и работы донских художников.

Ростовский областной музей краеведения обязателен для посещения всеми, кто интересуется историей города и края. Более 300 тысяч экспонатов раскроют тайны глубокой древности, расскажут о традициях и культуре народов Дона.

Погрузиться в исторические события и узнать больше о традициях ростовчан можно не только в центре, но и в области.

Одно из таких мест — Музей-заповедник «Танаис» состоит из целого комплекса археологических памятников, датируемых разными периодами с эпохи палеолита до XIX века.

В прошлом году был открыт военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Впечатляет абсолютно всё! Начиная от переходного моста и заканчивая экспозицией современной техники. Центром мемориала стала «дорога жизни».

Сотрудников библиотек особенно радует сегодняшняя дата. Ведь «нести культуру в массы» – их первостепенная задача. Это воплощается ими на сегодняшний день в самых разнообразных формах в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Наряду с участием практически во всех культурных событиях страны и родного города, они поддерживают культурно-просветительные и партнерские  отношения с объектами образования и культурными  учреждениями своего любимого города. Всегда рады уделять внимание и оказывать профессиональную помощь и поддержку своим читателям.

Наши / [авт. проекта Любовь Александровна Суркова]. — [Изд. 3-е испр. и доп.]. — [Ростов-на-Дону : МУ «Управление культуры Администрации города Ростова-на-Дону : Омега Паблишер, 2009]. — 22х31 см.

Наши / [авт. проекта Любовь Александровна Суркова]. — [Изд. 3-е испр. и доп.]. — [Ростов-на-Дону : МУ «Управление культуры Администрации города Ростова-на-Дону : Омега Паблишер, Т1/2009]. — 22х31 см.

Редьков, Н. Н.  Культура Южной столицы : история и современность / Н.Н. Редьков, Г.Л. Беленький, Л.П. Лисицына. — Ростов-на- Дону : [Донской издательский дом],  2008. — 298 с. : ил. ; 31 см.

Культура Дона : литературно-  художественный и искусствоведческий  альманах Министерства культуры Ростовской области / [гл. ред: Береговой А. Г.] ; Мин-во культуры РО.  — Ростов-на-Дону : Донской писатель,  2013. — 159, [1] с. : ил., портр., фот. ; 30 см. + 1 электрон. опт. диск  (CD-ROM).

Мероприятие подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал

Рандеву «Певицами рождаются» -к 115-летию Клавдии Шульженко.

Сегодня 115 лет со дня рождения певицы Клавдии Шульженко. Ее концерты во время Великой Отечественной стали символом надежды.  Артистичная и романтичная. Каждое выступление Клавдии Шульженко – как маленький спектакль. Сценический образ – главная статья расходов певицы. Все гонорары от концертов уходили на косметику, платья и французские духи.

Первым сценическим опытом для Клавдии Шульженко стали семейные спектакли. Еще в Харькове вся семья бухгалтера управления железной дороги участвовала в импровизированных представлениях прямо во дворе собственного дома. Чаще всего ставили сказки, и публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Шульженко любил петь и надеялся, что его дочь тоже станет певицей. Но сама она грезила кино и сценой. Девочка знала чуть ли не наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. По настоянию отца Клавдия Шульженко начала заниматься вокалом с профессором консерватории Никитой Чемизовым, но преподавателю учить юную исполнительницу было практически нечему: голос у нее был поставлен от природы.

В неполных 17 лет Шульженко набирается смелости и приходит (без приглашения и звонков) к худруку Харьковского театра драмы Николаю Синельникову. У него только что закончилась репетиция, но он соглашается принять девушку. «Что вы умеете?» — «Все! Петь, танцевать, декламировать!» Одетая в платье матери, она спела любимую «Распрягайте, хлопцы, коней» и навсегда покорила Синельникова. Он без проб взял ее в оперетту «Перикола». Аккомпанировал девушке 22-летний Исаак Дунаевский, композитор и дирижер, дружбу с которым она сохранит на всю жизнь. В 1923 году Клавдия Шульженко впервые пела на сцене — романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь», а спустя всего пять лет артистка выступала на  сцене  Мариинского театра на концерте ко Дню печати. Ее никто не знает, она в городе проездом. Однако публика не отпускает певицу, и вместо двух песен она исполняет шесть. Разовый ангажемент приносит невероятные плоды — Шульженко получает приглашение от Ленгосэстрады и знаменитого джаз-оркестра Скоморовского. 

Великая Отечественная война привела артистку в армию. Организованный в 1940-м году джаз-оркестр под управлением Шульженко и Коралли стал настоящим фронтовым ансамблем. Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, и на передовой.

В 1942 году на киноэкраны не вышел праздничный фильм-концерт, формально приуроченный к 25-й годовщине революции. Его настоящая задача — поддержать боевой дух в тылу и на передовой, но главное — сохранить хотя бы иллюзию недавней мирной жизни. В черно-белый часовой «Концерт фронту» попадает «Синий платочек», поднятый в кадре ослепительной Шульженко как знамя.  Следом на пластинках выходит «Давай закурим» Ильи Френкеля и моментально становится фронтовой классикой на века.   Неизменное концертное платье и каблуки — будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только во время блокады Ленинграда состоялось более 500 концертов. Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды. В память об ужасе войны и окопных буднях выходит тихий гимн «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».

Она была королевой сцены. Трудолюбивой и требовательной – к себе и окружающим. Много репетировала и приезжала обязательно за час до концерта, вспоминает личная ассистентка Шульженко Маргарита Рыкунина. Клавдия Шульженко стала символом эпохи, непритязательные песни в ее исполнении становились историями из жизни, «окартиненными» то кастаньетами, то связкой писем, то веткой сирени, то синим платочком, что взмывал над сценой и «падал с опущенных плеч».

Голос Шульженко звучал на всех фронтах, а воплощением нежности и затаенной тоски по дому стала песня «Синий платочек». Салонный романс, написанный изначально на польское стихотворение, получил совершенно иное звучание.

«Девичьи плечи», «горючая слеза» и «милые речи» стали драгоценны, как и предположить не могли Ежи Петербургский и Яков Галицкий, создатели довоенного, вполне салонного «Синего платочка», наверное, главного шедевра Клавдии Шульженко. Ну конечно, в бой шли за Родину. Но у полководцев и политработников той тяжелой поры хватило чутья ли, самосохранения ли, мудрости ли, чтобы звучало в душе солдата, идущего на погибель (да и в их собственной душе) вот это. И нежным колоколом било в грудь — умри, но сломай врага, а лучше выживи, вернись:

И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Автором нового текста был лейтенант Михаил Максимов, и песня стала неизменной спутницей Клавдии Шульженко на всех концертах и военного, а потом и мирного времени. Конечно, в первоначальном варианте «Синего платочка» никаких пулеметчиков не было. А поразительные по простоте и точности строки написал лейтенант Михаил Максимов, который, однажды почти стесняясь, принес певице сложенный вчетверо листок. После концерта он предложил свой вариант «Синего платочка», и Клавдия Ивановна поняла: это встанет в один ряд с «Вставай, страна огромная». И уже на следующий день пела на фронтовом концерте:

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих.

Клавдия Шульженко «Синий платочек». Голубой огонек 9 мая (1975)

В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» выходят её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова). В декабре 1983 года Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» режиссёра — С. Журавлёва, премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.


К.Шульженко. Три вальса

Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980 году, тогда же написала сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983 году на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» — история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.

Народной артисткой Клавдия Ивановна стала только в 65. Несколько лет она еще будет гастролировать – неизменно при аншлагах. На своем последнем юбилейном концерте, еще не начав петь, услышит трехминутные овации.

Книжные и нотные издания из фонда МНО.

 Василинина, Ирина Алексеевна. Клавдия Шульженко / И. Василинина. —  Москва : Искусство, 1979. — 176 с.,[16] л. ил. ; 17 см. — (Мастера советской эстрады).

Шульженко, Клавдия Ивановна. Когда вы спросите меня./К.Шульженко. — Москва: Молодая гвардия, 1985.

Второе издание книги выдающейся советской артистки Клавдии Ивановны Шульженко (1906-1984) о своем творческом пути, о песне и времени, в котором она рождена, о коллегах — композиторах, поэтах, артистах.Книга адресована широкому кругу читателей.Первое издание книги вышло при жизни певицы — в 1981 г., второе опубликовано без изменений

Мастера советской эстрады [Ноты] : песни для голоса в сопровождении   фортепиано (гитары, баяна) /  [составитель В. Судовых]. — Москва :  Музыка, 1986.  Вып. 1: Леонид Утесов, Клавдия  Шульженко.

Из репертуара Клавдии Шульженко : Синий платочек / муз. Г. Петерсбургского ; сл. Я. Галицкого и М.Максимова. Давай закурим / муз. М.Табачникова ; сл. И. Френкеля. Где же вы теперь, друзья-однополчане? / муз.В. Соловьева-Седого ; сл. А. Фатьянова.  Молчание / муз. И. Дунаевского ; сл. М. Матусовского. Бабушкино танго / муз. Э. Колмановского ; сл. В. Раздольского.  Возьми гитару / муз. А. Лепина ; сл. М. Пляцковского.

 Певцы советской эстрады : [сборник статей / составитель Л. Булгак]. —  Москва : Искусство, 1977. — 223 с. 

 Содержание: Л. Утесов, Л. Русланова, К. Шульженко, Г. Виноградов, В. Бунчиков В. Нечаев, М. Бернес, Г. Отс, Л. Зыкина, В. Трошин, М. Кристалинская.

Поет Клавдия Шульженко [Ноты] :песни для голоса в сопровождении  фортепиано / [автор вступительной  статьи «Песни Клавдии Шульженко» Марта  Линецкая]. — Москва : Музыка, 1969. — 72, [2] с.

 Хотулев, Вячеслав Викторович.  Клавдия Шульженко : жизнь, любовь, песня / Вячеслав Хотулев. — Москва : Олимп, 1998. — 411 с.

Использованы материалы интернет-публикаций: https://www.culture.ru/materials/96782/frontovaya-zvezda-klavdiya-shulzhenko, https://mir24.tv/news/16452919/frontovaya-zvezda-ispolnilos-115-let-so-dnya-rozhdeniya-pevicy-klavdii-shulzhenko

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Музыкальный калейдоскоп «Музыкальный звездопад» – неделя музыки для детей и юношества. ДШИ им. Артамонова.

Стало доброй традицией ежегодно в конце марта в организациях образования и культуры проводить Неделю музыки для детей и юношества, призванную пробуждать интерес школьников к музыкальному искусству, расширять их культурный кругозор и приобщать к исследовательской работе. Обращение к жизни и творчеству выдающихся композиторов и исполнителей в рамках проведения мероприятий Всероссийской недели музыки позволяет мотивировать школьников к постижению отдельных направлений в отечественном музыкальном наследии в частности и мировой музыкальной культуры в целом.

Приглашаем Вас на концерт, посвящённый Неделе музыки, подготовленный педагогами и учащимися ДШИ им. Артамонова.

«На Урале, на Кубани». Исполняет Анна Полтанова. Класс преподавателя Французян Ларисы Борисовны

Юрий Саульский, в обработке Антона Байдакова «Черный кот». Исполняет Быстрова Вероника (домра). Класс преподавателя Конончук Ирины Валентиновны, концертмейстер Кольцова Людмила Петровна.

Хореографическая композиция в исполнении Театра танца «Галатея». Руководитель — Сотник Галина Владимировна.

Джулиани. Тарантелла. Исполняет Ким Ильмира (баян). Класс преподавателя Крамаренко Раисы Николаевны.

Нина Голова «Почти вальс». Исполняет дуэт ArtiNi в составе: Артемий и Нина Головы.

С. Кесаян Концертино. Исполняет Сурен Марабян (скрипка). Класс преподавателя Пьянковой Елены Анатольевны, концертмейстер Вашедская Ольга Юрьевна.

В.А. Моцарт в обработке Давида Тухманова «Турецкий марш». Исполняет вокальное трио. Класс преподавателя Мостицкого Валентина Анатольевича, концертмейстер Глинская Ирина Николаевна.

П.И. Чайковский Танец феи Драже. Исполняет фортепианный дуэт в составе: Нина Голова и Арина Саитова.

Эйленберг «Катание на санях». Исполняет фортепианный дуэт в составе: Нина Голова и Арина Саитова.

На сцене инструментальный ансамбль Арт джаз. Руководитель Городничева Лариса Юрьевна.

Хореографическая композиция «Жемчужинки». Исполняет детский хореографический ансамбль «Danse classique». Руководитель Дуванская Дарья Сергеевна.

Мацюшевич С.И. На лужайке. Исполняет — Чешкова Мария. 3 класс. Преподаватель – Самарина Наталья Михайловна. Концертмейстер — Метлицкая Юлия Григорьевна.

Д. Лерман Испанский танец. Исполняет ансамбль гитаристов. Руководитель Сухов Антон Владимирович

Представляем Вашему вниманию выставку нотных изданий «Волшебная власть музыки». На выставке представлены сборники песен для детей и юношества из музыкально-нотного отдела.

Кюи Ц.А. Песни и хоры для детей в сопровождении фортепиано и «a cappela»: Ноты. — Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТАМУЗЫКИ», 2018. — 48с. — (Учебники для вузов. Специальная литература). Данный сборник включает в себя различные песни и хоры для детей в сопровождении фортепиано и «a capella». Он также представляет интерес для детей тем, что являет собой цикл, объединенный темой природы, животного мира и сменой времен года.
Издание адресовано учащимся и педагогам детских музыкальных школ и школ искусств, певцам, хормейстерам, руководителям и участникам хоровых студий, студентам дирижерско-хоровых отделений музыкальных колледжей и вузов, вокальным педагогам.

Мишакова М. ЖИВУТ НА СВЕТЕ ПЕСЕНКИ: песни для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/ М. Мишакова, Е. Степанова. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 69с. — (Любимые мелодии). Песни, представленные в сборнике, предназначены для разучивания с детьми и использования в различных видах музыкально-игровой деятельности. Уровень сложности мелодий соответствует возрастным возможностям старших дошкольников и младших школьников. Литературный материал отличают разнообразие и свежесть образов, расширение их сферы, обращение к внутреннему миру ребёнка, его мыслям и чувствам.
Данный материал будет интересен музыкальным руководителям учреждений дошкольного образования, учителям музыки общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, преподавателям сольфеджио ДМШ и ДШИ, руководителям хоровых студий и кружков, педагогам детских развивающих центров, а также родителям, занимающимся музыкальным развитием своих детей.

Поддубная Е.А. Сборник патриотических песен «Морские звёзды»: ноты/ Е.А. Поддубная. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2019. — 64с. — (Учебники для вузов. Специальная литература). Вы держите в руках сборник, который, учитывая актуальность выбора репертуара для детских ансамблей и хоров, предлагает песни многогранной воспитательной направленности, нацеленной на развитие у младших школьников патриотизма, любви к истории Отечества, выбору будущей профессии. Песни интонационно выразительны, мелодичны; тесситура и аккомпанемент удобны для исполнения.
Сборник адресован хормейстерам учреждений образования и культуры, музыкальным руководителям дошкольных центров, учителям музыки.

Ремизовская Е.Р. Танцуйте, крошки!: сборник песен и танцев для дошкольников Е.Р. Ремизовская. — Ростов нД: Феникс; Минск: Издательство «Четыре четверти», 2012. — 125с. — (Любимые мелодии). Сборник предназначен для детей раннего и младшего дошкольного возраста (с 1–4 лет), включает различные танцы и музыкальный материал, который содействует развитию у детей музыкальных способностей, двигательной и творческой активности, воображения, музыкально-творческого мышления, развитию танцевального и танцевально-игрового творчества. Сборник адресован музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

Сборник детских джазовых песен «Резиновая уточка»: Учебное пособие /Сост. К.В. Ротаева, В.Н. Гринин. — Спб: Издательство «Лань», Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. — 96с.: ноты. Сборник предназначен для тех, кто любит петь джазовые песни на русском языке. Авторы постарались адаптировать джазовую музыку для широкой аудитории: для любителей музыки, для профессиональных музыкантов и для учащихся музыкальных школ. К сборнику прилагается аудиодиск (CD) с концертными фонограммами всех песен, и демо-проигрывание нот каждого произведения.

Синенко В. Дороги вдаль бегут: Песни и хоры для детей: В сопровождении фортепиано. — М.: Музыка. — 84с. Владимир Синенко — композитор и педагог, член Союза композиторов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, живет и работает во Владивостоке. Он автор детских песен, музыки к театральным спектаклям. Его вокально-хоровые сочинения входят в репертуар многих детских и юношеских коллективов, используются в концертной и педагогической практике. Издание адресовано дирижерам-хормейстерам, учителям музыки в школе, хоровым и любительским коллективам.

Славкин М. Шиворот-навыворот: Песни и хоры для детей младшего и среднего возраста. — М.: Музыка, 2017. — 124с. В сборник вошли песни и хоры композитора Михаила Славкина, написанные на стихи Олега Григорьева, Ирины Пивоваровой, Ирины Токмаковой, Генриха Сабгира, Льва Яковлева и др. Жанровое разнообразие произведений позволяет создать яркие музыкальные образы и развить творческую фантазию юных исполнителей. Издание адресовано хормейстерам, педагогам и руководителям детских музыкальных коллективов.

Шатрова Е.Е. Сборник хоровых и ансамблевых произведений «В поисках чуда»: ноты /Е.Е. Шатрова. — 2-е изд., стер. — Спб: Лань: Планета музыки, 2020. — 56с. — (Учебники для вузов. Специальная литература). Третий, заключительный выпуск серии «Джаз в детском хоре» адресован хормейстерам и руководителям детских хоровых коллективов для работы со старшим хором. В сборник вошли джазовые произведения как отечественных, так и зарубежных композиторов в переложении для детского хора, с учетом вокальных возможностей и общей музыкальной подготовки детей. Это издание является учебно-методическим пособием: здесь к каждому произведению даны комментарии и практические рекомендации, которые помогут справиться со сложностями освоения джазовой музыки. Материал сборника украсит репертуар любого детского хорового коллектива и расширит музыкальный кругозор юных исполнителей.

Школьные шлягеры: Песни и хоры для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных организаций: Учеб. Пособие / Сост. Ю.Б, Алиев. — М.: Музыка. — 124с. Сборник, составленный известным методистом, доктором педагогических наук Ю. Б. Алиевым, содержит тщательно отобранный музыкальный материал для занятий в 1—11-м классах общеобразовательной школы, а также для детских хоровых коллективов. В издание вошли сочинения, наиболее любимые школьниками — песни прошлых лет, современные песни, популярные классические произведения. В конце пособия помещены методические пояснения, адресованные преподавателям школ и руководителям детских хоровых коллективов.
Я нашёл ритм. Джаз в детском хоре. Вып.3: Для старшего хора/Сост. М. Славкин. — М.: Музыка, 2009. — 144с. Третий, заключительный выпуск серии «Джаз в детском хоре» адресован хормейстерам и руководителям детских хоровых коллективов для работы со старшим хором. В сборник вошли джазовые произведения как отечественных, так и зарубежных композиторов в переложении для детского хора, с учетом вокальных возможностей и общей музыкальной подготовки детей. Это издание является учебно-методическим пособием: здесь к каждому произведению даны комментарии и практические рекомендации, которые помогут справиться со сложностями освоения джазовой музыки. Материал сборника украсит репертуар любого детского хорового коллектива и расширит музыкальный кругозор юных исполнителей.

Материал подготовила зав.сектором абонементом — Беспалова Л.Г.

Поэтический час «России стихотворная душа» -к Дню поэзии.

День поэзии — весенний солнечный день, праздник стихов, лириков, людей с неравнодушным сердцем, отзывающимся на музыку рифмы. Обычно в этот день в гостях у музыкально-нотного отдела были встречи с поэтами нашего города. Звучали стихи и песни. Сегодня мы с удовольствием публикуем стихи наших посетителей, читателей, участников клуба «Романсеро» — Татьяны Вороновой, Людмилы Кузнецовой, Антонины Рыбалкиной, Петра Никитина, Владимира Коваленко. Ваши сборники, когда-то подаренные нашей библиотеке, сегодня откроют свои страницы на нашем блоге. Пишите, творите и приходите к нам в гости после долгой зимы, невзгод, ограничений, изоляции. Мы всегда рады поэтическому общению с нашими друзьями !

Представляем вашему вниманию стихи наших авторов, в которых слышна поступь весны!

Их нежный поцелуй
  Вы знали, что цветы умеют целоваться?
Я видела их нежный поцелуй.
И разум вдруг сказал: «Ты можешь любоваться,
А вот попробуй чувства зарифмуй».
И до меня дошло, что я не понимаю,
Как передать мне поцелуй цветов?
Я все сравнения в уме перебирала,
Но не смогла найти я нужных слов.
О, чувства нежные! Вас сердцем принимают,
А если вдруг кому-то тяжело,
Учитесь у цветов, они секреты знают,
Как выражать любовь свою светло.

Татьяна Воронова.

Кошачья лирическая
Весна-краса! И где-то рядом Мурка,
Я к ней сейчас, конечно, побегу,
Лишь на мгновение замру и муркну,
Так выразить я свой восторг смогу.
О ароматы, что пьянят и манят!
Я не боюсь в них окунуть свой нос,
Ведь мой Мурёнок ласковее станет,
Когда поймёт, что я цветы принёс.

Татьяна Воронова.

Серый март

Антонина Рыбалкина 2            

В небе тучка набежала,
                мелкий дождик сеет…
                В поле травка показалась,               
                Поле зеленеет.
                Иван Суриков.
Что-то серый сегодня наш март
И погодой похож он на осень.
Небо в тучах и хмурится очень…
Как же  мне о весне написать?

Написать, что уйдёт скоро март
И вокруг небосвод посветлеет,
Настроенье  у нас  потеплеет
И весёлый услышим  мы гвалт.

А  пока вдохновенье ушло…
По весенним оно бродит лужам.
Рифма нужная в воздухе кружит,
Но поймать мне  её  нелегко.

Сотый раз написать  я хочу,
Что весна наступает с азартом,
Но моё вдохновение в марте,
Ветер  гасит, как будто свечу…

https://stihi.ru/2017/03/22/11171

Весенняя песенка

Антонина Рыбалкина 2

«До весны осталось мало дней.»-
прожурчал нам весело ручей!
И поют нам птицы:»Тру -ля-ля,
к нам спешит красавица весна.

Открывайте двери, поскорей,
пусть она войдёт в ваш дом быстрей!»
Показался первый лепесток,
вот уже расцвёл весны цветок.

И растаял на площадке снег.
Во дворе весёлый слышен смех.
Вместо санок у детей футбол,
у мальчишек радость-первый гол!

Всем детишкам хочется тепла,
поснимала шубки детвора.
Не загонишь их теперь домой,
они дружат с тёплою весной!

https://stihi.ru/2018/02/20/9729

 Христово Воскресение.

Светлое Христово Воскресение.
Звон колоколов ведёт рассвет.
В воздухе природы пробуждение,
Сердце согревает веры свет.

Празднично, нарядно и светло,
Позолотой купола горят.
И детей безгрешные глаза
Словно вечность, в душу мне глядят.

Разогнулись потихоньку плечи,
И не так уж тянет жизни крест,
И звучит как вестник всепрощенья,
Многократное:»Христос воскрес!»

Людмила Кузнецова.

Ах, весна! Пора для всех желанная…
В розовой одежде абрикос.
Громче птичьи свисты неустанные,
Выпускает ива зелень кос.
Всё сильней звучание бравурности
В песне скрытых травами певцов.
В ясных небесах разлив лазурности,
Вёдром долгим радует косцов.
Скоро свечи на ветвях каштановых
Вспыхнут, вызывая благодать.
Вновь палитра красок зорь шафрановых
Радость будет взору доставлять.
Соприсущий времени цветения,
Жажде новой жизни отдаюсь,
И твоим, весна, прикосновением
От унынья зимнего лечусь.
Пётр Никитин.

Свои возьму слова и к музыке пристрою,
И песней станет вдруг мой простодушный стих.
И если песня та чего-нибудь да стоит,
Куплетом возращусь на землю хоть на миг.
Пусть простенький мотив людской души коснётся,
И радость принесёт хотя бы на двоих.
И вместо горьких слёз девчонка улыбнётся.
Я благодарен им за тот короткий миг.
Хоть автор не знаком,вы пойте песню смело.
Ему там всё равно, забот там нет земных.
И если вам мотив поможет делать дело,
Награды лучшей нет, что повторится миг.
Для человека миг всегда чего-то значит.
Мгновеньем дорожи, ему — приоритет.
И если у тебя душа поёт и плачет,
Всегда тебя возьмут хоть в трио, хоть в квартет.

Владимир Коваленко.

Знакомый перекрёсток рядом с нашей библиотекой! Наш Ростов, наш город готовится принять тепло, готовится к новому цветению природы.

Мой Ростов
 
Ростов любимый отражался в лужах.
Такое было много-много раз.
Но я решила, что мне очень нужно
Увидеть это заново сейчас.
Как необычно показал фотограф
Омытый чистой свежестью Ростов!
Сверкает так, что даже в светофорах
Мы видим отражение домов.
Он смотрится торжественно, красиво —
Столица юга всё же, как никак! —
С российским стягом рядом горделиво
Казачества донского реет флаг.
Ростов наш на Дону — прекрасный город,
Гостеприимный, шумный, деловой.
Для многих интересен он и дорог,
Для ростовчан, конечно же, родной.
И снова обращая взоры к фото,
Я с гордостью на город наш смотрю,
Пусть станут завершающей здесь нотой
Мои слова, что я Ростов люблю!
Татьяна Воронова.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Театральный экскурс «Этот дом такой красивый, В нем волшебники живут» -к Международному дню театра кукол.

21 марта отмечается международный день кукольника.  С предложением отмечать международный день кукольника в 2000 году выступил представитель иранского театра Дживад Золфагарихо. Его выступление на очередном Конгрессе профильного международного союза вызвало положительный отклик собравшихся, но на принятие окончательного решения ушло еще два года. В 2002 году была утверждена дата праздника – 21 марта. Президент организации Маргарета Никулеску даже дала рекомендации, согласно которым в этот день все представители профессии должны объединиться с целью демонстрации спектаклей по всему миру.

Из истории праздника

Считается, что первые куклы появились еще в Древнем Египте – его жители лепили из глины фигурки богов. На Руси из соломы и ткани мастерили тряпичных кукол, вначале служивших оберегами, а позже – игрушками для детей. Идея использовать эти рукотворные создания для показа театральных сценок, по мнению историков, зародилась в Древнем Риме. Кукольники перемещались по улицам городов с чемоданчиками, служившими и хранилищем реквизита, и сценой. Кукольник был и хозяином театра, и выполнял в нем всю работу: придумывал сценарий, мастерил героев, шил им костюмы и раскрашивал лица, управлял ими на сцене. В Европе профессия в таком виде существует и поныне.   В 1931 году в Советском Союзе был открыт первый кукольный театр, где свое место на сцене занял человек. Им был Сергей Образцов. Он надевал куклу на руку и таким образом управлял ею.Сегодня в спектаклях участвуют как фигуры,приводимые в движение с помощью различных механизмов, так и актеры, исполняющие наряду с функциями кукловодов и свои собственные роли. 

Советская школа изначально была настроена на специализацию. В современных российских театральных вузах есть отдельные факультеты, готовящие специалистов для работы с куклами. Поэтому и постановки этих двух школ значительно разнятся: европейские мастера дают, как правило, камерные представления, в которых задействовано от одного до трех человек. Такой театр обладает мобильностью и не требует значительных материальных затрат. Отечественные спектакли зачастую отличаются масштабом сцены, декораций, внушительной труппой. Такое разнообразие, не приводя к соперничеству, обогащает искусство, а его поклонникам дает возможность выбора.

Ростовский государственный театр кукол им. народного артиста России В.С. Былкова, Ростовский областной театр кукол один из старейших в стране. Его история начинается с группы кукольников, начавших работать для детей ещё в 20-е годы прошлого столетия. Причем кукольники, а среди них были: М. Кушнаренко, Н. Смирнова, А. Дора и другие, работали столь успешно, вдохновенно и талантливо, что Азово-Черноморский крайком комсомола принял решение о создании театра кукол. Впервые он распахнул свои двери для зрителей в 1935 году. На его спектаклях выросло несколько поколений жителей Донского края. Ставшие уже взрослыми, они приводят своих детей и внуков в театр своего детства.

В разное время театром руководили известные режиссеры: Борис Сахновский — ученик К.С. Станиславского, Леонид Стельмахович — ученик В.Э. Мейерхольда. Более 35-ти лет художественное руководство возглавлял ученик С.В. Образцова – Владимир Былков (в 2011 году театру присвоено его имя).  История театра помнит всех стоявших у истоков его открытия замечательных артистов: заслуженная артистка России С. Исаева, М. Кушнаренко (внучка Елена с успехом продолжает служить Мельпомене), С. Улыбашев, Л. Чубков, Г. Пидько, А. Деркач, среднее и младшее поколения: Р. Грибов-Чарский, И. Кушнаренко, Л. Садекова, Е. Сенча, А. Рыбальченко, Е. Шевцов, Л. Шевцова, А. Мозгунов, Н. Васильева, Т. Назаренко, А. Репрынцева, Г. Кекликова, Л. Сидельникова, В. Малый, С. Евдокимов, Л. Кутявина, А. Белевский.  Театр неоднократно, с неизменным успехом у зрителей и признанием театральной общественности, гастролировал по России и по странам ближнего и дальнего зарубежья: Донецк, Харьков, Киев (Украина), Кишинев( Молдавия), Москва, Краснодар, Ставрополь, Владикавказ (Северная Осетия), Ереван (Армения), Хельсинки, Каяни (Финляндия), Дублин( Ирландия), Глазго, Эдинбург (Шотландия), Лондон (Англия), Бонн, Берлин, Дортмунд (Германия), Париж, Канны, Ницца (Франция), Мадрид, Барселона, Ллорет-де-мар (Испания), Лодзь, Ломже, Варшава (Польша), София, Плевен (Болгария), Ла-Валетта (Мальта), Монако, Монте-Карло (Монако), Сан-Ремо (Италия).

Театр является Лауреатом многих всероссийских и международных фестивалей. «Артвизит 1999, 2000, 2001», «Русская комедия 2002», «Мельпомена 1996, 1997, 1999, 2001, 2010», «Декада Донского театра 2001», «Серебряный Осетр 2001», «Ляльковi зустрiчi 2002, 2004», «День туманяновской сказки 2007», «Каталония-страна Лунного кота 2007, 2008, 2011». Многие творческие личности, работающие в театре награждены Почетными знаками «За достижения в культуре» Министерства культуры Российской Федерации, грамотами и благодарностями Министерства культуры РФ, Губернатора Ростовской Области, Министерства культуры Ростовской области и РО СТД РФ, специальными призами семинаров театральных журналистов. 

Театр трижды побывал с творческими отчетами-гастролями в Москве в 1953, 1985, 1998 годах, где получил за свои спектакли высокую оценку театральной критики, общественности, неподдельный интерес СМИ и радушный прием зрителей. Причем «патриарх» российских кукольников — С.В. Образцов высоко оценил творчество самобытной, перспективной и уникальной труппы Ростовского государственного театра кукол.

Представляем издания из фонда МНО

Театральный вестник : информационное издание / [учредитель — ООО «Гранд»] ; гл. ред. [Буянин Юрий Николаевич]. —  Ростов-на-Дону : Гранд, 2/2019. — 28 см.

Театральный вестник : информационное издание / [учредитель — ООО «Гранд»] ;  гл. ред. [Буянин Юрий Николаевич]. — Ростов-на-Дону : Гранд, 6/2020. — 28 см.

Театральный Дон. Избранные страницы летописи : [фотоальбом / автор текста: Любовь Суркова ; Министерство культуры Ростовской области]. — Ростов-на-Дону :б.и., 2019. — 102, [1] с. : ил.,  портр., фотоил. ; 22х30 см.

Я вхожу в мир искусств :  репертуарно-методическая библиотечка /  учредитель М. Гааз. — Москва :  Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования, 2016.

Мероприятие подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором МНО