Сегодня 115 лет со дня рождения певицы Клавдии Шульженко. Ее концерты во время Великой Отечественной стали символом надежды. Артистичная и романтичная. Каждое выступление Клавдии Шульженко – как маленький спектакль. Сценический образ – главная статья расходов певицы. Все гонорары от концертов уходили на косметику, платья и французские духи.
Первым сценическим опытом для Клавдии Шульженко стали семейные спектакли. Еще в Харькове вся семья бухгалтера управления железной дороги участвовала в импровизированных представлениях прямо во дворе собственного дома. Чаще всего ставили сказки, и публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Шульженко любил петь и надеялся, что его дочь тоже станет певицей. Но сама она грезила кино и сценой. Девочка знала чуть ли не наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. По настоянию отца Клавдия Шульженко начала заниматься вокалом с профессором консерватории Никитой Чемизовым, но преподавателю учить юную исполнительницу было практически нечему: голос у нее был поставлен от природы.
В неполных 17 лет Шульженко набирается смелости и приходит (без приглашения и звонков) к худруку Харьковского театра драмы Николаю Синельникову. У него только что закончилась репетиция, но он соглашается принять девушку. «Что вы умеете?» — «Все! Петь, танцевать, декламировать!» Одетая в платье матери, она спела любимую «Распрягайте, хлопцы, коней» и навсегда покорила Синельникова. Он без проб взял ее в оперетту «Перикола». Аккомпанировал девушке 22-летний Исаак Дунаевский, композитор и дирижер, дружбу с которым она сохранит на всю жизнь. В 1923 году Клавдия Шульженко впервые пела на сцене — романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь», а спустя всего пять лет артистка выступала на сцене Мариинского театра на концерте ко Дню печати. Ее никто не знает, она в городе проездом. Однако публика не отпускает певицу, и вместо двух песен она исполняет шесть. Разовый ангажемент приносит невероятные плоды — Шульженко получает приглашение от Ленгосэстрады и знаменитого джаз-оркестра Скоморовского.
Великая Отечественная война привела артистку в армию. Организованный в 1940-м году джаз-оркестр под управлением Шульженко и Коралли стал настоящим фронтовым ансамблем. Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, и на передовой.
В 1942 году на киноэкраны не вышел праздничный фильм-концерт, формально приуроченный к 25-й годовщине революции. Его настоящая задача — поддержать боевой дух в тылу и на передовой, но главное — сохранить хотя бы иллюзию недавней мирной жизни. В черно-белый часовой «Концерт фронту» попадает «Синий платочек», поднятый в кадре ослепительной Шульженко как знамя. Следом на пластинках выходит «Давай закурим» Ильи Френкеля и моментально становится фронтовой классикой на века. Неизменное концертное платье и каблуки — будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только во время блокады Ленинграда состоялось более 500 концертов. Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды. В память об ужасе войны и окопных буднях выходит тихий гимн «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».
Она была королевой сцены. Трудолюбивой и требовательной – к себе и окружающим. Много репетировала и приезжала обязательно за час до концерта, вспоминает личная ассистентка Шульженко Маргарита Рыкунина. Клавдия Шульженко стала символом эпохи, непритязательные песни в ее исполнении становились историями из жизни, «окартиненными» то кастаньетами, то связкой писем, то веткой сирени, то синим платочком, что взмывал над сценой и «падал с опущенных плеч».
Голос Шульженко звучал на всех фронтах, а воплощением нежности и затаенной тоски по дому стала песня «Синий платочек». Салонный романс, написанный изначально на польское стихотворение, получил совершенно иное звучание.
«Девичьи плечи», «горючая слеза» и «милые речи» стали драгоценны, как и предположить не могли Ежи Петербургский и Яков Галицкий, создатели довоенного, вполне салонного «Синего платочка», наверное, главного шедевра Клавдии Шульженко. Ну конечно, в бой шли за Родину. Но у полководцев и политработников той тяжелой поры хватило чутья ли, самосохранения ли, мудрости ли, чтобы звучало в душе солдата, идущего на погибель (да и в их собственной душе) вот это. И нежным колоколом било в грудь — умри, но сломай врага, а лучше выживи, вернись:
И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Автором нового текста был лейтенант Михаил Максимов, и песня стала неизменной спутницей Клавдии Шульженко на всех концертах и военного, а потом и мирного времени. Конечно, в первоначальном варианте «Синего платочка» никаких пулеметчиков не было. А поразительные по простоте и точности строки написал лейтенант Михаил Максимов, который, однажды почти стесняясь, принес певице сложенный вчетверо листок. После концерта он предложил свой вариант «Синего платочка», и Клавдия Ивановна поняла: это встанет в один ряд с «Вставай, страна огромная». И уже на следующий день пела на фронтовом концерте:
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих.
В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» выходят её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова). В декабре 1983 года Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» режиссёра — С. Журавлёва, премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.
Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980 году, тогда же написала сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983 году на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» — история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.
Народной артисткой Клавдия Ивановна стала только в 65. Несколько лет она еще будет гастролировать – неизменно при аншлагах. На своем последнем юбилейном концерте, еще не начав петь, услышит трехминутные овации.
Василинина, Ирина Алексеевна. Клавдия Шульженко / И. Василинина. — Москва : Искусство, 1979. — 176 с.,[16] л. ил. ; 17 см. — (Мастера советской эстрады).
Шульженко, Клавдия Ивановна. Когда вы спросите меня./К.Шульженко. — Москва: Молодая гвардия, 1985.
Второе издание книги выдающейся советской артистки Клавдии Ивановны Шульженко (1906-1984) о своем творческом пути, о песне и времени, в котором она рождена, о коллегах — композиторах, поэтах, артистах.Книга адресована широкому кругу читателей.Первое издание книги вышло при жизни певицы — в 1981 г., второе опубликовано без изменений
Мастера советской эстрады [Ноты] : песни для голоса в сопровождении фортепиано (гитары, баяна) / [составитель В. Судовых]. — Москва : Музыка, 1986. Вып. 1: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко.
Из репертуара Клавдии Шульженко : Синий платочек / муз. Г. Петерсбургского ; сл. Я. Галицкого и М.Максимова. Давай закурим / муз. М.Табачникова ; сл. И. Френкеля. Где же вы теперь, друзья-однополчане? / муз.В. Соловьева-Седого ; сл. А. Фатьянова. Молчание / муз. И. Дунаевского ; сл. М. Матусовского. Бабушкино танго / муз. Э. Колмановского ; сл. В. Раздольского. Возьми гитару / муз. А. Лепина ; сл. М. Пляцковского.
Певцы советской эстрады : [сборник статей / составитель Л. Булгак]. — Москва : Искусство, 1977. — 223 с.
Содержание: Л. Утесов, Л. Русланова, К. Шульженко, Г. Виноградов, В. Бунчиков В. Нечаев, М. Бернес, Г. Отс, Л. Зыкина, В. Трошин, М. Кристалинская.
Поет Клавдия Шульженко [Ноты] :песни для голоса в сопровождении фортепиано / [автор вступительной статьи «Песни Клавдии Шульженко» Марта Линецкая]. — Москва : Музыка, 1969. — 72, [2] с.
Хотулев, Вячеслав Викторович. Клавдия Шульженко : жизнь, любовь, песня / Вячеслав Хотулев. — Москва : Олимп, 1998. — 411 с.
Использованы материалы интернет-публикаций: https://www.culture.ru/materials/96782/frontovaya-zvezda-klavdiya-shulzhenko, https://mir24.tv/news/16452919/frontovaya-zvezda-ispolnilos-115-let-so-dnya-rozhdeniya-pevicy-klavdii-shulzhenko
Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.