Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.
По одной из версий, название «масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.
Масленица – самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».
Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
Наши друзья и партнёры -учащиеся и педагоги ДШИ им. Г.М.Балаева приготовили музыкальное поздравление:
Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.
Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».
Понедельник — «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями. Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки — женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи). Среда — «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины. Четверг — «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг — оборона или взятие снежного городка. Пятница — «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины». Суббота — «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.
Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
На протяжении масленичной недели исполнялись особые, тематические песни и веселые пляски. Наряду с песнями, непосредственно связанными с обрядом, на Масленицу в конце XIX — начале XX веке звучало много и необрядовых. Фольклорный репертуар данного обрядового комплекса сформировался относительно поздно. В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыра (старинное название творога) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках: Ай, как мы масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверхом маслицем поливали.
Ах ты масленица, будь катлива,
Будь катлива, люли, будь катлива…
Выставка «Широкая масленица»
- Обрядовая история и культура России
Коринфский, Аполлон Аполлонович (1868-1937). Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц рус. народа / [Вступ. ст. А. Смирновой]. — Смоленск : Фирма «Русич», 1995. — 648, [3] с., [4] л. ил. ; 21 см. — (Русичи).
Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.
Аполлон Аполлонович Коринфский (1868-1937) — русский поэт, журналист, писатель,
переводчик. В «Правительственном вестнике» конца XIX в. он публиковал
историко-этнографические очерки, которые затем вошли в данную книгу.
«Народная Русь» — это плод более чем двадцатилетних наблюдений за
жизнью крестьян того времени, дополненных сравнительным изучением всех ранее
появившихся в печати материалов по русской и славянской этнографии.
Круглов, Юрий Георгиевич. Русские обрядовые песни : [Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов по спец. N 2101 «Рус. яз. и лит.»] / Ю. Г. Круглов.1989. — М. : Высш. школа, 272 с. ; 20 см. см.
В пособии раскрываются вопросы классификации и поэтики русских обрядовых песен, представлен их жанровый состав. Ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические песни показаны с точки зрения их поэтического содержания, художественной формы и обрядовой функции. Определено место песен в обрядовом фольклоре. <br> Во втором издании больше внимания обращается на внутрижанровые и межжанровые взаимосвязи обрядовых песен, их эволюцию; увеличено количество песен в приложении.
Народные песни. /Сост. Панкеев И.А./ -М.: Олма-пресс, 1999.-560с. — (Русский дух).
В томе представлено собрание русских народных песен, которые сопутствуют человеку на протяжении всей его жизни, в горе и радости. Многие песни не публиковались с начала XX века. Особое внимание уделено авторским песням, ставшим народными.
Содержание книги разбито на разделы (Свадебные песни, Бурлацкие, Разбойничьи и т.д.).
Книга оформленна в народном стиле.
Русский праздник : Праздники и обряды нар. земледел. календаря : Иллюстрированная энцикл. / [О. Г. Баранова, Т.А.Зимина, Е.Л.Мадлевская и др.; Авт. предисл. и науч. ред. И. И. Шангина]. — СПб. : Искусство-СПБ, 2002. — 668 с., [12] л. ил. : ил. — (История в зеркале быта).
Очередной том серии «История в зеркале быта», подготовленный спе- циалистами-этнографами, посвящен традиционной праздничной культуре русского народа в XVIII—XIX веках. В энциклопедию включены все главные церковные праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица и др., праздники народного календаря: мужские и женские, посиделки и братчины, «куриные» и «конские», праздники семьи и молодежные гулянья. Подробно воссозданы разнообразные праздничные обряды и развлечения — кулачные бои и драки, скачки и ярмарки, прием гостей и трапезы. Прочный научный фундамент, ясность и доступность изложения делают книгу неоценимым справочником. Ее с увлечением прочтут все интересующиеся русской историей и культурой. Издание иллюстрировано рисунками, а также документальными фотографиями из фондов Российского этнографического музея.
2. Сценарии и песни к Масленице
Весенние капельки. русские народные песни./для детей младшего возраста/Москва.:Музыка.1983.32с.:с нот.
Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — Москва : Либер-Дом, 2017. — 29 см.
В данном ежемесячном журнале представлен сценарий Мацегоровой Г., муз. руководителя дет. сада «Ручеек» ст. Кагальницкой Ростовской области «Широкая масленица». Вековые традиции. Для детей 6-7 лет.
Масленица. Сценарий праздника. Игры. Скороговорки. /сост. Резунков А.Г., Яковлева М.В./.-СПб.: «Композитор».,1998.,20с. с нот.:(с вкладышем).
Музыкальный руководитель : иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей [учредитель и издатель: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»] ; гл. ред. [Т. Б. Корябина]. — Москва : Воспитание дошкольника, 2021. — 29 см.
В данном номере журнала представлен сценарий-сказка «Как гном весну искал», подготовленая к публикации Дзыга Н.Ю., муз. руководителем МДОУ Дет. сад №53 г. Электросталь Московской области.
Песенные узоры вып.2.- Русские народные песни и игры.: /сост. Сорокин П./ Москва.,Музыка.,1988., 32 с. с нот.
Праздник в школе : популярный ежемесячный журнал / [учредитель и издатель — ИООО «Красико-Принт»] ; гл. ред. [Кумачёв Анатолий Иванович]. — Минск : Красико-Принт, 2017. — 20 см.
В ежемесячном периодическом издании «праздник в школе» представлен сценарий «Широкая масленица». Мероприятие посвящено празднованию масленицы, проводам русской зимы. Проводится ведущей (классным руководителем или воспитателем) в форме тематического праздника с конкурсной программой. Цель: ознакомление с русскими национальными традициями.
Сценарии и репертуар / гл. ред. [Галина Богданова]. — Москва : Труд и отдых, 1/2019. — 20 см.
Сценарии и репертуар / гл. ред. [Галина Богданова]. — Москва : Труд и отдых, 2/2019. — 20 см.
3.Обряды и праздники донских казаков
Астапенко, Галина Даниловна. Быт, обычаи, обряды и праздник донских казаков XVII — XX вв. / Галина Астапенко. — Ростов-на-Дону : Мини Тайп, 2020. — 262, [1] с., [2] л. цв. ил., портр. ; 22 см.
В книге Г.Д. Астапенко, краеведа, члена Союза журналистов России, на основе исторической литературы и архивных материалов, опроса старожилов станицы Старочеркасской, уже ушедших из жизни, рассказывается о быте, обычаях и праздниках донских казаков XVII — нач. XX вв.
В книге вы найдете главы, рассказывающие о казаках-земледельцах, рыболовах, виноградарях, огородниках. Отдельные главы посвящены воспитанию детей и юношей в казачьих семьях, увеселениям и забавам донцов, донской казачьей песне, одежде, трапезе, празднованию в среде донских казаков Пасхи, Масленицы, Троицы. Отдельные главы отведены исследованию быта и культуры старшинской и дворянской усадьбы на Дону в XVIII-XIX вв.
Книга может служить в качестве учебного пособия для школ, гимназий, училищ, кадетских корпусов. Ее с интересом прочитают студенты и все, кого интересует бытовая сторона истории донского казачества.
Обряды и праздники на Дону. Очерки, статьи, рекомендации.: ред. Лагунова , /худ. Бакланов В.М.,/ Ростов-на-Дону. Кн. изд-во, 1979. – 176с., и.
Авторы книги рассказывают об истории отдельных обрядов и праздников донских казаков, о современных народных обрядах и праздниках. Книга рассчитана на работников культпросветучреждений, Дворцов и Домов культуры поселковых и сельских Советов народных депутатов, загсов.
Рыблова, Марина Александровна. Календарные праздники донских казаков / Марина Рыблова ; Южный научный центр Российской Академии наук Волгоградский государственный ун-т . — 2-е издание, исправленное. — Волгоград : Изд-во Вол ГУ, 2016. — 189[1] с. : цв. ил. ; 22 см.
Рыблова Марина Александровна-доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник. Организатор полевых этнографических исследований в регионе, член научно-методического Совета при Комитете по культуре Администрации Волгоградской области и научно-методического Совета по охране историко-культурного наследия Администрации Волгоградской области. Член Общественного совета при Комитете по делам национальностей и казачества Волгоградской обл. Сфера деятельности — этнография Волго-Донского региона, история и этнография донского казачества, этнокультурные процессы на Юге России.
Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал