340 лет назад (14 (24) марта 1681, Магдебург — 25 июня 1767, Гамбург) родился один из ведущих представителей эпохи барокко в музыке, немецкий композитор и общественный деятель — Георг Филипп Телеман. Современник Баха и Генделя, он оставил заметный след во всех сферах и жанрах музыкального искусства благодаря своей многогранной, кипучей деятельности.
Его отец Генрих, диакон в церкви Святого Духа (Heilige-Geist-Kirche), умер, когда Телеману было четыре года. Первые уроки музыки будущий композитор получил в 10 лет у местного органиста и безмерно заинтересовался музыкой в целом и композицией в частности. Несмотря на сопротивление матери и родственников, которые запрещали любую музыкальную деятельность, Телеман счел возможным учиться и сочинять тайно, даже создав оперу в 12 лет.
В 1701 году он окончил гимназию и уехал в Лейпциг, чтобы поступить в Лейпцигский университет , где намеревался изучать право. В конце концов он стал профессиональным музыкантом. В 1702 году он стал директором муниципального оперного театра Opernhaus auf dem Brühl, а затем музыкальным руководителем театра Neukirche. Чрезвычайно продуктивный, Телеман поставил для Лейпцига множество новой музыки, в том числе несколько опер, одной из которых была его первая крупная опера, Германик .
Телеман покинул Лейпциг в 1705 году в возрасте 24 лет. После короткого периода путешествий он поступил на службу к герцогу Иоганну Вильгельму в Айзенах , где родился Иоганн Себастьян Бах. За время своего пребывания в Айзенахе Телеман написал много музыки: по крайней мере, четыре годовых цикла церковных кантат, десятки сонат и концертов и другие произведения.
Менее чем через год он перешел на другую должность и переехал. в Франкфурт 18 марта 1712 года в возрасте 31 года. Во Франкфурте он полностью обрел свой зрелый личный стиль. Здесь, как и в Лейпциге, он был могущественной силой в музыкальной жизни города, создавая музыку для двух крупных церквей, гражданских церемоний и различных ансамблей и музыкантов.
Однако композитор все еще был амбициозен и желая занять лучшую должность, в 1721 году он принял приглашение работать в Гамбурге в качестве Кантора Йоханнеума Латинской школы и музыкального директора пяти крупнейших церквей. Вскоре после прибытия Телеман столкнулся с некоторым сопротивлением со стороны церковных чиновников, которые сочли его светскую музыку и деятельность слишком отвлекающими как для самого Телемана, так и для горожан.
Телеман в это время совершил несколько небольших поездок за пределы Германии. Однако позже, в гамбургский период, он поехал в Париж и пробыл там восемь месяцев, с 1737 по 1738 год. Он услышал и был впечатлен оперой французского композитора Жана-Филиппа Рамо «Кастор и Поллукс» С тех пор он включил французский оперный стиль в свои вокальные произведения. До этого его влияние было в основном итальянским и немецким. Кроме того, Телеман оставался в Гамбурге на всю оставшуюся жизнь. Вокальным шедевром этого периода являются его страсти по св. Луке 1728 года, которые являются ярким примером его полностью зрелого вокального стиля.
Его первые годы там были мучительны из-за семейных проблем: неверности жены и ее игровых долгов, которые превышали годовой доход Телемана. Композитор был спасен от банкротства стараниями друзей и многочисленными успешными музыкальными и поэтическими публикациями, изданными Телеманом в период с 1725 по 1740 год. Ему было за 60 и он занялся теоретическими исследованиями, а также такими хобби, как садоводство и выращивание экзотических растений, что в то время было в Гамбурге чем-то вроде увлечения, а также хобби, которое разделял Гендель. Большая часть музыки 1750-х годов, похоже, была пародирована с более ранних произведений. Обеспокоенный проблемами со здоровьем и плохим зрением в последние годы своей жизни, Телеман все еще писал музыку в 1760-х годах. Он умер вечером 25 июня 1767 года от того, что было зарегистрировано в то время как «грудная болезнь».
Творческое наследие и издательская деятельность
Телеман был одним из самых плодовитых крупных композиторов всех времен. — объемлющее творчество включает более 3000 произведений, половина из которых утеряна, а большинство из них не исполнялись с 18 века. С 1708 по 1750 год Телеман написал 1043 священных кантаты и 600 увертюр-сюит, а также типы концертов для комбинаций инструментов, которые не использовал ни один другой композитор того времени. Первую точную оценку количества его произведений музыковеды дали только в 1980-х и 1990-х годах, когда были изданы обширные тематические каталоги. При жизни и во второй половине 18 века Телеман был очень высоко оценен коллегами и критиками. Он был чрезвычайно популярен не только в Германии, но и в остальной Европе: заказы на издание музыки Телемана поступали из Франции , Италии , Нидерландов , Бельгия , Скандинавские страны, Швейцария и Испания . Лишь в начале 19 века его популярность внезапно прекратилась. Большинство лексикографов стали отмахиваться от него как от «полиграфа », написавшего слишком много работ. После возрождения Баха произведения Телемана были оценены как низшие по сравнению с произведениями Баха и лишенные глубокого религиозного чувства. Последнее исполнение значительного произведения Телемана (Der Tod Jesu ) произошло в 1832 году, и только в 20 веке его музыка начала исполняться снова. Возрождение интереса к Телеману началось в первые десятилетия 20-го века. Сегодня каждому произведению Телеманна обычно присваивается номер TWV , что означает Telemann-Werke-Verzeichnis (Каталог произведений Телемана).
Не менее важным для истории музыки была издательская деятельность Телеманна. Преследуя исключительные права на публикацию своих произведений, он создал один из самых важных ранних прецедентов для рассмотрения музыки как интеллектуальной собственности композитора.
Перу Телемана принадлежат 44 цикла пассионов (сочинения на Страсти Господни), из которых известны 23, более 20 годовых циклов духовных кантат, 52 церковные службы и множество ораторий. Он является автором 44 опер различных жанров, в том числе комических (сохранились лишь 7), 700 арий, около 600 оркестровых сюит (увертюр), в том числе программных, из которых сохранились 126, а также около 170 концертов для различных солирующих инструментов, ряда кончерти гросси, квартетов и других ансамблей, в том числе трио-сонат, 36 фантазий для клавира, фуг для клавира и органа и других сочинений. Ко многим своим операм и кантатам Телеман сам писал текст.
Список произведений Г.Ф. Телемана из фонда МНО
Рабей, Владимир Осипович (1922-). Георг Филипп Телеман. — Москва :Музыка, 1974. — 65 с. : ил., нот. ил. ; 20 см. — (В помощь педагогу-музыканту).
Старинная музыка [Ноты] : переложение для виолончели фортепиано / составитель и редактор Г. Бострем. — Москва : Музыка, 1989. — 48,[2] с., включ. обл., 1 парт. (15 с.) ; 29 см.
Телеман, Георг Филипп (1681-1767). Фантазии [Ноты] = Fantasias : для скрипки соло / Г. Ф. Телеман ; редакция К. Мостраса. — Москва : Музыка, 2005. — 51, [1] с. ; 29 см.
Телеман, Георг Филипп (1681-1767). Фантазии [Ноты] : для скрипки / Г. Телеман. — Москва : Музыка, 1978. — 50 с. ; 29 см.
Telemann, Georg Philipp (1681-1767). Sechs Sonatinen [Ноты] : fur Violine und Cembalo / G. Ph. Telemann ; herausgegeben [und vorwort] generalbaßeinrichtung von Walter Heinz Bernstein. Nach dem Erstdruck von 1718. — Leipzig : Edition Peters, 1967. — 28 с., На немецком языке. — Перевод заглавия: Шесть сонатин: для скрипки и чембало (клавира).
Telemann, Georg Philipp (1681-1767). Zwolf methodische Sonaten [Ноты] : — Leipzig : Edition Peters, 1981. -30 см.На немецком языке. — Перевод заглавия: Двенадцать методических сонат : для скрипки или флейты с цифрованным басом.
Telemann, Georg Philipp (1681-1767). Sonata 4 [Ноты] : ex C : fur Violine und Continuo — Leipzig : Edition Peters, 1968. — 8 с.На немецком языке. — Перевод заглавия: Соната № 4: До мажор: для скрипки и чембало (клавира).
Телеман, Георг Филипп (1681-1767).Концерт [Ноты] : Ми мажор / Г. Ф. Телеман ; обработка для двух фортепиано А. Готлиба. — Москва : Музыка, 1971. — 39 с. включ. обл. ; 29 см.
Telemann, Georg Philipp (1681-1767). Sonata [Ноты] : e-Moll : 1968. — 15 с., 2 парт. (5 с., 5 с.) ; 29 см. Перевод заглавия: Соната : ми минор : для гобоя (флейты, скрипки) и бассо континуо.
Telemann, Georg Philipp (1681-1767). Partita No. 2 [Ноты] : G major : for Oboe and Continuo / Georg Philipp Telemann ;by Walter Bergmann. — London [etc.] : Schott Music, cop. 1966. — 12 с., 1 парт. (5 с.) ; 29 см. Перевод заглавия: Партита : Соль мажор : для гобоя и континуо.
Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/з МНО