Мастерская музыкальных инструментов.

К году Науки и технологии в 2021 году музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки подготовил постоянно-действующую выставку интереснейшей литературы из фонда МНО. Технолигии и наука играют важнейшую роль в музыкальном искусстве. Без научных открытий не появились бы новые инструменты. А процесс их изготовления даже в наше время похож на магические действия. В каждый музыкальный инструмент мастер вкладывает своё умение, свои руки, настраивает его, выверяет мельчайшие детали.

Скрипка — один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, она обладает чарующим певучим выразительным тембром, похожим на человеческий голос, но вместе с этим скрипка — очень виртуозный инструмент. История этого музыкального инструмента насчитывает уже более 5 веков. И если это сейчас скрипка считается благородным, аристократическим инструментом, то первоначально это был инструмент бедняков — на ней играли крестьяне и бродячие артисты. Вообще, конструкция скрипки достаточно сложная, и для изготовления нужно около 70 элементов! Самые известные скрипичные мастера, которые делали непревзойденные по звучанию скрипки, жили в XVI, XVII и XVIII веках — это итальянцы Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини. До сих пор никто не разгадал всех секретов, как им удавалось делать скрипки с таким необыкновенным звучанием.

Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и чёрное дерево. Так называемая резонансная ель используется для верхней деки.
Нижнюю деку делают из волнистого клена. Верхняя и нижняя деки соединены друг с другом обечайками, боковыми краями скрипки. Ознакомиться с технологическими особенностями построения струнных инструментов можно в книжных источниках в нашем музыкально-нотном отделе.

Горонок, Михаил Давыдович (1952-). Советы скрипичного мастера / М. Д. Горонок. — Санкт-Петербург : Реноме, 2006. — 95, [1] с. Техническое устройство инструмента, как выбирать инструмент, смычок, струны, уход за инструментом, ремонт. Краткая история о мастерах смычковых инструментов.

Грауман, Леонид Викторович.  Скрипка и ее скрипач : ненаучное   исследование / Леонид Грауман.-Санкт- Петербург : Композитор. Санкт- Петербург, 2016. — 133, [2] с. 

История построения струнно-смычковых   инструментов в России : [сборник /   сост. М. Горонок]. — Санкт-Петербург :  Государственная коллекция уникальных    музыкальных инструментов ФГУК ГМВЦ   «РОСИЗО» : Горонок Струнные    инструменты, 2006. — 22 см. — (Совместный проект Государственной   коллекции уникальных инструментов ФГУК    ГМВЦ «РОСИЗО» и ООО «Горонок Струнные    инструменты»).

Клавиатура — важный признак, характеризующий рассматриваемые нами инструменты. Она прошла за две тысячи лет своего существования ряд промежуточных форм и конструкций. Однако обучение производству клавишных инструментов остается актуальным, не смотря на свою специфичность и сложность. Клавишные инструменты пользуются большой популярностью и в наше время. Клавиатура — важный признак, характеризующий рассматриваемые нами инструменты. Она прошла за две тысячи лет своего существования ряд промежуточных форм и конструкций. Привычная нашему глазу клавиатура (7 белых клавиш и 5 черных) появилась примерно в конце XIII века. Однако еще на протяжении нескольких столетий многочисленные талантливые (и не очень) музыканты изобретали свои разновидности клавиатур. Были и клавиатуры с четверть-тонами (дополнительными небольшими клавишами «внутри» основных) и клавиатуры с одинаковым количеством и белых и черных клавиш расположенных через одну . Иоганн Себастьян Бах издал в 1722 году свой знаменитый труд «Хорошо Темперированный Клавир» — цикл произведений, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения (в каждой минорной и мажорной тональности). Этим трудом знаменитый классик доказал, что самым удобным и правильным является 12-полутоновый равномерно-темперированный строй, используемый всем прогрессивным человечеством и поныне. А незадолго до этого, в 1709 году родилось, наконец-то, всем нам знакомое фортепиано. Изобретателем его, как принято считать, был Бартоломео Кристофори (Bartolomeo Cristofori 1655-1732), итальянский производитель музыкальных инструментов. По сути дела, он не изобрел его, а всего лишь переработал уже существовавший в то время клавесин. В течении нескольких лет мастер работал над молоточковым механизмом ударения по струнам вместо плектрового щипкового. В 1717 году первое немецкое фортепиано изготовил Кристоф Шрёдер , придворный клавесинист Саксонского Короля Фридриха Августа I, для дворца Цвингер в Дрездене. Другие первые немецкие мастера фортепиано — Зильберман, Штрейхер и Штейн. С мастером Штейном был знаком Моцарт, который признавал его фортепиано лучшими в то время.

Алексеев, Александр Дмитриевич.  История фортепианного искусства :  учебник : [для студентов фортепианных  факультетов музыкальных вузов : в 3 ч.] / А. Д. Алексеев. — Издание 2-е,   стереотипное. — Санкт-Петербург [и   др.] : Лань : Планета музыки, 2018. Учебник посвящён фортепианному искусству конца XIX — первой половине XX в.

Аллон, Сергей Михайлович. Ремонт роялей и пианино [[Текст]] /С. М. Аллон, И. Г. Фадеев. — Москва : Легкая индустрия, 1968. — 228 с. В книге изложены практические приёмы ремонта, настройки, лицевой отделки пианино и роялей. Даны необходимые сведения по устройству и правилам эксплуатации. Книга предназначена как для квалифицированных мастеров, так и для начинающих настройщиков. Практическое руководство для учащихся спец. учебных заведений.

Выборгский, Николай Иванович.  Ремонт и настройка фортепиано / Н. Выборгский; Министерство культуры РСФСР, Центральный научный-методический  кабинет по учебным заведениям культуры  и искусства. — Москва : Музыка, 1982. —  134, [1] с.

Зильберквит, Марк Александрович.  Рождение фортепиано : [для среднего  и старшего школьного возраста] / Марк   Зильберквит. — Москва : П. Юргенсон, 2006. — 95 с. Увлекательный рассказ об истории фортепиано сопровождается интересными иллюстрациями.Книга адресована детям среднего и старшего школьного возраста и для широкого круга читателей.

Курочкин, Леонид Григорьевич.  Настройка фортепиано [Ноты] / Л.Г.  Курочкин, Н.В. Бурдина. — Санкт-Петербург : Композитор. Санкт-Петербург, 1999. — 38, [2] с. Практическое пособие для широкого круга музыкантов. Необходимо в каждом доме, где играют на фортепиано.

Одерков, Михаил Андреевич.Эксплуатация и техническое обслуживание фортепиано / М. А.Одерков, И. А. Кузнецов. — Москва : Легпромбытиздат, 1986. — 158, [3] с. Описаны конструкции и принцип действия современных фортепиано. Рассмотрены причины возможных неисправностей. Даны практические советы по их устранению, обслуживанию инструментов. Освещены вопросы музыкальной акустики, приёмы настройки, регулировки в домашних условиях.

Суханов, Милий Андреевич. Производство, реставрация и ремонт  фортепиано : [учебник для среднего ПТУ]. — 2-е издание, переработанное и  дополненное. — Москва : Лесная  промышленность, 1983. — 224 с. Краткая характеристика клавишных инструментов, история их появления и развития. Рассмотрены конструкции современных фортепиано, организация производства и технические условия в процессе изготовления роялей и фортепиано.

https://www.youtube.com/watch?v=NrQVg3U1tZs
Производство музыкальных инструментов
Народные музыкальные инструменты.

Русские народные музыкальные инструменты являлись ритуальными предметами и использовались в календарных, семейных и общественных обрядах, в магической практике. Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано с традицией скоморохов и гусляров. Характерной особенностью русских народных ударных инструментов является то, что некоторые из них были предметами быта. Инструментальный состав народных оркестров варьировался и постепенно расширялся. Сейчас в оркестр русских инструментов входят группа балалаек, группа домр, баяны, гусли, ударные, духовые. Пожалуй одним из самых распространенных русских музыкальных инструментов являются ложки.Раньше ложки были деревянными, и эти деревянные ложки люди стали использовать как ударный инструмент. Играли, обычно на трех ложках, из которых  две держали в одной руке, а третью – в другой. На страницах Атласа народных инструментов народов СССР представлены в полном объёме все разновидности музыкальных инструментов, в том числе и малоизвестных.

Кожухарь, Виктор Иванович. Инструментоведение. Симфонический и  духовой оркестры : учебное пособие / Виктор Кожухарь. — Санкт-Петербург [и  др.] : Планета музыки : Лань, 2009. — 318 с. Подробная информация по каждому инструменту (история, устройство, методы использования в оркестровой практике,мастера-изготовители, техническое устройство) оркестра разбита по группам — струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные инструменты, одиночные клавишные и щипковые инструменты.

Толмачев, Юрий Александрович (1952-). Духовые инструменты. История   исполнительского искусства : учебное  пособие по дисциплине «Преподавание  культурологии» для студентов вузов, обучающихся по специальности   «Культурология» / Ю. А. Толмачев, В. Ю.   Дубок. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2015. — 285, [2] с. 

Наиболее популярные современные музыкальные инструменты — синтезатор, электрогитара, ударные — представлены в книжном фонде МНО.

Бэйкон, Тони. Электрогитары : иллюстрированная  энциклопедия / Тони Бэйкон в   сотрудничестве с Дэйвом Барлаков, Полом   Дэем и Майклом Райтом. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 327 с. : цв. ил. ; 29 см. — (Серия «Музыкальная  библиотека»). Самая полная энциклопедия прославленных инструментов звёзд поп-музыки с более чем 1200 фотографий и 800 инструментов — редких , необычных, знаменитых.

Николс, Джефф.  Ударные инструменты :  иллюстрированная энциклопедия / Джефф   Николс ; [пер. с англ. Ю. Калмыкова]. —  Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 136. Большая книга барабанов — уникальная единственная в своём роде работа, раскрывающая тайны барабанной установки. Множество уникальных фотографий ударных установок знаменитых музыкантов, история развития ударных музыкальных инструментов.

Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.