22 января 2021 года исполняется 100 лет замечательному армянскому советскому композитору «света и радости», Арно Бабаджаняну. Его творческий путь стал ярким примером большого таланта, чья музыка объединяет людей независимо от возраста, национальности и политических взглядов.
Арно Бабаджанян родился 22 января 1921 года в Эривани (ныне — Ереван). По другим данным, родился 21 января, но отец решил поменять сыну дату рождения в связи с тем, что она совпадала с датой смерти В.И. Ленина и этот день был траурным. Отец — Арутюн Яковлевич Бабаджанян (1890-1963), был учителем математики, играл на множестве армянских народных инструментов. Мать — Арцвик Иосифовна Арутюнян (1894-1975), учительница русского языка и литературы в школе им. А. М. Горького.
С ранних лет занимался музыкой, имел уникальный слух, который отмечали педагоги. В три года начал играть на старой домашней фисгармонии. В 1926 году талант Арно был замечен знаменитым советским композитором и дирижёром Арамом Ильичем Хачатуряном. В 1928 году поступил в среднюю общеобразовательную школу им. Горького и одновременно был принят в группу одарённых детей при Ереванской консерватории. В возрасте девяти лет написал «Пионерский марш» (издан в 1932). В двенадцать лет получил свой первый приз на конкурсе молодых музыкантов, где исполнил Четвёртую сонату Л. ван Бетховена и «Рондо капричиоззо» Ф. Мендельсона. После окончания музыкальной школы при Ереванской консерватории в 1935 году поступил в консерваторию на факультеты фортепиано и композиции (класс С. В. Бархударяна и В. Г. Тальяна). Арно Бабаджанян в юности В 1938 году переехал в Москву и поступил сразу на последний курс Музыкального училища имени Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Е. Ф. Гнесиной и классу композиции у В. Я. Шебалина. После окончания училища поступил в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского (класс специального фортепиано Б. М. Берлина). В начале Великой Отечественной войны был мобилизован на оборонительные работы под Смоленском. В конце 1941 года эвакуировался с Московской Консерваторией в Саратов. Сын композитора Ара Бабаджанян говорил: «Москва фактически стала для отца второй родиной. Когда началась Великая Отечественная, их послали на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Позднее, в Москве отец получил второе образование. Он всегда говорил, что если бы не Россия, нас бы, наверное, тоже не существовало, также как не существовало бы армянского государства. Отец это понимал, он воспитывался на русской культуре. Более того, отец позиционировал себя как армянский композитор, который впитал в себя лучшие традиции русской музыкальной культуры. У него было очень много друзей в России». С 1942 году учился в Ереванской консерватории по фортепианному классу у К. Н. Игумнова и по композиции у В. Г. Тальяна, пройдя полный курс Ереванской консерватории без сдачи гос. экзаменов, переехал в Москву, был восстановлен в Московской Консерватории на предпоследний курс фортепианного факультета. С 1943 года — член Союза композиторов СССР. В 1946 году вместе в группой молодых композиторов был направлен в Москву на усовершенствование. В 1946-1948 годах совершенствовался Доме культуры Армянской ССР в Москве. В 1947 году экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории (класс композиции В. Г. Тальяна). В том же году стал лауреатом 5-я премии на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге (1947) за три фортепьянные пьесы — «Прелюдия», «Вагаршапатский танец» и «Токатта». В 1948 году окончил Московскую консерваторию, класс фортепиано К. Н. Игумнова. В своих творческих устремлениях перекликался с А. Г. Арутюняном, Э. М. Мирзояном, Л. М. Сарьяном. Один из членов группы «Армянская могучая кучка» (круг пяти армянских композиторов, родившихся в 1920-1921 гг., закончивших Ереванскую консерваторию, и в 1946 г. поступивших в Московскую консерваторию и на курсы Армянской культурной студии (жили они также при Доме культуры Армении); круг так назывался в связи с известной могучей кучкой русских композиторов; их основными руководителями были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович; четыре члена группы были удостоены звания Народный артист СССР, Александр Арутюнян и Арно Бабаджанян также были удостоены Государственной премии СССР в молодые годы). В 1950-1956 годах преподавал фортепиано в Ереванской консерватории. В 1956 году удостоился звания доцента. В 1951 году ему была присуждена Сталинская премия третьей степени за «Героическую балладу» для фортепиано с оркестром.
С 1956 года жил и работал в Москве. В том же году был избран членом КПСС. Композитор обрёл огромную популярность как песенник, успешно сотрудничал с поэтом Робертом Рождественским и певцом Муслимом Магомаевым — песни «Королева красоты», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба».
Арно Бабаджанян с Робертом Рождественским и Муслимом Магомаевым.
Также феноменальный успех выпал и на песни, написанные в соавторстве с Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чёртово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»),
Леонидом Дербенёвым («Лучший город земли»)
. «Песня первой любви» и «Ереван» воспринимаются как гимн родному городу. Широчайшее признание имеет «Ноктюрн». Много было сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах моё сердце» и другие. Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром, Фортепианное трио, Соната для скрипки и фортепиано, фортепианная сюита «Шесть картин», в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля. «Поэма» была включена в программу третьего Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1966) в качестве обязательного произведения во втором туре. Много писал музыку для кино. Какие прекрасные и светлые были эти песни! В некоторых фильмах даже исполнил небольшие роли. Всемирную популярность приобрели его броские и виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А. Г. Арутюняном («Армянская рапсодия», «Праздничная» — с ударными инструментами). Во многом развивал творческий опыт С. В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна. В последний период жизни стремился к большему рационализму в творчестве. Среди исполнителей его академической музыки: М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Н. Власенко, С. О. Навасардян, Ж. Тер-Меркерян, Д. А. Ханджян, Riga piano duo, Firenze piano duo. Нередко в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на плёнки, изданы на аудиодисках.
«Самая любимая мелодия, та — которую я еще не создал», — говорил Арно Бабаджанян. Арно Бабаджанян умер 11 ноября 1983 года от осложнений, вызванных лейкемией. Похоронен в Ереване на городском кладбище (Тохмах). В центре Еревана 4 июля 2003 года установлен выполненный в остросовременном стиле памятник А. Бабаджаняну работы скульптора Д. Беджаняна.
В честь композитора действует «Фонд памяти Арно Бабаджаняна», которым руководят его сын Ара Бабаджанян (президент фонда), и поэт, журналист, певец Владимир Попков (генеральный продюсер). Фонд поддерживает молодые таланты, организует не только вечера, но и ежегодные Фестивали музыки Арно Бабаджаняна. В 2011 году в ереванском Доме-музее А. Хачатуряна проведён Международный конкурс молодых пианистов им. А. Бабаджаняна. В Москве, на доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска. В Ереване, на доме 43 по проспекту Месропа Маштоца, где жил композитор, установлена мемориальная доска. В честь композитора назван астероид 9017 Бабаджанян. С 2017 года имя Арно Бабаджаняна носит военно-музыкальный фестиваль России и Армении «Главное отчизне служить».
Личная жизнь Арно Бабаджаняна: Жена — Тереза Сократовна Бабаджанян (урожденная Оганесян; 1924-1990), пианистка, органистка. Сын — Араик Арноевич Бабаджанян (род. 15 декабря 1953), актёр, эстрадный певец, общественный деятель. В 1990 году создал «Международный благотворительный фонд памяти Арно Бабаджаняна».
Экспонирование музыкальной литературы из фондов МНО
Инструментальные произведения
Бабаджанян А.А.. Ноктюрн для ф-но с оркестром. Партитура. М,.1988. «Советский композитор»;.1988, 20 с., с нот.
Бабаджанян А.А., Произведения для фортепиано., ред. Габриэлов В;. М;.Москва «Советский композитор»;. 1991. 80 с;. с нот.
Бабаджанян А.А. Третий квартет памяти Д. Шостаковича, для двух скрипок, альта и виолончели;.Партитура. М. «Советский композитор»;.1979. 28 с,. с нот.
Песенники
Песни на стихи Андрея Дементьева [Ноты] : для голоса (хора) в сопровождении фортепиано. — Москва : Советский композитор, 1987. – 111. [1]с. : портр. ; 29 см.
Песни на стихи Роберта Рождественского [Ноты] : для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна) / [автор вступительной статьи Марк Фрадкин]. — Москва : Советский композитор, 1987. — 95, [1] с. : портр. ; 29 см.
Песни разных лет на стихи С. Михалкова и Н. Доризо [Ноты] : [для фортепиано (баяна) с надписанным текстом] / стихи С. Михалкова и Н. Доризо ; [перелож. В. Букина]. — Москва : Советская Россия, 1983. — 95, [1] с. ; 20 см.
Служу Советскому Союзу [Ноты] : песни на стихи Сергея Михалкова : для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары) / составитель М. Андронов ; [автор вступительной статьи Андрей Дементьев]. — Москва : Музыка, 1980. — 80, [2] с., включ. обл. : портр. ; 29 см.
Материал подготовила и опубликовала Наталья Гудзь, зав. сектором МНО.