Обучение сольфеджио, познание азов музыкальной грамоты и теории — занятие творческое. Оно совмещает в себя одновременно несколько видов деятельности во время урока — пение, слушание, анализ музыки, метроритмические упражнения, изучение основных музыкальных законов и правил (теория музыки). Мы представляем новые поступления в фонд музыкально-нотного отдела и переиздания классических учебников теории, сольфеджио, гармонии и др. теоретических предметов в программе музыкального обучения. Среди представленных изданий есть уникальные переиздания композиторов-классиков для теоретических отделений музыкальных ВУЗов и колледжей.
Наиболее интересные издания предлагаем к просмотру:
Римский-Корсаков, Николай Андреевич (1844-1908). Основы оркестровки : с партитурными образцами из собственных сочинений : учебное пособие / Н. А. Римский-Корсаков ;под ред. Максимилиана Штейнберга. — 3-е издание, стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2019. — 29 см. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
Римский-Корсаков известен не только как великий русский композитор, но и педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». В 1871 году он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки. Мысль об учебнике оркестровки неоднократно занимала Н. А. Римского-Корсакова в течении его музыкальной деятельности. Сохранилась толстая тетрадь в 200 страниц, исписанных мелким почерком, относящаяся к 1873—74 годам. В тетради освещены общие вопросы акустики, дана классификация духовых инструментов и, наконец, подробное описание устройства и аппликатуры флейт различных систем, гобоя, кларнета и.т.д. Данная книга Н.А. Римского-Корсакова впервые вышла в 1913 году и фактически сразу же была переведена на многие языки мира. И по сей день книга «Основы оркестровки» не теряет своей актуальности, ведь она содержит богатый опыт великого композитора. Опыт этот будет очень полезен в подготовке молодых музыкантов.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Практический учебник гармонии / Н.А. Римский-Корсаков.- Изд.22-, стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2018. — 172 с. : нот. ; 21 см. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов. Педагогической и просветительской работой Римского-Корсакова восхищался П. И. Чайковский, который в своём письме к нему писал: «Но Вы не захотели удовольствоваться одною лишь композиторскою деятельностью. Вы сделались музыкальным педагогом, и целая фаланга молодых русских музыкантов, возрастая под Вашим руководством, передает, конечно, будущим поколениям результаты Вашего творчества»
Чайковский, Петр Ильич (1840-1893). Краткий учебник гармонии : [учебник] / П. И. Чайковский. — Издание 4-е, стереотипное. — Москва ; Краснодар ; Санкт-Петербург : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. — 95, [1] с. : ил., нот. ; 20 см. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
Авторство книги принадлежит человеку, который был не только величайшим русским композитором, дирижером и общественным деятелем, но и педагогом, тем, кто в Московской консерватории заложил основы профессионального отношения к теоретическим предметам и создал серьезные традиции в изучении этих дисциплин. Пример тому – данный труд, в котором П. И. Чайковский обобщил масштабный пласт материалов, накопленных за время своей педагогической деятельности.
Учебник снабжен подробными методическими рекомендациями, образцами, схемами и практическими заданиями по каждому разделу. В учебнике сжато, последовательно и конструктивно изложена вся основная база понятий практического предмета гармонии. Сегодня, когда история преподавания гармонии имеет богатые традиции, работа Чайковского не утратила содержательности и практической ценности для студентов консерваторий и музыкальных колледжей.
Учение о каноне [Текст] : учебное пособие : [12+] / С. И. Танеев. — 2-е издание, исправленное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2017. — 156, [1] с. : ил., нот. ; 29 см.
Настоящая книга — труд крупнейшего ученого, музыканта, педагога и композитора, С.И.Танеева. Как и первая его работа в области полифонии «Подвижной контрапункт строгого письма», широко известная среди музыкантов, так и «Учение о каноне» представляет собой серьезное обстоятельное изложение авторской теории контрапункта, построенное на основах математики.
Издание адресовано композиторам, музыковедам, музыкальным критикам, студентам и педагогам музыкальных вузов и колледжей
Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. Авторы: Аренский А.С. Издательство: Планета музыки Издание: 3-е, стер. ISBN 978-5-8114-4781-7; 2020 г. Кол-во страниц: 124. Руководство состоит из двух частей: полифонические формы и гомофонные формы. Учебник предназначен для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений. Он будет интересен всем, увлекающимся историей отечественного музыкознания. Композитор и педагог Антон Аренский, создавая свое «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (первое в России, 1893-1894), сохраняет общепринятое противопоставление контрапунктического и гомофонно-гармонического формообразования. Однако в своей творческой практике он следует укрепившейся в романтическую эпоху гармонической трактовке имитационных конструкций.
Скребков, Сергей Сергеевич. Учебник полифонии : учебник для музыкальных училищ и музыкальных вузов / С. Скребков ; Моск. гос. консерватория им. Чайковского, кафедра теории музыки. — 4-е издание. — Москва : Музыка, 1982. — 262, [6] с.
Скребков, Сергей Сергеевич. Художественные принципы музыкальных стилей : учебное пособие : для студентов и аспирантов консерваторий, музыкальных колледжей, обучающихся по направлениям: музыковедение, исполнительство, композиция, музыкальная педагогика / С. С. Скребков. — 2-е издание, дополненное. — Санкт-Петербург [и др.] :Лань: Планета музыки, 2018. — 446,[1] с. : нот. ; 22 см. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
Сергей Сергеевич Скребков (1905-1967 г.г.) — пианист, педагог, специалист в области полифонии, теории и истории музыкальных стилей. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории. В 1944—1949 годах работал в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), по просьбе Е. Ф. Гнесиной принимал участие в создании института, был деканом историко-теоретического факультета института, руководил дипломными и диссертационными работами.В 1944—1952 годах работал одновременно научным сотрудником, редактором-составитель сборников в секторе музыки Института истории искусств Академии Наук СССР. Его учебники по Гармонии, Полифонии, Анализу музыкальных форм и в наше время являются базовыми в ВУЗах.
Способин, Игорь Владимирович (1900-1954). Музыкальная форма : учебник общего курса анализа / И.В. Способин. — Москва : Музыка, 2007. — 398, [1] с.
Игорь Владимирович Способин (1900-1954) — советский музыковед, теоретик музыки и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории. Автор популярных учебников элементарной теории музыки, гармонии, музыкальной формы. Учебник по Элементарной теории музыки даёт обучающимся систему азов нотной грамотности, понятия тональностей, интервалов, метро-ритмические законы. Для того чтобы правильно читать и писать, нужно знать слова, их смысл и грамматику, т. е. законы языка. Для того чтобы уметь правильно сочинять музыку, играть ее или петь, нужно знать теорию музыки. Поэтому обучение теории музыки в первую очередь имеет целью подготовку к сочинению или исполнению музыкальных произведений.
Струве, Георгий Александрович (1932-2004). Ступеньки музыкальной грамотности [Ноты] : хоровое сольфеджио / Г. Струве. — Санкт-Петербург : Лань, 1999. — 64 с. : ил., портр. ; 26 см.
Георгий Струве — выдающийся педагог, более полувека проработавший с детьми и воспитавший за эти годы более 10 тысяч учеников. Более 400 его учеников стали профессиональными музыкантами. Он создал уникальную систему музыкального воспитания. Его методика хорового сольфеджио стала настольным пособием для педагогов, работающих в области музыкального воспитания, принята и утверждена Министерством образования для 1-4 классов. Струве написал более 200 произведений, большей частью для детей и юношества. Его песни пели и продолжают петь дети России и других стран, многие из них («Моя Россия», «Школьный корабль», десятки других) стали уже классикой и входят в программы детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ в России и за рубежом.
Фридкин, Григорий Абрамович. Практическое руководство по музыкальной грамоте / Г. Фридкин. — Москва : Музыка, 2007. — 294, [1] с. : ил., нот. ; 21 см.
Сольфеджио [Ноты] / [составители] Б. Калмыков и Г. Фридкин. — Москва : Музыка, 2004.
Знаменитый классический учебник Сольфеджио -практика пения музыкальных номеров с усложнением заданий и тематики по теории музыки с 1 по 7 класс. Что мы знаем о его авторах-составителях? Борис Васильевич Калмыков (род. 1884), выпускник Синодального училища, преподаватель сольфеджио и теорию музыки – известный автор классического учебника по сольфеджио, по которому училось не одно поколение начинающих музыкантов. В Чите он проживал с 1907 года. Г.А.Фридкин. Музыкальный теоретик, педагог. В 1932 году окончил теоретическое отделение Московской государственной консерватории. В 1931-43 (1932-42) годах преподавал в МГК. Автор учебных пособий. Преподаватель сольфеджио и гармонии. По учебникам сольфеджио Григория Абрамовича Фридкина занималась вся страна и занимается до сих пор. Заведовал теоретическим отделом детской музыкальной школы имени В.Д.Стасова в середине ХХ столетия. Сольфеджио составленное Г.А.Фридкиным и Калмыковым самое востребованное учебное издание в нашем отделе.
Маршалл, Флоренс Эштон (1843-1922). 70 сольфеджио [Ноты] : для пения в классе : учебное пособие / Флоренс Эштон Маршалл ; пер. с англ. Н. А. Александровой ; [с предисл. авт.]. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2017. — 217, [1] с. ; 29 см. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
ФлоренсМаршалл ((1843-1922) — английский музыкальный педагог, хормейстер, дирижер, композитор). Сборник «70 сольфеджио» содержит пятьдесят примеров двухголосного сольфеджио в сопровождении фортепианного аккомпанемента и двадцать примеров двухголосного сольфеджио без аккомпанемента.
Данхейзер, Адольф-Леопольд (1835-1896). Сольфеджио [Ноты] : учебное пособие / А.-Л. Данхёйзер ; пер. Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2016. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
Адольф-Леопольд Данхёйзер (1835-1896) — французский композитор, педагог, профессор Парижской консерватории, автор учебников по теории музыки и сольфеджио.Учебное пособие «Сольфеджио» впервые увидело свет в 1881 году. Оно представляет собой начальный курс обучения музыкальной грамоте и сольфеджио. Пособие содержит почти двести нотных примеров — упражнений на пение гамм, интервалов, мелодий различного характера и степени сложности.Руководство может представлять интерес для педагогов и учащихся музыкальных школ, студентов музыкальных учебных заведений, начинающих вокалистов.
Эти и другие учебные пособия из фонда музыкально-нотного отдела ЦГБ им.Горького помогут совершенствовать своё образование и познавать нюансы музыкальной теории, композиции, оркестровки, анализа муз. произведений.
Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.