Сегодня в музыкально-нотном отделе ЦГБ им. Горького День специалиста. Представляем выставку учебно-методических изданий для педагогов-музыкантов, студентов и учащихся в классе фортепианного мастерства. На выставке предлагаем ознакомиться с интересными и полезными книгами и нотными пособиями именитых музыкальных педагогов и исполнителей-виртуозов игры на фортепиано.
Мастер-класс для начинающих пианистов
Как научить играть на рояле : первые шаги / [сост. С. В. Грохотов]. — Москва : Классика-XXI, 2009. — 216, [2] с. : ноты ; 20 см см. — (Мастер-класс).
В сборнике,
посвященном начальному обучению маленького пианиста, проанализированы все
основные трудности, подстерегающие преподавателя на этом тернистом пути:
постановка рук и развитие техники, первоначальные навыки чтения с листа,
исполнение одноголосных мелодий, изучение полифонии и сочинение аккомпанемента.
В классических работах мастеров отечественной педагогической школы- А. Б.
Гольденвейзера, Л. А. Баренбойма и С. И. Савшинского — рассмотрены
общеэстетические и психологические вопросы обучения маленьких пианистов.
Отдельно описана специфика работы с одаренными (С. Савшинский) и не очень
продвинутыми учащимися (Я. Достал). Рубрика «Открытый урок» знакомит
с авторским методом А. Д. Артоболевской.
Особую практическую ценность представляет впервые публикующаяся развернутая
работа Е. А. Калантаровой — одного из авторитетнейших педагогов ГМУ им.
Гнесиных. Это пошаговые инструкции и подробные поурочные планы для работы с
малышами, с успехом применяемые автором в своей…
Учебные пособия для совершенствования мастерства пианистов
Бузони, Ферруччо (1866-1924) Путь к фортепианному мастерству [Ноты] = Piano tutorial : [учебное пособие : в 3-х выпусках] / Ферруччо Бузони ; ред. и коммент. Я. И Мильштейна. — 2-е издание, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — портр. ; 29 см.
Ферруччо Бузони (1866-1924) — музыкант,
известный своей многогранной деятельностью как композитор, автор множества
транскрипций, пианист и педагог. Большая часть его литературных трудов
посвящена любимому инструменту — фортепиано. «Путь к фортепианному
мастерству» — монументальная работа, охватывающая все уровни
профессионального становления пианиста. Третий выпуск основан на авторском
материале самого Бузони, направленном на разностороннее развитие пианистической
техники.
Сборник будет полезен пианистам старших классов ДМШ,
студентам средних и высших учебных заведений.
Гермер, Генрих (1837-1913). Как играть на фортепиано : учебное пособие / Генрих Гермер ; перевод с немецкого А. Буховцева. — Издание 3-е, исправленное. — Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019. — 184, [3] с. : муз. пр. ; 21 см.
Генрих Гермер (1837-1913) — немецкий музыковед, музыкальный педагог и методист. Данная книга содержит пять статей о произведении звука на фортепиано, об акцентуации, динамике, темпе и об исполнении, с примерами для упражнений.
Книга предназначена для педагогов и студентов фортепианных отделений музыкальных учебных заведений.
Иозефи, Рафаэль (пианист; 1853-1915). Школа виртуозной фортепьянной игры [Ноты] : (упражнения) : учебное пособие / Рафаэль Иозефи ; ред. и коммент. Я. И. Мильштейна. — Издание 2- е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 134, [1] с. ; 29 см.
Настоящее издание знакомит пианистов с техническими рекомендациями крупных мастеров пианистического искусства и предлагает материал для повседневной работы. Упражнения сопровождаются краткими пояснительными примечаниями и комментариями. Предназначено для пианистов и педагогов фортепиано.
Левин, Иосиф. Искусство игры на фортепиано : учебное пособие / Иосиф Левин ; [пер. с англ. Н. А. Александровой, С. Г Денисова ; науч. ред. С. Г. Денисов]. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт — Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2017. — 60, [1] с. : ил. ; 23 см.
Иосиф Левин (1874-1944) — российско-американский пианист, выпускник Московской консерватории (класс В.И. Сафонова), профессор Джульярдской школы (Нью-Йорк). Данная книга включает в себя его важнейшие работы о фортепианной игре и педагогике. Среди них — известное учебное пособие «Основные принципы фортепианной игры». Впервые оно увидело свет в 1924 году; автор стремился в доступной форме изложить для американских студентов принципы фортепианной игры в соответствии с традициями русской исполнительской школы. Автор пишет о таких качествах игры пианиста, как хороший звук, точность, беглость, сила и мягкость, чувство ритма и о многом другом.
Учебное пособие адресовано учащимся и педагогам музыкальных школ, средних и высших музыкальных учебных заведений, пианистам.
Ле Куппе, Феликс (1811-1887). Последовательный курс игры на фортепиано [Ноты]. Стиль. 25 характерных этюдов. Cоч. 21 / Феликс Ле Куппе ; [предисл. А. Болдырева]. -Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2019. — 54 с. ; 29 см.
Феликс Ле Куппе (1811-1887) — французский композитор, пианист, педагог. В течение многих лет Ле Куппе преподавал в Парижской консерватории фортепиано, гармонию, аккомпанемент; стал автором ряда учебно-методических пособий по игре на фортепиано, множества этюдов и фортепианных пьес. Представленный в настоящем сборнике цикл этюдов «Стиль» представляет одну из частей основного труда Ле Куппе под названием «Последовательный курс игры на фортепиано».
Мазель, Владимир Хананович. Музыкант и его руки: физиологическая природа и формирование двигательной системы : профилактика и реабилитация профессиональных заболеваний / Владимир Мазель ; — Санкт- Петербург : Композитор.Санкт- Петербург, 2003. — 179 с. ; 21 см.
Впервые публикуется книга, специально посвященная проблеме поддержания рук музыканта в рабочем состоянии. Профилактика заболеваний, их лечение, связь костно-мышечного аппарата рук с состоянием позвоночника, с осанкой; система упражнений — вот содержание этой работы. Автор книги — педагог с большим преподавательским опытом. Рекомендуется всем музыкантам-инструменталистам, учащимся и их родителям, педагогам.
Маккиннон Л. Игра наизусть. –М.: Классика-21, 2004. – 152с.
Практическое руководство английской пианистки и педагога Лилиас Маккиннон предназначено любому исполнителю — даже тому, кто уверен в своей памяти. «Игра наизусть» по Маккиннон начинается… с самого начала работы над произведением, а заканчивается аплодисментами слушателей. На страницах своей книги автор представляет универсальную методику запоминания для исполнителей любого профиля; вместе с тем в книге есть специальные советы пианистам, певцам, органистам, а также педагогам, работающим с детьми.
Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано.- М.: Классика-21, 2003.-120с.
Книга выдающегося немецкого педагога-пианиста посвящена практическим вопросам пианизма. Автор решает их своеобразно и ярко, опираясь на большой педагогический и исполнительский опыт. Книга является продолжением капитального труда К. А. Мартинсена «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли», изданного на русском языке в 1966 году. Предназначается для пианистов-исполнителей и педагогов.
Таузиг, Карл (1841-1871). Ежедневные упражнения [Ноты] : для фортепиано / К. Таузиг ; ред., коммент. [и предисл.] Я. И. Мильштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 85, [1] с. ; 29 см.
Карл (Кароль) Таузиг (1841-1871) — польский пианист-виртуоз, композитор и музыкальный педагог. В сборнике представлены упражнения для пианистов на развитие разного вида техник.
Предназначено для педагогов фортепиано, а также учащихся музыкальных учебных заведений.
Файнберг С.Е. Пианизм как искусство.-М.: Классика-21, 2003.-340 с.
Имя этого выдающегося советского
композитора, пианиста и педагога хорошо известно у нас и за рубежом. Фейнберг —
один из зачинателей советской музыки, один из тех, кто утверждал в ней высокие
цели и идеалы. Его деятельность длилась свыше полувека и оставила глубокий след
во всех областях музыкального искусства. Это был тонкий художник, богато
одаренная и цельная натура. Сочинял ли он музыку, играл ли на
инструменте, занимался ли с учениками,— во всем он находил
свои пути, оставался всегда самим собой. Его высказывания о музыке — плод
многолетнего художественного опыта.
Книга «Пианизм как искусство» — это труд по теории
исполнительства. Фейнберг обладал завидным даром обобщать факты.
Самые смелые, подчас неожиданные выводы Фейнберга базируются
на простых, бесспорных положениях. В этом характерная черта его логических
построений. И еще: мысль Фейнберга никогда не отрывается от искусства.
«Композитор и исполнитель» — название первой главы книги. Основа
исполнительского искусства — прочтение нотного текста. В книге как бы
подытоживается дискуссия, которая уже давно ведется вокруг этого понятия.
Черни, Карл (1791-1857).Письма Карла Черни об изучении игры на фортепиано : учебное пособие / Карл Черни. — 2-е издание, исправленное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019. — 69, [3] с. : муз. пр. ; 20 см.
Карл Черни в кратком виде и изящной форме писем к воображаемой юной ученице излагает свой метод обучения игре на фортепиано. Десять писем следуют одно за другим через восемь или десять недель, так что у ученицы есть время на то, чтобы применить на практике советы учителя. Черни пишет об общих правилах хорошей игры на фортепиано, туше, аппликатуре, гаммах и упражнениях, принципах выбора и разучивания пьес, о начальных принципах генерал-баса и даже об импровизации. По справедливому замечанию самого автора, в письмах он избегал «сухости обыкновенных учебных книг и каждый предмет сделал понятным каждому ученику всякого возраста», а применение приведённых советов «принесёт пользу ученикам всякого возраста и во всякую эпоху их учения».
Пособие адресовано учащимся и преподавателям музыкальных учебных заведений, а также широкому кругу увлекающихся фортепианным искусством.
Шендерович, Евгений Михайлович (1918 — 1999). О преодолении пианистических трудностей в клавирах / Е. Шендерович.- Москва : Музыка, [2016?]. — 58, [2] c. : нот. ; 22 см.
Книга известного пианиста-концертмейстера,
заслуженного артиста России профессора Евгения Михайловича Шендеровича
посвящена методике работы над пианистическими трудностями в клавирах. Подробно
разбирая примеры из музыкальных произведений, автор предлагает те или иные
варианты исполнения технически трудных эпизодов, с которыми нередко
сталкиваются пианисты-аккомпаниаторы.
Предназначается для пианистов — концертмейстеров,
преподавателей и студентов музыкально-образовательных учебных заведений.
Юрова, Тамара Васильевна. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре : учебное пособие для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 050900 «Инструментальное исполнительство» / Т. Юрова. — Москва : Музыка, 2010. — 140, [2] с. : ил., ноты ; 22 см см.
В книге профессора Воронежской
государственной академии искусств рассматриваются фортепианные произведения
отечественных композиторов второй половины XX века — Р. Бойко, С. Губайдулиной,
Э. Денисова, Н. Сидельникова, С. Слонимского, А. Шнитке, Р. Щедрина, которые
рекомендуются в учебном репертуаре музыкальных школ и училищ. Сообщаются
биографические и творческие данные композиторов, освещаются особенности их
стилистики.
Автором предлагается методология исполнительского и
педагогического анализа произведений, подробно рассматривается спектр
исполнительских задач и педагогических приемов, необходимых при разучивании
каждого сочинения.
Книга адресована педагогам-пианистам, а также студентам,
изучающим дисциплины «Методика обучения игре на фортепиано» и
«Педагогическая практика» в высших и средних музыкальных учебных
заведениях.
Учебные пособия для пианистов, осваивающих навыки аккомпанемента
Крючков, Николай Александрович. Искусство аккомпанемента как предмет обучения : учебное пособие / Н. А. Крючков. — Издание 3-е, стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. — 110 с. : нот., ил. ; 21 см.
Настоящая работа представляет собой систематизированные методические заметки по обучению искусству аккомпанемента.
Обычное воспитание пианиста-солиста не обеспечивает музыкально-технической подготовки, необходимой для специфической деятельности пианиста-аккомпаниатора. В данной книге автор освещает важные вопросы этой специальности: как быстро и грамотно ориентироваться в фактуре, определять общую гармоническую основу нотного текста; как бегло справляться с партией рояля, изложенной на трех и более нотных станах; как важно уметь транспонировать; как разучивать с певцом концертный репертуар и т.п.
В Приложении содержатся выдержки из книги Ф.-Э. Баха «Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде» в переводе Н. А. Крючкова.
Издание адресовано педагогам и студентам-пианистам, практикующим концертмейстерам и аккомпаниаторам.
Люблинский, Александр Александрович. Теория и практика аккомпанемента : методические основы : учебное пособие / А. А. Люблинский. — Издание 3-е, стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2018. — 125, [1] с. : ил., нот. ; 21 см.
«Теория и практика аккомпанемента»
впервые была издана в 1972 году. Автор, Александр Александрович Люблинский, чьи
выдающиеся способности аккомпаниатора и по сей день помнят в Петербургской
консерватории, обобщил в книге свой многолетний исключительный опыт работы с
солистами-инструменталистами, певцами, хорами и т.д.
Данный труд представляет собой глубокое исследование искусства
аккомпанемента с позиции примата музыкального содержания, охватывающего три
аспекта изучения: эстетические закономерности, анализ материала, проблемы
исполнительства.
Книга адресована концертмейстерам, пианистам и всем, кого
живо интересует глубина и суть искусства аккомпанемента.
Мосин, Игорь Эдуардович. Творческая работа в концертмейстерском классе : учебно-методическое пособие / И. Э. Мосин. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт- Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2017. — 110, [1] с. ; 20 см.
Учебно-методическое пособие «Творческая работа в концертмейстерском классе» (в помощь студентам колледжей искусств и культуры) предназначено для студентов, обучающихся по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам) — фортепиано, квалификации: «артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель». В книге разбирается работа концертмейстера над камерным и оперным репертуаром, с солистом-инструменталистом, с хором на примере произведений Рахманинова, Верди, Чайковского, Дебюсси, Чеснокова.
Выставку подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал МНО.