В современных условиях, когда подвергаются переоценке и переосмыслению многие идеалы и культурные ценности прошедших времён, важным является обращение к исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть непременно сохранены, а с другой стороны, по возможности, адаптированы к современности. В представленных книгах рассмотрены теоретические и практические методы и приёмы классического вокального обучения, различные вокальные школы. Данные книги адресовано певцам, студентам, вокальным педагогам, музыковедам и всем интересующимся вокальным искусством.
Балф, Майкл Уильям (1808-1870). Итальянская школа пения [Ноты] = The Italian school of singing: ежедневные упражнения для голоса: учебное пособие / Майкл Уильям Балф; пер. с англ. [и предисл.] Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. Майкл Уильям Балф (1808-1870) — ирландский композитор, скрипач, оперный певец (баритон) и дирижер. Настоящий сборник содержит упражнения для начинающих вокалистов, направленные на развитие силы, гибкости голоса, точности интонации, а также вокализы Россини и Бордоньи. Учебное пособие адресовано певцам, студентам вокальных отдлений музыкальных учебных заведений, вокальным педагогам.
Беллини, Винченцо (1801-1835). Камерно-вокальные произведения [Ноты]: для голоса и фортепиано/ Винченцо Беллини ; пер. В. Н. Небольсиной. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 83 c.: портр. Винченцо Беллини (1801-1835) итальянский композитор, автор 11 опер. Несмотря на свою непродолжительную жизнь, Беллини оставил после себя потрясающие вокальные сочинения. Пятнадцать романсов и ариетт, представленные в настоящем сборнике великолепный материал для формирования тонкого музыкального вкуса, повышения вокального мастерства и обогащения репертуара. Данный сборник будет интересен профессиональным вокалистам, педагогам и студентам вокальных направлений.
Бусти, Алессандро (1799-1859). Школа пения для баритона: Классические методы королевской Неаполитанской консерватории. Вокализы для женского голоса [Ноты] : учебное пособие/ Алессандро Бусти ; пер. с итал. [и предисл.] М. Г. Людько. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2017.
Алессандро Бусти (1799 — 1859) — итальянский оперный певец, вокальный педагог.
В предисловии к своей «Школе пения для баритона» Бусти отмечает, что его метод является традиционным, наследованным у старых мастеров и проверенным многолетней успешной педагогической практикой. Работа А.Бусти представляет огромную ценность для вокальных педагогов, методистов, интересующихся вопросами исторического исполнительства и молодых певцов, как образец учебного пособия, в котором к низкому мужскому голосу предъявляются столь же высокие требования в части гибкости, ровности и диапазона, как и к женским голосам. Сборник Бусти «Вокализы для женского голоса» содержит ежедневные короткие упраднения для пения. Пособие предназначено певцам, студентам и преподавателям вокальных отделений музыкальных учебных заведений
Варламов, Александр Егорович (1801-1848). Полная школа пения [Ноты]: учебное пособие/ А. Е. Варламов; [с предисловием И. Гвоздевой и автора]. — Издание 4-е, стереотипное. — Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Планета музыки: Лань, 2012. Варламов Александр Егорович (1801-1848) — композитор-песенник, певец, дирижёр и вокальный педагог. Варламову принадлежит свыше 200 романсов. Варламов заявил о себе, как о педагоге, в своей книге «Полной школе пения», в трёх частях, изданной в Москве в 1840 г. Эта школа является первым и для своего времени замечательным вокальным руководством.
Гарсиа,
Мануэль (сын). Полный
трактат об искусстве пения [Ноты] :
учебное пособие/ Мануэль Гарсиа (сын);
пер. с итал. [и предисл.] М. К. Никитиной.
— Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета
музыки, 2015. — 411, [1] с.
Трактат об
искусстве пения Мануэля Гарсиа-младшего
является самым значимым исследованием
эпохи бельканто. Эта книга — основополагающий
труд новой итальянской певческой школы.
На методе Гарсиа были воспитаны многие
поколения певцов и вокальных педагогов.
Этот труд не потерял своего значения и
в наши дни, более того, целый ряд проблем,
уровень разработки вопросов и метод их
освещения и ныне признаны актуальными.
«Полный
трактат об искусстве пения» на русском
языке издается впервые. Книга будет
интересна студентам вокальных отделений,
оперным и камерным певцам, а также
педагогам по вокалу.
Гей,
Юлиус. Немецкая
школа пения [Ноты]: [для мужских голосов]:
учебное пособие/ Юлиус Гей; пер. А. И.
Игнатович; науч. ред. [и авт. вступ. ст
«Юлиус Гей и его «Deutscher Gesangunterricht»]
М. Г. Людько. — Санкт-Петербург и др.: Лань:
Планета музыки, 2014. Юлиус Гей — реформатор
немецкого вокального искусства. Он стал
автором большого оригинального
вокально-педагогического сочинения,
написанный в духе учения Вагнера.
«Немецкое обучение пению»
воплощает в себе, в ясном изложении,
взгляды Вагнера на воспитание немецких
певцов. Гей последовательно объясняет
вокальную систему от элементов
естественного образования тона до
художественно-законченного исполнения,
не упуская из виду показаний плодотворной
практики по преподаванию пения.
Книга
предназначена для певцов, педагогов по
вокалу, студентов специальных учебных
заведений, а также для тех, кто работает
над голосом самостоятельно. Книга
впервые переведена на русский язык.
Делле
Седие, Энрико (1822-1907). Вокальное
искусство [Ноты] : учебное пособие /
Энрико Делле Седие; [предисл.] Э. Седие.
— Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета
музыки, 2015. -173, [1] с. : ил.
Энрико Делле Седие
(1822-1907) — итальянский оперный певец
(баритон), представитель итальянской
школы бельканто, выдающийся педагог,
профессор Парижской консерватории.
Учебное
пособие «Вокальное искусство» посвящено
важнейшему начальному этапу вокального
образования — постановке голоса. Автор
приводит сведения об анатомии голосового
аппарата и процессе голосообразования,
говорит о дыхании и атаке звука. Большое
внимание уделяется проблеме связывания
регистров и выравнивания голоса. В
пособии представлен обширный нотный
материал — вокальные упражнения на
пение гамм, интервалов, арпеджио,
украшений и другие виды техники.
Книга
адресована певцам, студентам вокальных
отделений музыкальных учебных заведений,
педагогам вокала.
Кривелли, Доменико (1793-1856). Искусство пения [Ноты]: указания и последовательные упражнения в искусстве пения, с приложением гамм, сольфеджио, вариаций: учебное пособие / Доменико Кривелли; пер. с англ. Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др.: Лан : Планета музыки, 2018. — 46, [1] с.: ил. Доменико Кривелли (1793-1856) — итальянский оперный певец (тенор), вокальный педагог, бывший ведущим профессором вокала в Королевской академии музыки (Лондон). Учебное пособие «Искусство пения» вышло в 1841 г. и выдержало много изданий. В нем автор рассказывает о принципах постановки голоса и дает ряд упражнений, необходимых для того, чтобы заложить верные основы вокального мастерства.
Ниссен-Саломан, Генриетта. Школа пения [Ноты] : учебно-методическое пособие для студентов и слушателей вузов, обучающихся по специальности 53.05.04 — «Музыкально-театральное искусство» / Генриетта Ниссен-Саломан ; науч. ред. [и авт. вступ. ст. «Шведский жаворонок — Генриетта Ниссен-Саломан»] Е. П. Пономаренко. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2017. — 435, [2] с. Генриетта Ниссен-Саломан (1819-1879) — шведская певица середины XIX века, одна из первых профессоров Петербургской консерватории. Многие из ее учеников прославили русское вокальное искусство во всем мире. В последние годы жизни она создала учебник «Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан» в трех частях. Особый интерес представляет вторая часть, на четырехстах страницах которой размещено обширнейшее собрание упражнений для развития певческого голоса. Эта книга сегодня является библиографической редкостью, переиздание ее в наши дни позволяет широкому кругу профессионалов и любителей вокального искусства познакомиться с трудом выдающейся певицы и педагога, применить ее ценные методические указания в практической деятельности.
Панофка,
Генрих (1807-1887). Вокальная
азбука [Ноты]: с приложением вокализов:
учебное пособие
/ Генрих Панофка; пер. с англ. Н.
Александровой. — Санкт-Петербург и др.:
Лань: Планета музыки, 2018. — 61с. ; 29 см.
Генрих Панофка (1807-1887) —
немецкий скрипач, композитор, певец,
вокальный педагог, дирижер, хормейстер
и музыкальный журналист, с успехом
работавший в Берлине, Лондоне, Париже
и Флоренции; автор нескольких методических
пособий по вокальному искусству.
«Вокальная
азбука» впервые вышла в Париже в 1858
г. Книга содержит начальные сведения
по обучению пению, в нее входят 14
упражнений на пение интервалов, арпеджио,
гамм, и 24 вокализа. Книга адресована
певцам, учащимся и педагогам музыкальных
школ и колледжей, а также широкому кругу
любителей пения.
Пансерон, Огюст Матье (1795-1859). Вокальная школа [Ноты]: для сопрано и тенора: учебное пособие / Огюст Матье Пансерон; пер. Н. Александровой. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 249, [2] с.
Огюст-Матье Пансерон (1795-1859) — французский вокальный педагог, профессор Парижской консерватории, композитор, автор большого числа вокальных сочинений и более десятка учебных руководств по вокалу и сольфеджио. Книга «Вокальная школа для сопрано и тенора» представляет собой развернутое учебное пособие. Оно содержит основные правила постановки голоса, гаммы, арпеджио, интервалы, упражнения на связывание регистров и все виды вокальной техники: филирование звука, portamento, пение украшений, трели, двухголосное пение, каденции. В книге представлено несколько десятков вокализов в сопровождении фортепьяно. Издание адресовано студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений, певцам, педагогам.
Чинти-Даморо,
Лаура (1801-1863). Поступательное
развитие голоса [Ноты]: новый метод пения
для молодых певиц : учебное пособие/
Лаура Чинти-Даморо ; пер. с фр. О. Михнюк
;[предисл. Ж.-Л. Хегель]. — Санкт-Петербург
и др. : Лань : Планета музыки, 2019. — 98, [1] с.
Лаура Чинти-Даморо (1801-1863) — французская
оперная певица, участвовавшая во многих
премьерах опер Дж. Россини. Многие годы
она преподавала в Парижской консерватории
и издала несколько книг по теории и
методике пения.
Настоящее издание
представляет собой методику постановки
и развития голоса, построенную на
постепенном техническом усложнении
вокализов. Вокальные упражнения
предвосхищает предисловие, в котором
Чинти-Даморо призывает соблюдать ряд
рекомендаций для эффективного обучения
молодого вокалиста.
Учебное пособие
адресовано начинающим певцам и читателям,
интересующимся вокальным искусством.
Штокхаузен, Юлиус Кристиан (1826-1906). Вокальная школа [Ноты]: учебное пособие/ Юлиус Штокхаузен; пер. с нем. [и вступ. ст «Юлиус Штокхаузен и его «Вокальная школа»] М. Куперман. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 168, [1] с. Юлиус Штокхаузен (1826-1906) — выдающийся немецкий певец (баритон), хоровой дирижер, вокальный педагог. «Вокальная школа» (нем. Gesangsmethode) была издана в 1884 г. Методика Штокхаузена, основанная на глубоком понимании физиологии работы голосового аппарата и законов акустики, а также описывающая способы верной вокализации звуков немецкого языка, и сегодня представляет большой интерес для историков музыки и музыкантов-исполнителей. Учебное пособие адресовано певцам, студентам, вокальным педагогам, музыковедам и всем интересующимся вокальным искусством.
Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.