День специалиста «Развитие классических традиций в музыкальном образовании». «Вокальное образование».

В современных условиях, когда подвергаются переоценке и переосмыслению многие идеалы и культурные ценности прошедших времён, важным является обращение к исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть непременно сохранены, а с другой стороны, по возможности, адаптированы к современности. В представленных книгах рассмотрены теоретические и практические методы и приёмы классического вокального обучения, различные вокальные школы. Данные книги адресовано певцам, студентам, вокальным педагогам, музыковедам и всем интересующимся вокальным искусством.

Балф, Майкл Уильям (1808-1870). Итальянская школа пения [Ноты] = The Italian school of singing: ежедневные упражнения для голоса: учебное пособие / Майкл Уильям Балф; пер. с англ. [и предисл.] Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. Майкл Уильям Балф (1808-1870) — ирландский композитор, скрипач, оперный певец (баритон) и дирижер. Настоящий сборник содержит упражнения для начинающих вокалистов, направленные на развитие силы, гибкости голоса, точности интонации, а также вокализы Россини и Бордоньи. Учебное пособие адресовано певцам, студентам вокальных отдлений музыкальных учебных заведений, вокальным педагогам.

Беллини, Винченцо (1801-1835). Камерно-вокальные произведения [Ноты]: для голоса и фортепиано/ Винченцо Беллини ; пер. В. Н. Небольсиной. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 83 c.: портр. Винченцо Беллини (1801-1835) итальянский композитор, автор 11 опер. Несмотря на свою непродолжительную жизнь, Беллини оставил после себя потрясающие вокальные сочинения. Пятнадцать романсов и ариетт, представленные в настоящем сборнике великолепный материал для формирования тонкого музыкального вкуса, повышения вокального мастерства и обогащения репертуара. Данный сборник будет интересен профессиональным вокалистам, педагогам и студентам вокальных направлений.

Бусти, Алессандро (1799-1859). Школа пения для баритона: Классические методы королевской Неаполитанской консерватории. Вокализы для женского голоса [Ноты] : учебное пособие/ Алессандро Бусти ; пер. с итал. [и предисл.] М. Г. Людько. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2017.

Алессандро Бусти (1799 — 1859) — итальянский оперный певец, вокальный педагог.
В предисловии к своей «Школе пения для баритона» Бусти отмечает, что его метод является традиционным, наследованным у старых мастеров и проверенным многолетней успешной педагогической практикой. Работа А.Бусти представляет огромную ценность для вокальных педагогов, методистов, интересующихся вопросами исторического исполнительства и молодых певцов, как образец учебного пособия, в котором к низкому мужскому голосу предъявляются столь же высокие требования в части гибкости, ровности и диапазона, как и к женским голосам. Сборник Бусти «Вокализы для женского голоса» содержит ежедневные короткие упраднения для пения. Пособие предназначено певцам, студентам и преподавателям вокальных отделений музыкальных учебных заведений

Варламов, Александр Егорович (1801-1848). Полная школа пения [Ноты]: учебное пособие/ А. Е. Варламов; [с предисловием И. Гвоздевой и автора]. — Издание 4-е, стереотипное. — Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Планета музыки: Лань, 2012. Варламов Александр Егорович (1801-1848) — композитор-песенник, певец, дирижёр и вокальный педагог. Варламову принадлежит свыше 200 романсов. Варламов заявил о себе, как о педагоге, в своей книге «Полной школе пения», в трёх частях, изданной в Москве в 1840 г. Эта школа является первым и для своего времени замечательным вокальным руководством.

Гарсиа, Мануэль (сын). Полный трактат об искусстве пения [Ноты] : учебное пособие/ Мануэль Гарсиа (сын); пер. с итал. [и предисл.] М. К. Никитиной. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2015. — 411, [1] с. Трактат об искусстве пения Мануэля Гарсиа-младшего является самым значимым исследованием эпохи бельканто. Эта книга — основополагающий труд новой итальянской певческой школы. На методе Гарсиа были воспитаны многие поколения певцов и вокальных педагогов. Этот труд не потерял своего значения и в наши дни, более того, целый ряд проблем, уровень разработки вопросов и метод их освещения и ныне признаны актуальными.
«Полный трактат об искусстве пения» на русском языке издается впервые. Книга будет интересна студентам вокальных отделений, оперным и камерным певцам, а также педагогам по вокалу.

Гей, Юлиус. Немецкая школа пения [Ноты]: [для мужских голосов]: учебное пособие/ Юлиус Гей; пер. А. И. Игнатович; науч. ред. [и авт. вступ. ст «Юлиус Гей и его «Deutscher Gesangunterricht»] М. Г. Людько. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2014. Юлиус Гей — реформатор немецкого вокального искусства. Он стал автором большого оригинального вокально-педагогического сочинения, написанный в духе учения Вагнера.
«Немецкое обучение пению» воплощает в себе, в ясном изложении, взгляды Вагнера на воспитание немецких певцов. Гей последовательно объясняет вокальную систему от элементов естественного образования тона до художественно-законченного исполнения, не упуская из виду показаний плодотворной практики по преподаванию пения.
Книга предназначена для певцов, педагогов по вокалу, студентов специальных учебных заведений, а также для тех, кто работает над голосом самостоятельно. Книга впервые переведена на русский язык.

Делле Седие, Энрико (1822-1907). Вокальное искусство [Ноты] : учебное пособие / Энрико Делле Седие; [предисл.] Э. Седие. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2015. -173, [1] с. : ил. Энрико Делле Седие (1822-1907) — итальянский оперный певец (баритон), представитель итальянской школы бельканто, выдающийся педагог, профессор Парижской консерватории.
Учебное пособие «Вокальное искусство» посвящено важнейшему начальному этапу вокального образования — постановке голоса. Автор приводит сведения об анатомии голосового аппарата и процессе голосообразования, говорит о дыхании и атаке звука. Большое внимание уделяется проблеме связывания регистров и выравнивания голоса. В пособии представлен обширный нотный материал — вокальные упражнения на пение гамм, интервалов, арпеджио, украшений и другие виды техники.
Книга адресована певцам, студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений, педагогам вокала.

Кривелли, Доменико (1793-1856). Искусство пения [Ноты]: указания и последовательные упражнения в искусстве пения, с приложением гамм, сольфеджио, вариаций: учебное пособие / Доменико Кривелли; пер. с англ. Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др.: Лан : Планета музыки, 2018. — 46, [1] с.: ил. Доменико Кривелли (1793-1856) — итальянский оперный певец (тенор), вокальный педагог, бывший ведущим профессором вокала в Королевской академии музыки (Лондон). Учебное пособие «Искусство пения» вышло в 1841 г. и выдержало много изданий. В нем автор рассказывает о принципах постановки голоса и дает ряд упражнений, необходимых для того, чтобы заложить верные основы вокального мастерства.

Ниссен-Саломан, Генриетта. Школа пения [Ноты] : учебно-методическое пособие для студентов и слушателей вузов, обучающихся по специальности 53.05.04 — «Музыкально-театральное искусство» / Генриетта Ниссен-Саломан ; науч. ред. [и авт. вступ. ст. «Шведский жаворонок — Генриетта Ниссен-Саломан»] Е. П. Пономаренко. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2017. — 435, [2] с. Генриетта Ниссен-Саломан (1819-1879) — шведская певица середины XIX века, одна из первых профессоров Петербургской консерватории. Многие из ее учеников прославили русское вокальное искусство во всем мире. В последние годы жизни она создала учебник «Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан» в трех частях. Особый интерес представляет вторая часть, на четырехстах страницах которой размещено обширнейшее собрание упражнений для развития певческого голоса. Эта книга сегодня является библиографической редкостью, переиздание ее в наши дни позволяет широкому кругу профессионалов и любителей вокального искусства познакомиться с трудом выдающейся певицы и педагога, применить ее ценные методические указания в практической деятельности.

Панофка, Генрих (1807-1887). Вокальная азбука [Ноты]: с приложением вокализов: учебное пособие / Генрих Панофка; пер. с англ. Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 61с. ; 29 см. Генрих Панофка (1807-1887) — немецкий скрипач, композитор, певец, вокальный педагог, дирижер, хормейстер и музыкальный журналист, с успехом работавший в Берлине, Лондоне, Париже и Флоренции; автор нескольких методических пособий по вокальному искусству.
«Вокальная азбука» впервые вышла в Париже в 1858 г. Книга содержит начальные сведения по обучению пению, в нее входят 14 упражнений на пение интервалов, арпеджио, гамм, и 24 вокализа. Книга адресована певцам, учащимся и педагогам музыкальных школ и колледжей, а также широкому кругу любителей пения.

Пансерон, Огюст Матье (1795-1859). Вокальная школа [Ноты]: для сопрано и тенора: учебное пособие / Огюст Матье Пансерон; пер. Н. Александровой. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 249, [2] с.

Огюст-Матье Пансерон (1795-1859) — французский вокальный педагог, профессор Парижской консерватории, композитор, автор большого числа вокальных сочинений и более десятка учебных руководств по вокалу и сольфеджио. Книга «Вокальная школа для сопрано и тенора» представляет собой развернутое учебное пособие. Оно содержит основные правила постановки голоса, гаммы, арпеджио, интервалы, упражнения на связывание регистров и все виды вокальной техники: филирование звука, portamento, пение украшений, трели, двухголосное пение, каденции. В книге представлено несколько десятков вокализов в сопровождении фортепьяно. Издание адресовано студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений, певцам, педагогам.

Чинти-Даморо, Лаура (1801-1863). Поступательное развитие голоса [Ноты]: новый метод пения для молодых певиц : учебное пособие/ Лаура Чинти-Даморо ; пер. с фр. О. Михнюк ;[предисл. Ж.-Л. Хегель]. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2019. — 98, [1] с. Лаура Чинти-Даморо (1801-1863) — французская оперная певица, участвовавшая во многих премьерах опер Дж. Россини. Многие годы она преподавала в Парижской консерватории и издала несколько книг по теории и методике пения.
Настоящее издание представляет собой методику постановки и развития голоса, построенную на постепенном техническом усложнении вокализов. Вокальные упражнения предвосхищает предисловие, в котором Чинти-Даморо призывает соблюдать ряд рекомендаций для эффективного обучения молодого вокалиста.
Учебное пособие адресовано начинающим певцам и читателям, интересующимся вокальным искусством.

Штокхаузен, Юлиус Кристиан (1826-1906). Вокальная школа [Ноты]: учебное пособие/ Юлиус Штокхаузен; пер. с нем. [и вступ. ст «Юлиус Штокхаузен и его «Вокальная школа»] М. Куперман. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 168, [1] с. Юлиус Штокхаузен (1826-1906) — выдающийся немецкий певец (баритон), хоровой дирижер, вокальный педагог. «Вокальная школа» (нем. Gesangsmethode) была издана в 1884 г. Методика Штокхаузена, основанная на глубоком понимании физиологии работы голосового аппарата и законов акустики, а также описывающая способы верной вокализации звуков немецкого языка, и сегодня представляет большой интерес для историков музыки и музыкантов-исполнителей. Учебное пособие адресовано певцам, студентам, вокальным педагогам, музыковедам и всем интересующимся вокальным искусством.

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.