Композитор Бетховен — яркое доказательство того, что порой сама музыка воплощается в человеческом существе. Энергетика музыки гениального композитора откликается в сердцах наших современников. Мы любим и слушаем его музыку в классическом исполнении, она понятна и близка спустя более двух столетий, мы слушаем его музыку в современных ремиксах, вариациях на его произведения.
Предлагаем открыть музыкальные страницы его произведений и познакомиться с новыми, может быть не всем знакомыми, но получившими мировую известность переложениями его музыки.
Симфония №5 с-moll. Если верить первому биографу Бетховена Антону Шиндлеру (Anton Schindler), сам композитор говорил о начальных тактах своей Пятой симфонии: «Так сама судьба стучится в дверь!» Более близкий Бетховену человек, его ученик и друг, композитор Карл Черни (Carl Czerny) вспоминал, что «тему симфонии C-Moll Бетховену навеял крик лесной птицы»… Так или иначе: образ «поединка с судьбой» стал частью бетховенского мифа. Бетховен охарактеризовал начало Пятой симфонии как «стук Смерти в дверь». Позже первые аккорды этой симфонии будут использоваться как пароль для союзников во время Второй мировой войны, поскольку по стечению обстоятельств именно эта мелодия в азбуке Морзе обозначает латинскую «V» («Victory» – победа).
Симфония №7. 1812 год. Бетховен борется с все возрастающей глухотой и превратностями судьбы. Позади трагические дни Гейлигенштадтского завещания, героическая борьба Пятой симфонии. В Пятой были борьба и достижение победы; здесь — утверждение силы, мощи победивших. И невольно возникает мысль, что Седьмая — огромный и необходимый этап на пути к финалу Девятой симфонии. Вторая часть — вдохновенное Аллегретто — одна из замечательнейших страниц мирового симфонизма. Снова господство ритма, снова впечатление массовой сцены, но какой контраст по сравнению с первой частью! Теперь это ритм траурного шествия, сцена грандиозной похоронной процессии. Музыка скорбная, но собранная, сдержанная: не бессильная скорбь — мужественная печаль. В ней — та же упругость туго скрученной пружины, что и в веселье первой части. Общий план перемежается более интимными, камерными эпизодами, сквозь основную тему словно «просвечивает» нежная мелодия, создавая светлый контраст. Но все время неуклонно выдерживается ритм маршевой поступи. Часто исполняется отдельно от других частей в связи с её большой популярностью. Например её скорбное звучание сопровождало первую общеевропейскую траурную церемонию – прощание с бывшим канцлером ФРГ Гельмутом Колем в Страсбурге 1 июля 2017 года. Она была использована в качестве музыкального сопровождения к фильмам «Зардоз» (1974), «Парад планет» (1984), «Знамение» (2009), «Король говорит!» (2011).
Девятая симфония Бетховена, премьера которой состоялась 7 мая 1824 года в Вене и сопровождалась шквалом оваций, которые полностью потерявший слух композитор не мог услышать, до сих пор является непревзойденным сочинением в истории музыки. «Ода к радости» на стихи Шиллера (Friedrich Schiller) стала гимном единой Европы. Фридрих Шиллер написал стихотворение «Ода к радости» в 1785 году как «празднование братства людей» . Комитет министров Совета Европы официально объявил Европейский гимн 19 января 1972 года в Страсбурге. Китайские студенты запустили ее из репродукторов на площади Тяньаньмэнь в июне 1989-го. В том же 1989-м в рождественский день Леонард Бернстайн дирижировал оркестром на месте только-только разрушенной Берлинской стены, причем слово «Freude» было заменено на слово «Freiheit» и «Ода к радости» стала «Одой к свободе». Она прозвучала в заключении речи Эммануэля Макрона на площади перед Лувром после его победы на президентских выборах во Франции в 2017 году. Обнимитесь, миллионы!
Гимн Евросоюза — далеко не единственное ее внемузыкальное, политизированное использование. В поп-хит «Оду к радости» превратила сделанная еще раньше, в 1969 году, совершенно неполитизированная версия классической бетховенской мелодии. Аранжировку сделал аргентинский композитор Вальдо де лос Риос, а спел ее по-английски под названием «Song of Joy» испанский певец и актер Мигель Риос. В 1970 году песня пользовалась колоссальной популярностью, взойдя на первые места хит-парадов в Австралии, Канаде, Германии, Швейцарии и в категории Easy Listening в США. В поп-чартс в США она поднялась до 14-го места, а в Британии до 16-го. Всего по миру сингл был продан в количестве свыше четырех миллионов экземпляров.
Фортепианную миниатюру «К Элизе» можно по праву назвать самым известным произведением Бетховена. Первоначально композитор озаглавил ее как Багатель № 25 ля минор, само название «Für Elise» было лишь подзаголовком. Чем же обусловлена такая популярность? Прежде всего это связано с широким использованием пьесы при обучении игре на фортепиано. Она входит в обязательную программу в музыкальных школах. Кроме того, красивое, звучное и в то же время не сложное произведение не могло остаться незамеченным и сразу же полюбилось публикой.
Соната №14 (Лунная) — самая популярная из сонат Бетховена . Сам Бетховен наверняка очень удивился, узнав, что произведение носит такое название. Да что там удивился, зная его взрывной характер! Маэстро задумал написать «Сонату в духе фантазии» и посвятить ее очередной возлюбленной Джульетте Гвиччарди. Название «Лунная» ей присвоил его друг Людвиг Рельштаб.
Говорят, песня Битлз «Because» («Потому что») основана на мелодии «Лунной сонаты», проигранной в обратном порядке. Истоки этой ленноновской песни — в Бетховене. Йоко Оно как-то летом 1969 года, сидя за роялем, стала наигрывать «Лунную сонату». Лежавший на диване Леннон встрепенулся. «Можешь сыграть те же аккорды задом наперед?», — попросил он. Услышав «перевернутую» версию бетховенской сонаты, вдохновленный Леннон тут же наиграл свою мелодию. В записи она превратилась в величественный, поистине классический хорал, в котором утроенные голоса Леннона, Маккартни и Харрисона звучат в сопровождении электрифицированного клавесина Джорджа Мартина. «Because» вовсе не обязательно прослушивать в обратную сторону, чтобы ощутить в ней явственное бетховенское влияние.
Список популярных произведений Бетховена очень обширен. Отличная подборка музыки композитора с указанием названий, времени звучания собрана CLASSICAL CHANNEL «Лучшее из Бетховена (часть I, часть II).
В музыкально-нотном отделе произведения Бетховена представлены в обширном формате — переложения всех симфоний для фортепиано в 4 руки, сонаты для фортепиано, Концерты, популярные пьесы, обработки и переложения для различных музыкальных произведений. Ознакомиться с нотными изданиями и проиграть произведения на фортепиано можно в читальном зале отдела.
Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.