«Педагоги-музыканты с мировой известностью»

Российская музыкально-педагогическая школа, впитав и творчески переработав классические западноевропейские музыкальные традиции, является глубоко национальным по своему содержанию феноменом. Одним из первых русских композиторов, освоившим формы классической европейской музыки, сыгравшему значительную роль в процессе становления классической музыки в России, является М.И. Глинка. 
В дальнейшем, на рубеже 1850-60-х гг. в России сформировалось известное творческое содружество композиторов, названное В. Стасовым «Могучая Кучка», в которое вошли композиторы: М.Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков.
 Открытие в 1862 г. Петербургской консерватории во главе с А. Рубинштейном, а  в 1866 году  — Московской консерватории, основателем и первым директором   которой стал Н. Рубинштейн, послужило импульсом к открытию музыкальных учреждений  в других городах России.
П. И. Чайковский с серебряной медалью заканчивает Петербургскую консерваторию.
Среди выдающихся педагогов- исполнителей  Московской консерватории XIX века особое место занимал Н. Зверев, у которого обучались С. Рахманинов, А. Скрябин, К. Игумнов. Педагогическое искусство XX века наиболее ярко было представлено в деятельности выдающихся мастеров московской школы: Н. К. Метнера, К. Игумнова, Гнесиных, А. Гольденвейзера, С. Фейнберга, Г. Нейгауза, В. Сафонова, А. Танеева, Л. Оборина, Я. Флиера, М. Гринберг, Я. Мильштейна и других.


Педагоги-музыканты с мировой известностью:

Харви Ван Клиберн (1934 — 2013) – выдающийся всемирно известный американский пианист, педагог, победитель на I Международном конкурсе им. Чайковского в Москве в 1958 году. Тогда он просто вышел на сцену и сыграл так, как никто еще не играл. Его победа стала сенсацией: американский пианист в самый разгар «холодной войны» получает главный приз престижного музыкального конкурса. Но не отдать ему победу не могли – игру 23-летнего виртуоза называли «чудом», и никаких разговоров о политической подоплеке результатов конкурса тогда не возникло ни по одну сторону океана, настолько музыкант покорил слушателей.
 Ван Клиберн: «Музыка духовна. Она облагораживает душу. В ней и философия, и драма, и литература, даже математика».                                  
В сентябре 2009 года в Москве в рамках I Международного фестиваля мастер-классов «Слава маэстро!», посвящённого музыканту и педагогу Мстиславу Ростроповичу, маэстро дал серию мастер-классов. 
 В июне 2011 года Клиберн был председателем жюри конкурса пианистов на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. Это постоянство российской публики, преданной Клиберну 50 с лишним лет, говорит о том, что дело не только в статусе «друга СССР», навечно приклеившемуся к музыканту. Но в том, что с помощью своего обаяния и исполнительского мастерства, Клиберн пригласил миллионы простых людей по всей планете в мир классической музыки, утвердив статус музыки как искусства необходимого и в то же время доступного. И это его дело, хочется верить, забудется нескоро.

Мстислав Леопольдович Росторопович (1927- 2007) —  советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии II степени (1951), Государственной премии РФ (1995), Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1991). Пятикратный лауреат премии Грэмми.

«Музыка – это исцеление.
Музыка зажигает факел добра
и может переустроить,
усовершенствовать мир».
Мстислав Ростропович.

«Его искусство всегда имело общественные последствия» – так писали о Ростроповиче-музыканте и Ростроповиче-гражданине в России. И потому, наверное, только в биографии этого уникального артиста мог возникнуть эпизод «концертирования» у Берлинской стены, о котором сам виолончелист любил рассказывать с улыбкой: «Едва я увидел, как ломают эту проклятую стену, я сказал другу Антуану, имеющему свой самолет: «Завтра я должен быть в Берлине». Схватил виолончель, и мы полетели. Я не хотел рекламы. Просто хотел поиграть непременно у рассыпающейся стены музыку Баха. Я играл и смотрел на вдохновенные лица молодых немцев. Многие плакали от радости. И я не мог сдержаться… Какое счастье было видеть, что эта проклятая Берлинская стена — символ двух враждующих половин планеты — рассыпалась в прах»!
Так прилетел он и 20 августа 1991 года, в час новой трагедии, нависшей над Россией, прилетел, едва увидев на экране телевизора «этих путчистов с трясущимися руками», совершивших антиконституционный переворот. Он вылетел из Парижа спонтанно, без визы и без виолончели, оставив жене Галине лишь прощальную записку: «Прости, я знаю, что ты уж меня больше не увидишь». Был готов к самому худшему…
Ибо лишь бескрайний вселенский мир русской духовной истории и культуры мог породить и взлелеять такой феномен личности, феномен человеческого Таланта, как Мстислав Ростропович.. В сущности, вся его жизнь – как миф, как фантастический полет. И все в этой жизни было необыкновенно.

Ю́рий Абра́мович Башме́т (1953)советский и российский альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1986) и четырёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1995, 2000, 2013). Премия «Грэмми» (2008).

«Играть так, чтобы каждая нота 
имела смысл и значение».
Юрий Башмет.   

В современном музыкальном мире у Ю. Башмета практически нет соперников. Он поднял инструмент альт на уровень солирующего инструмента; за последние годы получил две престижные музыкальные премии – французскую, как лучший музыкант-инструменталист года и премию Sonnings Musikfond (Дания). Важнейшей формой деятельности Ю.Башмет считает музыкальные фестивали. Во Франции он основал культурную программу «Замки Франции», в которой принимали участие известные музыканты – С. Рихтер, М. Ростропович.
Для помощи русским музыкантам ещё в 1993 году организовал фестиваль «Москва», который проходит в подмосковном доме творчества композиторов «Руза». Там Юрий Башмет ведёт мастер классы и репетирует со студенческими оркестрами. В 1994 году Ю. Башмет учредил Международный благотворительный фонд, из средств которого ежегодно присуждается премия   в честь Д. Шостаковича.
Юрий Башмет последние годы очень много внимания уделяет преподавательской деятельности. И на пресс-конференцию, посвященную открытию фестиваля, он опоздал, потому что проводил мастер- класс для ребят из специализированной музыкальной школы.
Юрий Башмет частый гость ростовчан, он посещает Южную столицу, свою родину, выступает с концертными программами, организовывает и проводит музыкальные фестивали, мастер-классы для учащихся, студентов г. Ростова-на-Дону.
«У нас счастливая специальность – счастлив тот, кто может забыть на сцене о реальности и уйти в импровизацию, — говорит Юрий Башмет. И снова ему удается это чудо – когда переполненный зал филармонии замирает, застывает. И звучит музыка…

Имя Алексея Юрьевича Уткина (1957) — дирижёра, инструменталиста, педагога — широко известно в России и за рубежом. Огромное природное дарование, блестящее музыкальное образование, полученное в стенах Московской консерватории, великолепная школа, которую прошел Уткин, играя у Владимира Спивакова в «Виртуозах Москвы», сделали его весьма заметной фигурой в современном музыкальном мире.
«Золотой гобой России», Алексей Уткин вывел гобой в качестве сольного инструмента на российскую сцену.  Сегодня в репертуаре музыканта сочинения И.С. Баха, Вивальди, Гайдна, Сальери, Моцарта, Россини, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бриттена и других композиторов.
Концерты музыканта проходят на самых престижных сценах мира: «Карнеги-холл» и «Эвери Фишер-холл» (Нью-Йорк), «Консертгебау» (Амстердам), «Палас де ла Мьюзика» (Барселона), «Аудиторио Насьональ» (Мадрид), «Академия Санта Чечилия» (Рим), «Театр Елисейских полей» (Париж), «Геркулес-холл» (Мюнхен), «Бетховен-холл» (Бонн). Он выступает с такими прославленными музыкантами, как В.Спиваков, Ю.Башмет, Н.Гутман, Э.Вирсаладзе, А.Рудин, Р.Владкович, В.Попов, Д.Дэниэлс и многими другими звездами классической сцены.
В 2000 году Алексей Уткин организовал и возглавил Московский камерный оркестр «Эрмитаж», с которым успешно выступал в течение последних десяти лет в лучших российских и зарубежных залах. В 2010 году Алексей Уткин получил предложение возглавить Государственный академический камерный оркестр России Московской филармонии и стал его художественным руководителем. Алексей Уткин успешно сочетает активную концертную деятельность и преподавательскую работу, являясь профессором Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
 «Существует всего несколько человек, которые могут сочетать дирижирование с сольной карьерой, и я уверен, что Алексей является одним из них, ведь он обладает таким мощным талантом»
Джордж Клив, дирижер, США

Материал подготовила к публикации зав. сектором МНО Рычкова Г.В.