Виртуальная выставка «Листая пожелтевшие страницы»

В апреле мы отмечаем День книги! Предлагаем Вашему вниманию материал, посвященный этому событию, рассказ о том, как и благодаря кому создавался фонд нашего музыкально-нотного отдела.

В фонде нашего читального зала есть интересные экземпляры книг с штампом «Читальня», «Библиотека им.Римского-Корсакова» годы выпуска начала 20 века. Это и старые большие клавиры опер, балетов, и отдельные пьесы, и методические учебные книги . Оказалось, что библиотека им.Римского-Корсакова — это первая публичная музыкальная библиотека, основанная нашим земляком в трудные годы начала 20 века, Михаилом Фабиановичем Гнесиным.

М.Ф. Гнесин, выдающийся композитор, педагог и общественный деятель, наш земляк, как и члены его талантливой семьи, очень много совершил для родного города Ростова-на-Дону, для развития музыкальной культуры донского края.

Его учителями были Н.А.Римский-Корсаков, А. Лядов, А.Глазунов. После окончания консерватории М.Ф.Гнесин возвращается в родной город, где было немало центров музыкальной и общественной жизни, которым была необходима такая  творческая и деятельная личность, как М.Ф. Гнесин , для становления и развития культуры Дона. Много сил отдавал композитор музыкальному просвещению г.Ростова-на-Дону — он организовывал музыкальные лектории, выступал с лекциями как перед учащейся молодежью, так и перед рабочими ростовских предприятий, устраивал концер­ты, привлекая к участию в них не только местных музыкантов, но и мастеров искусств из Москвы, Петербурга и других городов. Как сообщал известный крае­вед С.С. Гурвич, Михаилу Фабиановичу удалось добиться разрешения на создание общедос­тупной музыкальной библиотеки, которая открылась в Ростове в 1916 году.

Он передал ей в дар основной фонд своей личной библиотеки. Библиотека, назван­ная именем Н.А. Римского-Корсакова, быстро завоевала попу­лярность среди преподавателей, учащихся и всех любителей му­зыки. Вначале библиотека находилась в квартире Гнесина (пер. Газетный, 50), затем для неё было предоставлено отдельное помещение, и вся литература была передана в общественное пользование. В городской публичной библиотеке в те времена не было музыкального отдела. Поэтому, «Музыкальная библиотека», предоставлявшая гражданам возможность брать для просмотра и изучения ноты и книги по музыкальному искусству, не смогла не сыграть большой роли в музыкальном просвещении города. 

С установлением советской власти в городе М.Ф. Гнесин был назначен руководителем музыкальной секции Донского отдела народного образования. По его инициативе в 1920году в Ростове были созданы три школы для детей рабочих и служащих. Одна из       которых находилась в Нахичевани. Именно этой школе присвоено имя М.Ф. Гнесина. Одной из трех музыкальных учреждений, является детская музыкальная школа, которая сегодня носит имя Ипполитова-Иванова, 100- летие со дня образования которой отмечается в 2020 году.

На сегодняшний день, многие старинные издания: ноты и книги, которые когда-то принадлежали музыкальной библиотеке им. Римского-Корсакова, находятся и в нашем музыкально-нотном отделе ЦГБ им. Горького.

Предлагаем вашему вниманию выставку старинных изданий «Листая пожелтевшие страницы»

Список представленной литературы к выставке «Листая пожелтевшие страницы»

  1. «П.И. Чайковский». Переписка с П.И. Юргенсоном. Т-1.  Ред.  В.А. Жданова. «Музгиз». Москва.  1938. 384с.
  2. «П.И. Чайковский». Переписка  с Н.Ф. фон-МЕКК.  Т-1.  Ред.  В.А. Жданова. «Академия». Москва-Ленинград. 1934. 644 с.
  3. «Дни и годы П.И. Чайковского.  Летопись жизни и творчества». Ред. В.Яковлева.  «Музгиз» Москва – Ленинград. 1940. 744 с.
  4. В. Сафонов. «Новая формула.  Мысли для учащих и учащихся на фортепиано.» изд. Дж. И В. Честер. Лондон и Брайтон. Предст.  для России «Юргенсон». Москва.  Изд. предп.1916 г. 24 с. с нот.
  5. П.И. Чайковский. «Пиковая дама» опера. «Музгиз» . Москва. 1936. 281 с. с нот.
  6. Ф. Легар. «Веселая вдова». Оперетта в 3 действиях для ф-но. Перевод И.Г. Ярона и Л.Л. Пальмскаго. Изд. «Н.Х. Давингофъ». Петроград.  Пр. 2015-19 гг. 76 с. с нот.
  7. П.И. Чайковский «Сюита из балета «Лебединое озеро» для ф-но. «Р. Юргенсон» Москва – Петроград»  предп. 1915-19 гг. 33 с. с нот.
  8. Ф. Шопен.  Тарантелла.  Соч. 43. Для ф-но.  (К.Клиндворт).  «Музгиз». Москва. 1936. 10 с. с нот.
  9. Ф. Лист. Второй концерт (в переложении для двух ф-но). Ред.  Э. Зауэр.  Музгиз.  Москва. 1947. 56 с с нот.

Многие ноты и библиографические издания выпущены еще издательством Юргенсона

Издательство Юргенсон — значительнейшая музыкально-издательская фирма в России второй половины XIX – начала XX веков, во главе которой стояла личность огромного масштаба и широчайшего кругозора — Петр Иванович Юргенсон.

Издавать ноты Юргенсон начал в 1861 году, с 1866 года — книги по музыке, а в 1867 основал нотопечатню. По словам Рубинштейна, Петр Юргенсон обладал неуемной энергией, коммерческой жилкой, а главное — страстно любил музыку и трепетно относился к ее создателям. В то время в России почти не было нотных граверов. Петр Иванович выписал опытных мастеров из Германии и организовал обучение мальчиков. Его дело быстро разрасталось. За период с 1870 по 1903 годы Юргенсон всего приобрёл 17 музыкальных фирм Москвы, Петербурга, Риги и Одессы. В 1903 году при нотном магазине в Москве Петр Иванович создал первую бесплатную музыкальную читальню – «Бесплатный кабинет для чтения музыкальных журналов». Юргенсон печатал всё, что сочинял П.И. Чайковский, часто себе в убыток, при этом выплачивая высокие гонорары.

В 1918 году фирма национализируется и продолжает работу как подразделение Музыкального отдела Народного Комитета просвещения (Наркомпроса) до 1921, а затем как Музыкальный сектор государственного издательства.
В 1930 году учреждение приобретает самостоятельность и отныне называется Государственным музыкальным издательством (Музгиз). В 1964 году оно получает свое название – «Музыка», которое носит до сих пор, благодаря которому мы и сегодня имеем возможность учиться и творить, а также предлагать читателям нашего отдела.

С особым трепетом обращаемся к таким книгам, понимая, какая история скрыта за такими переплётами. Книги, изданные в 20-30-40-х годах — это первые издания Музгиза, первые книги молодой страны — СССР. Они сохранились при бомбёжках Ростова в Великую Отечественную, сохранился музыкальный книжный и нотный фонд! Через сколько рук, библиотек прошли эти уникальные источники музыкальных знаний и истории!

Материал подготовила зав. сектором читального зала Гудзь Н.И.