Сегодня, 21 января исполняется 80 лет великому тенору современности, обладателю невероятной силы голосом оперному певцу, чьим исполнительским талантом восхищаются во всём мире.
У певца длинное имя, которое было неудобно произносить со сцены и писать на афишах – Хосе Пласидо Доминго Эмбиль. Испанец, уроженец Мадрида, появился в семье артистов испанской оперетты, обладателей баритона и сопрано. Отец — Пласидо Доминго старший и мать — Пепита Эмбиль. У мальчика счастливая творческая биография. Обаяние и память – два подарка от мамы и папы Пласидо благодаря природе. Когда родители перебрались в Мехико, они решили организовать актёрскую труппу. С 16 лет он уже пел и дирижировал. Музыка вошла в жизнь знаменитости с рождением. В восемь лет он начал осваивать игру на фортепиано.
Доминго был так хорошо подготовлен, что Мексиканская национальная консерватория была готова принять четырнадцатилетнего подростка в ряды обучающихся. Это пригодилось парню, когда он выступал в качестве аккомпаниатора для своей матери. Вся биография будущей звезды была тесно связана с музыкой с самого раннего детства.
На месте стоять было нельзя, и друг Пласидо Мануэль Агилар (сын дипломата Мексики) помог устроить слушание певца в Национальной опере. Всё прошло хорошо, слушающие парня члены комиссии были удивлены. Пласидо исполнял арии для баритона, исполнил их, но тех, кто присутствовал и оценивал исполнение, попросили спеть тенором. Контракт был заключен. Дебют состоялся в опере «Риголетто», тем самым вошёл в элиту исполнителей мужских оперных арий. Очень скоро карьера Доминго пошла в гору.
Сначала в списке популярных театров у Доминго был Далласский оперный театр, потом три года солировал в опере Тель-Авива. Нью-Йоркский театр оперы тоже сумел заполучить на несколько сезонов Пласидо, предоставив ему ведущие арии главных персонажей оперы. Через два года чудесный голос услышали в Метрополитен-опере и уже сорок лет не отпускали.
Популярность Доминго была велика, но новые проекты продемонстрировали высокий уровень признания мастерства исполнителя на международном уровне. Проект «Три тенора» собрал вместе Лучано Паваротти, Хосе Каррераса и Пласидо Доминго. Первой арией, которую исполнило звёздное трио, была «Nessun Dorma». Несколько лет проект колесил с концертами по Европе.
Альбомы с голосом Пласидо продаются огромными тиражами, у певца имеется одиннадцать престижных наград «Грэмми». С ним в соавторстве создано 4 фильма-оперы, за очередные телевизионные проекты «Hommage a Sevilla» и «Mets Silver Gala» удостоен премии «Эмми». Книга рекордов Гиннеса содержит фамилию певца. У него были самые продолжительные аплодисменты (80 минут пришедшие на концерт в Вене не отпускали певца со сцены. 101 раз Пласидо кланялся и благодарил зрителей).
Пласидо Доминго дважды подводил к алтарю своих избранниц. Первой женой тенора стала пианистка Анна Мария Герра. Молодому мужу было тогда всего 16 лет. Через два месяца супруги поняли, что совершили ошибку. Анна родила от Доминго сына Хосе.
Когда знаменитый исполнитель оперных арий учился в консерватории, он встретил Марту Орнелас. Девушка начала завораживать своим идеальным лирическим сопрано, но ради семьи и мужа оставила свою карьеру. Не сразу мать и отец девушки решились отдать свою дочь замуж. Пласидо Доминго не раз пел серенады под окном своей возлюбленной. Ухаживания продолжались долго, родители благословили молодых, и влюблённые заключили брак.
Марта оказалась великолепной женой. Она помогает Доминго в профессиональном плане, всю повседневность буден она сразу взяла на себя. Обвенчавшись, супруги уехали в Израиль, куда Пласидо был приглашён. Он пел на сцене Израильской национальной оперы. В семье один за другим родились сыновья: Пласидо и Альваро. Супруги до сих пор вместе и за 59 лет совместной жизни не растеряли чувство любви.
Пласидо уже исполнилось 80 лет, но он бодр, полон энергии и не хочет бросать петь. Столицы Лиссабона, Берлина, Вены и Парижа продолжают рукоплескать музыканту. Теперь он не только исполнитель, но и дирижёр. Певец по-прежнему имеет плотный график, его концерты все заранее запланированы. Доминго любит болеть за команду «Реал Мадрид», часто исполняет гимны на чемпионатах клуба, лично встречается с игроками, фотографируется на память.
Оперный певец ведёт страницу в «Инстаграм», на которой можно познакомиться с видео его концертов, фотографиями. Знаменитый тенор девять раз был на церемонии награждения «Золотого граммофона», уходя с новой наградой. Многие университеты европейских городов считают за честь считать Пласидо своим доктором. У исполнителя много отечественных и зарубежных орденов, премий и медалей.
В Голливуде есть личная звезда Доминго, которую можно найти на «Аллее славы». Тенор имеет разные награды в категории «лучший». У звёздного исполнителя звёздная биография.
Выставка музыкальной литературы из фондов МНО
1. Аллегри, Ренцо. Звезды мировой оперной сцены рассказывают = World opera stars narrate : цена успеха / Ренцо Аллегри ; пер. с ит. И. Г. Константиновой. — Издание 2-е , стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. — 330,[1] с., [16] л. ил. ; 21 см.
«Цена
успеха» — оригинальная, единственная в своем роде книга — замечательна
тем, что в ней прославленные звезды мировой оперной сцены рассказывают о себе
сами. Обычно, рассказывая о великих оперных певцах, пишут о великолепных
триумфах, сказочных гонорарах, гастролях, и почти никогда не интересуются их
обыденной, так сказать повседневной человеческой жизнью. Но именно об этом
расспрашивает выдающихся певцов известный итальянский писатель и музыковед
Ренцо Аллегри. Тридцать интервью, которые он провел, позволяют из первых уст
узнать о том, какова же цена огромного сценического успеха. Великие вокалисты
рассказывают о совершенно невероятных и неожиданных поворотах судьбы, нелепых
ситуациях, о том, как приходилось и голодать, и нищенствовать, и идти на самые
отчаянные жертвы, сносить унижения и терпеть непонимание, преодолевая все с
неукротимым мужеством и редкостной самоотдачей из любви к музыке.
В результате получилась необыкновенно искренняя и яркая книга. Все тридцать
историй…
2. Амон, Рубен (1969-). Пласидо Доминго: гений мировой сцены / Рубен Амон ; [пер. с исп. Анастасии Миролюбовой, Александры Горбовой]. — Санкт-Петербург : Азбука, 2012. — 348, [3] с., [8] л. ил., цв. ил. ; 22 см.
Пласидо Доминго — оперный певец планетарного масштаба, чье имя неотделимо от истории мировой музыки. Семьдесят с лишним прожитых им лет, 134 оперных партии, 3500 спетых им спектаклей свидетельствуют и о масштабе его дара и о неуемной энергии. Впервые на русском языке уникальная книга: «Пласидо Доминго: Гений мировой сцены». Ее автор, испанский журналист Рубен Амон, на протяжении последних двадцати лет присутствовавший при важнейших событиях в жизни певца, пытается понять, в чем состоит феномен Доминго, неповторимый узор жизни. Почему его искусство находит отклик у самых разных людей в любом уголке планеты Земля. Почему великий тенор способен собрать 200-тысячную толпу в нью-йоркском центральном парке и в то же время тронуть сердца самых искушенных меломанов в Зальцбурге, Москве или Байройте. Рассказ о невероятно насыщенной карьере вездесущего Пласидо Доминго дополняется размышлением об окружении певца, о вокальном мастерстве, о загадке его поистине всемирной популярности, о том,…
3. Априле, Джузеппе (1732-1813). Итальянская школа пения [Ноты] : с приложением 36 примеров сольфеджио. Вокализы : для тенора и сопрано : учебное пособие / Джузеппе Априле ; пер. Н. А. Александровой. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2015. — 129, [2] с. ; 29 см.
4. Балф, Майкл Уильям (1808-1870). Итальянская школа пения [Ноты] = The Italian school of singing : ежедневные упражнения для голоса : учебное пособие / Майкл Уильям Балф ; пер. с англ. [и предисл.] Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 63 с. : ил. ; 29 см.
5. Бинг Рудольф. За кулисами «Метрополитен Опера».- М.: «Аграф», 2001. – 368 с.
Выдающийся театральный деятель сэр Рудольф Бинг более 20 лет был интендантом крупнейшего оперного театра мира — нью-йоркского «Метрополитен Опера». Его книга — не только о буднях и праздниках оперы, интригах и фокусах примадонн, шумных скандалах и драматических коллизиях, но и о сотрудничестве с гениями XX века — Шагалом и Каллас, о том, что такое современный оперный театр. Читатель погружается в закулисья и становится очевидцем и даже участником бурной внутритеатральной жизни
6. Гарсиа, Мануэль (сын). Полный трактат об искусстве пения. [Ноты] : учебное пособие / Мануэль Гарсиа (сын) ; пер. с итал. [и предисл.] М. К. Никитиной. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2015. — 411, [1] с. ; 26 см.
7. Гарсиа, Мануэль (отец; 1775-1832). Упражнения для голоса [Ноты] : учебное пособие / Мануэль Гарсиа (отец) ; пер., науч. ред. [и вступит. ст. «Тот самый Гарсиа»] М. Г. Людько. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2015. — 102, [1] с. ; 25 см.
8. Гоби Тито и Кук Ида. Мир итальянской оперы: Пер. с англ.; Послесл. С. Бэлзы. – М.: Радуга, 1989.. – 320 с.
Книга вышла из-под пера корифея оперной сцены XX столетия, обладателя редкого по красоте баритона, великолепного актера, а позже постановщика Тито Гоби. Она построена как ряд эссе, посвященных общим проблемам вокала, а также сугубо индивидуальному разбору шедевров оперной сцены, созданных Моцартом, РОССИНИ, Верди, Пуччини. Тито Гоби предстает перед читателем как одаренный литератор, тонкий психолог, высокообразованный музыкант, рисующий образы не только оперных персонажей, но и знаменитых исполнителей. Иллюстрированная книга рекомендуется широкому кругу любителей музыки.
9. Доминго, Пласидо (1941-). Мои первые сорок лет : Пер. с англ. / [Предисл. А.В. Парина]. — М. : Радуга, 1989. — 303, [1] с., [4] л. ил. ; 21 см.
Пласидо Доминго — один из крупнейших современных певцов, завоевавший славу первого тенора мира. Начав выступать в 18 лет в Национальной опере Мехико, Пласидо Доминго покорил своим искусством большинство оперных аудитории Европы, Америки, Азии и Африки. В СССР он выступал в 1974 г., во время гастролей итальянской оперы «Ла Скала-. В своей книге он пишет и об этих выступлениях, с признательностью вспоминал энтузиазм советской публики, воспитанной на великих музыкальных традициях. Вторая встреча советских любителей музыки с Пласидо Доминго произошла в киноопере Ф. Дзеффирелли — Травиата».Богатый опыт и требовательное отношение к своему делу позволяют автору книги глубоко и оригинально осветить многие вопросы оперного искусства. Рекомендуется широкому кругу читателей.
10. Кривелли, Доменико (1793-1856). Искусство пения [Ноты] : указания и последовательные упражнения в искусстве пения, с приложением гамм, сольфеджио, вариаций : учебное пособие / Доменико Кривелли ; пер. с англ. Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 46, [1] с. : ил. ; 29 см.
11. Лейферкус, С. П. Трудно быть злодеем, или маленькие секреты большой оперы : учебное пособие / Сергей Лейферкус. — Санкт- Петербург : Лань : Планета музыки, 2016. — 296, [3] с., [8] л. ил. : ил. ; 21 см.
В своей книге автор рассказывает о различных историях, трагических и комических, из своей творческой жизни. Народный артист даёт советы молодым певцам и раскрывает секреты большой оперы. Особое место в книге занимает рассказ о сотрудничестве автора с великими певцами, дирижерами и режиссерами.
Издание адресовано студентам-вокалистам, артистам музыкального театра, а также всем, кто интересуется оперным искусством.
12. Театр Ла скала. Альбом. Сост. Константинова И.Г. Ленинград,. Музыка., 160 с.. с ил.
По сравнению с первым изданием добавлено много цветных фото. Роскошное издание с массой иллюстраций и портретов выдающихся певцов. В каждой стране есть театр, который является национальной гордостью. В Италии, стране, где родилась опера, самым значительным музыкальным театром со временем стал миланский театр `Ла Скала`. К концу XVIII века в столице Ломбардии работали несколько театров, но все они были уничтожены пожарами. В феврале 1776 года сгорел театр `Реджо Дукале`, один из самых великолепных в стране, на сцене которого увидели свет рампы ранние оперы Моцарта `Митридат, царь Понта` и `Луций Сулла`. Незамедлительно началось строительство нового здания — на месте полуразрушенной церкви, четыре столетия назад заложенной Реджиной делла Скала, супругой одного из правителей Северной Италии. В фамильном гербе древнего рода было изображение лестницы (по-итальянски `скала`), символизировавшей восхождение к славе и богатству. Поэтому в название нового театра и вошло это слово — `Teatro di Santa Maria alia Scala`.
Материал подготовила и опубликовала Наталья Гудзь, зав. сектором МНО