Уважаемые читатели! Информируем Вас о книжных и нотных новинках, поступивших в фонд музыкально-нотного отдела в 2024 году. Новинки 2024 года включают в себя книжные и нотные издания для учащихся и преподавателей музыкальных учебных заведений по теории и истории музыки, по инструментоведению и вокалу, для обучения игре на фортепиано, баяне, флейте и других инструментах. Для юных читателей поступили нотные издания с песнями и детскими мюзиклами. Для любителей музыки предлагаем сборники песен отечественных композиторов и книжные издания с биографией и творчеством известных артистов и музыкантов.
По теории музыки педагогам, музыкальным руководителям детских образовательных учреждений и родителям интересны будут следующие книжные издания:
Бекетова, Виктория Григорьевна. От До до До: занимательная музыкальная азбука: для чтения взрослыми детям / Виктория Бекетова; художник Илья Савченков. — Москва: Гамма-Пресс, 2018. — 117, [2] с.: цв. ил., нот.; 28 см. + [4] отд. л. муз. карт.
Книга в увлекательной весёлой игровой форме знакомит детей младшего возраста с азами музыкальной грамоты. С её помощью ребята легко освоят первые музыкальные понятия и термины, научатся самостоятельно исполнять несложные песенки, а задания и музыкальные игры помогут им в этом. Издание адресовано детям и родителям, педагогам и музыкальным руководителям детских образовательных учреждений
Садовский, Михаил Рафаилович. Ноткин дом: весёлые стихи с картинками для малышей: для чтения взрослыми детям / Михаил Садовский; художник Д. Кузнецова. — Москва: Гамма-Пресс, 2023. — 29, [2] с.: цв. ил.
Это красочно оформленное издание для чтения взрослыми детям. Книжка увлекательно, в стихах и картинках, знакомит малышей с азами музыкальной грамоты. Здесь ребята узнают, что такое нотоносец, скрипичный и басовый ключи, диез, бемоль и бекар, какие бывают нотки и паузы, что такое аккомпанемент, аккорд, мелодия и многое другое. Издание адресовано детям и родителям, педагогам и музыкальным руководителям детских садов и других дошкольных образовательных учреждений.
Опарина, Нина Александровна. Растем, играем и творим: для работы с ребятами среднего и старшего школьного возраста в часы досуга: учебно-методическое пособие / Н. А. Опарина. — Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2023. — 379 с.
Педагог, занимающийся организацией внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе, выступает не только в роли воспитателя, но и в роли сценариста, режиссера, гримера и во многих других качествах. Поэтому высококвалифицированному современному специалисту так важно иметь и постоянно совершенствовать специальные знания и навыки по созданию сценария и устройства театрализованных форм досуга. Учебно-методическое пособие содержит пьесы, сценарии и методические рекомендации к их проведению и постановке. Предназначено для организации свободного времени школьников среднего и старшего возраста.
Для учащихся, педагогов и просто любителей музыки предлагаем нотные издания для игры на фортепиано.
Бертини, Анри (1798-1876). 25 легких этюдов = 25 easy studies: для фортепиано: соч. 100 / Бертини. — Москва: Музыка, cop. 2012. — 42, [1]с.
Бертини, Анри (1798-1876).48 этюдов = 48 studies: для фортепиано: соч. 29, 32 / Бертини; редакция Г. Гермера. — Москва: Музыка, cop. 2013. — 83, [1] с.
Издание содержит популярные в педагогической практике этюды французского композитора и пианиста. Предназначено для учащихся детских музыкальных школ.
Руденко, Андрей Михайлович (1983-). Басни И. А. Крылова: цикл пьес для фортепиано: для музыкальных школ, училищ и колледжей: учебно-методическое пособие / Андрей Руденко; педагогическая редакция З. В. Олейник. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2024. – 48 с. — (Учебные пособия для ДМШ).
Цикл фортепианных миниатюр российского композитора А. М. Руденко «Басни И. А. Крылова» (соч. 30) интересен тем, что его основная идея — передать в музыке каждой из пьес особенности характера и сюжетной линии самых известных и любимых басен великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844). Материал ориентирован на развитие у учащихся и студентов пианистических навыков, способности образного мышления и эмоционального восприятия музыки. Данный сборник может быть использован в качестве материала для расширения учебного репертуара музыкальных школ, училищ, колледжей, а также в концертной практике пианистов
Барас, Карина Вальдемаровна. Кинезиологические игры с клавишами от новичка до профи : (30 уровней и 5 бонусных): сборник пьес для фортепиано / К. В. Барас; [с предисловием автора]. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др.: Лань : Планета музыки, 2023. — 57, [3] с.
Данный сборник включает пьесы для фортепиано в строгой последовательности от простых к сложным. Названия пьес связаны с известными играми, что сразу ориентирует на игровое начало: воображение, творческую фантазию, интуицию, занимательность и необычность. Произведения апеллируют преимущественно к кинезиологическим особенностям фортепианной игры — к движениям рук, моторике, пальцевой и кистевой техник, используется позиционная игра пяти пальцев или какая-то другая, в связи с образным строем той или иной пьесы. Сборник может быть использован не только в учебной практике ДМШ, ДШИ и ссузов в рамках предметов «Специальное или общее фортепиано», «Ансамбль», «Музицирование», «Композиция», «Слушание музыки», но и в широкой концертной практике
Бетховен, Людвиг ван (1770-1827). Симфония № 1 = Symphony № 1: [До мажор]: соч. 21 / Людвиг ван Бетховен; транскрипция для фортепиано Ф. Листа. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2024. — 43, [1] с.: портр.
Бетховен, Людвиг ван (1770-1827). Симфония № 7 = Symphony № 7: [Ля мажор]: соч. 92 / Людвиг ван Бетховен; транскрипция для фортепиано Ф. Листа. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2024. — 75, [1] с.: портр.
Бетховен, Людвиг ван (1770-1827). Симфония № 8 = Symphony № 8: [Фа мажор]: соч. 93 / Людвиг ван Бетховен; транскрипция для фортепиано Ф. Листа. — Санкт-Петербург и др.; Лань: Планета музыки, 2022. — 55, [1] с.: портр.
В фортепианном творчестве Ф. Листа жанр транскрипции занял одну из центральных позиций (ок.200). Симфонии Бетховена, переложенные для фортепиано близко к оригиналу, Лист называл «фортепианными партитурами». Работа над ними велась на протяжении многих лет. В основу настоящей серии, которую продолжает Восьмая симфония Бетховена в транскрипции Листа, положено издание под редакцией португальского пианиста Жозе Виана да Мотта. Адресовано студентам музыкальных училищ и вузов, концертирующим пианистам.
Переложение гитарной музыки для фортепиано = Piano transcription of guitar music / [автор переложений] Э. Ю. Артамонова. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2023. — 65 с.
Предлагаемый сборник представляет собой переложения гитарной музыки европейских композиторов конца XVIII – начала XX веков для фортепиано. В него вошли произведения Д. Агуадо, М. Джулиани, М. Каркасси, Н. Коста, Й. К. Мерца, О. Килезотти, Н. Паганини, Ф. Тарреги. Данный альбом переложений предназначен для обучающихся игре на фортепиано в различных образовательных учреждениях, а также для широкого круга музыкантов-любителей.
Бородин, Александр Порфирьевич (1833-1887). Князь Игорь: фрагменты оперы помотивам произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» / Александр Бородин; облегченноепереложение для фортепиано Ольги Катаргиной; иллюстрации Ольги Воробьевой. — Челябинск: Автограф, 2022. — 35 с.: цв. ил. — (Знакомство с шедеврами классики);
Глинка, Михаил Иванович (1804-1857). Руслан и Людмила: фрагменты оперы по мотивам одноименной поэмы Александра Сергеевича Пушкина / Михаил Глинка; облегченное переложение для фортепиано Ольги Катаргиной; иллюстрации Ольги Воробьевой. — Челябинск: Автограф, 2023. — 59, [1] с. : цв. ил. — (Знакомство с шедеврами классики);
Мусоргский, Модест Петрович (1839-1881). Картинки с выставки: для фортепиано / Модест Мусоргский; облегченное переложение Ганса-Гюнтера Хоймана; иллюстрации Бриджит Смит. — Челябинск: Автограф, 2023. — 32 с.: цв. ил. — (Знакомство с шедеврами классики).
Чайковский, Петр Ильич (1840-1893). Евгений Онегин / Петр Ильич Чайковский; облегченное переложение для фортепиано Елены Попляновой; иллюстрации Ульяны Опперман. — Челябинск : Автограф, 2022. — 32 с.: ил. ; 30 см. — (Знакомство с шедеврами классики).
В серии «Знакомство с шедеврами классики» вышли нотные издания с фрагментами из произведений знаменитых русских композиторов. Вступительные статьи содержат краткие сведения об истории создания произведения, а также биографические справки о жизни композиторов. Издания адресованы широкому кругу любителей музыки и учащимся музыкальных учебных заведений.
Бах, Иоганн Себастьян (1685-1750). Чакона: [из Партиты ре минор] / И. С. Бах; транскрипция для балалайки и фортепиано А. Мартынишина. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2022. — 51 с.
Чакона из Партиты ре минор для скрипки соло И. С. Баха — один из шедевров классической музыки. Данное издание представляет переложение Чаконы для балалайки и фортепиано. В партии фортепиано использованы транскрипции И. Брамса, И. Раффа, Ф. Бузони. Рекомендовано для исполнения виртуозами-балалаечниками в концертах, конкурсах. Также произведение может быть использовано как учебный материал для студентов музыкальных училищ и вузов. Переложение для балалайки и фортепиано А. Мартынишина
Бём, Теобальд (1794-1881). 24 этюда для флейты = 24 studies for flute : соч. 37. 12 этюдов для флейты =12 studies for flute: соч. 15 / Теобальд Бем; [предисловие Е. Ильяновой]. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2023. — 94 с.
Теобальд Бём (1794-1881) — музыкант, известный в первую очередь как изобретатель поперечной флейты современного вида. Композиторскую деятельность Бём посвятил любимому инструменту: в его наследии — пьесы, вариации и фантазии для флейты и фортепиано, концерт для флейты с оркестром, а также пьесы и этюды для флейты соло, занимающие не последнее место в репертуаре современного флейтиста. В издание вошли 24 этюда для флейты ор. 37 и 12 этюдов для флейты ор. 15. Сборник адресован ученикам старших классов детских музыкальных школ, студентам музыкальных училищ и ВУЗов
Кац, Семен Николаевич. Поем, танцуем, прыгаем: пьесы для баяна и аккордеона / Семен Кац; [иллюстрации А. Анохиной; стихи М. Еремеева; комментарии автора]. -Москва: Детская школа искусств имени М. А. Балакирева, 2021. — 24, [1] с., включ. обл.: ил.
Сборник пьес Семена Каца создан, чтобы помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности, сформировать навыки игры на баяне
Полифонические обработки русских народных песен: для баяна, аккордеона и гармони / составитель и автор обработок Евгений Дербенко. — Москва: Издательский дом «Фаина», 2022. — 24, [1] с., включ. обл.: фото.
Изучение полифонических произведений является важной частью программ для учащихся ДМШ и ДШИ по классу баяна, аккордеона и гармони. Играя ”полифонию», юный музыкант постигает навыки грамотного ведения звука, техники владения мехом, умения слышать многоголосную фактуру, узнаёт, что такое имитация, канон, органный пункт. Однако полифонических пьес, удобных, несложных и понятных детям, крайне мало. Автор этого сборника поставил своей задачей немного восполнить этот «дефицит» и решил сделать это на примере русских народных песен. Обработки народных мелодий можно играть на баяне, аккордеоне и гармони. Автор надеется, что это новое издание вызовет интерес y преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. В нотах аппликатура обозначена для гармони
Пьяццолла, Астор (1921-1992). История танго: для валторны и фортепиано / Астор Пьяццолла; переложение — Алексей Фурукин. — [Москва]: Аллегро, 2023. — 22, [1] с., 1 парт. (12 с.): фото
Астор Пьяццолла- один из самых узнаваемых аргентинских композиторов 20 века. Благодаря ему значительно обогатился жанр танго, объединив в себя элементы классической и джазовой музыки. Перед вами уникальное произведение композитора «История танго». Цикл из четырех композиций, представляющий из себя историю развития аргентинского танго. Танец как будто проходит сквозь время, здесь можно увидеть, как менялась музыка этого жанра на протяжении 20 века. «Бордель 1900», «Кафе 1930», «Ночной клуб 1960», «Концерт нашего времени» — каждая часть цикла самостоятельное, законченное произведение и в тоже время они объединены эмоциональным содержанием аргентинского танца.
Скрипичные дуэты и ансамбли: сборник / составитель и автор [предисловия и] переложений — Т. Кузнецова-Оборина. — 2-е издание. — [Москва]: Аллегро, 2023. — 29, [1] с., 2 парт. (14 с., 1 л.)
В данный сборник входят переложения и обработки произведений для дуэта и ансамбля скрипачей.
Школа начинающего концертмейстера: фортепиано и флейта: учебное пособиедля ДМШ и ДШИ / составление Корольковой И. С.: [предисловие О. Бер]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2024. — 55, [1] с.: ил. — (Учебные пособия для ДМШ).
Школа начинающего концертмейстера: фортепиано и балалайка: учебное пособие для ДМШ и ДШИ / составление Корольковой И. С.; [предисловие О. Бер]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2024. — 47, [1] с.: ил. — (Учебные пособия для ДМШ).
Школа начинающего концертмейстера: фортепиано и домра: учебное пособие для ДМШ и ДШИ / составление Корольковой И. С.: [предисловие О. Бер]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2024. — 44, [1] с.: ил. — (Учебные пособия для ДМШ).
Школа начинающего концертмейстера: фортепиано и виолончель: учебное пособие для ДМШ и ДШИ / составление Корольковой И. С.; [предисловие О. Бер]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2024. — 49, [1] с.: ил. — (Учебные пособия для ДМШ).
Школа начинающего концертмейстера: фортепиано и голос: учебное пособие для ДМШ и ДШИ / составление Корольковой И. С.; [предисловие О. Бер]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2024. — 72, [1] с. — (Учебные пособия для ДМШ).
Данные музыкальные сборники являются частью серии учебных пособий для учеников ДМШ и ДШИ, изучающих в рамках предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства (фортепиано) дисциплину «Концертмейстерский класс», а также для юных пианистов, которые хотят постичь искусство аккомпанемента. В качестве иллюстраторов могут привлекаться как преподаватели, так и учащиеся средних и старших классов ДМШ и ДШИ.
Нотные издания для студентов музыкальных училищ и вузов, профессиональных исполнителей и любителей вокальной музыки.
Бизе, Жорж (1838-1875). Избранные романсы = Selected romances: для голоса и фортепиано / Жорж Бизе; [предисловие Е. Ильяновой]. — Санкт-Петербург и др.: Лань:Планета музыки, 2023. — 106 с.: портр.
Камерно-вокальное наследие Жоржа Бизе (1838–1875) составляют около пятидесяти опусов в жанре melodie, для которого характерно полное слияние слова и мелодии. В романсах композитор сохраняет свойственную его стилю свободу вокальной партии, но вносит изысканность выражения и колорит. В сборник вошли избранные произведения на стихи П. Ферье, Ж. Барбье, В. Гюго и др. Издание адресовано студентам музыкальных училищ и вузов, профессиональным исполнителям, любителям вокальной музыки
Свиридов, Георгий Васильевич (1915-1998). Отчалившая Русь = Russia Cast Adrift: поэма на слова Сергея Есенина: для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано / Георгий Свиридов; [вступительная статья А. Белоненко]. — Издание 3-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др.: Лань : Планета музыки, 2022. — 72, [1] с.
Поэма «Отчалившая Русь» – одно из самых значительных сочинений зрелого периода творчества Г. В. Свиридова. Впервые созданное для тенора, затем автор сделал редакцию для меццо-сопрано и вместе с Еленой Образцовой сам исполнил и записал ее на пластинку. Позднее М. Аркадьев специально для Д. Хворостовского предложил редакцию для баритона с фортепиано и с этой редакцией дуэт в начале 1990-х годов объездил весь мир. Благодаря Хворостовскому поэма получила известность далеко за пределами России. Ныне эта поэма стала одним из самых популярных вокальных сочинений композитора. Оно исполняется как в России, так и за ее пределами. Предлагаемое издание воспроизводит авторскую редакцию для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано и адресовано для исполнителей, студентов и педагогов вокальных отделений музыкальных учебных заведений и широкого круга любителей музыки
Слонимский, Сергей Михайлович (1932-). Русские элегии Анны Ахматовой = Russian elegies by Anna Akhmatova: вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано / Сергей Слонимский; [предисловие Р. Слонимской]. — Санкт-Петербург: Композитор, 2019. — 14, [1] с.
Сергей Михайлович Слонимский (р. 1932) — один из интереснейших отечественных композиторов настоящего времени, автор произведений во всех жанрах. Его перу принадлежат музыкальная драма «Виринея» по мотивам повести Л. Сейфуллиной, камерная опера «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову, dramma per musica «Гамлет» по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака, камерная опера (монодическая драма) «Царь Иксион» по античному мифу и трагедии Ин. Анненского, русская трагедия в четырнадцати видениях с тремя эпилогами и увертюрой «Видения Иоанна Грозного» на либретто Я. Гордина, dramma per musica «Король Лир» по трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака, балеты, 34 симфонии, инстру-ментальные концерты, кантаты. Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра, а также множество хоровых, камерно-инструментальных и вокальных произведений.
Издания, адресованные детям дошкольного и школьного возраста.
Бочарова, Анна Александровна. МамаПапа: детские песни про маму и папу: [для детей дошкольного и младшего школьного возраста в сопровождении фортепиано] / Анна Бочарова; рисунки автора. — Санкт-Петербург: Композитор, 2023. — 47, [1] с.: ил.
Основная идея сборника отражена в его названии. Ведь мама и папа — люди, которые с рождения являются самыми близкими для ребенка, его защитой и самой большой любовью. Если про мам написано много песен, то папам уделено меньше внимания. Поэтому в сборнике вы найдете добрые песни не только про нежных и заботливых мам, но и про любимых и веселых пап. Новые песни про родителей полны гармонии и душевной теплоты, которых так не хватает в современном мире. Издание адресовано детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Роот, Зинаида Яковлевна. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: слушаем, поем, играем! / Зинаида Роот. — Санкт-Петербург : Композитор, 2019. — 34, [1] с.
Музыкально-дидактические игры — это способ в нетрудной, интересной, азартной и захватывающей форме развить детскую музыкальную деятельность. Методический материал этого пособия объединяет музыкально-дидактические игры на развитие слуха, ритма, музыкального творчества, различение высоты и длительности звуков. Игры познакомят детей с основами музыкальной грамоты, а педагогам помогут разнообразить занятия и побудить малышей к творчеству. Пособие предназначается подготовительным отделениям музыкальных школ, детским садам, кружкам и всем учреждениям дополнительного детского образования
Гладков, Геннадий Игоревич (1935-2023). Новогодние песни: из музыки к Кремлевским новогодним представлениям: для голоса и хора в сопровождении фортепиано / Геннадий Гладков; [слова А. Семина]. — Челябинск: Автограф, 2023. — 71, [1] с.: фото.
В сборник вошли песни из мюзиклов, написанных композитором Геннадием Гладковым для Кремлевских новогодних представлений. Автор либретто Андрей Сёмин. Издание адресовано широкому кругу любителей музыки.
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.