День информации «У врат мастерства» — к Году педагога и наставника. «Музыкант-Педагог-Композитор».

Указом Президента страны 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Сегодня в День информации мы с вами вспомним имена одних из самых выдающихся музыкантов-педагогов-композиторов. Среди них есть и знаменитые композиторы, и выдающиеся пианисты, и талантливые дирижёры. Все они помимо музыкального дара, обладали педагогическим талантом и воспитали целую плеяду высокоодарённых музыкантов, многие из которых завоевали широкое признание. Педагогические принципы этих мастеров явились фундаментом для построения современных музыкальных методик.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) одна из крупнейших фигур в русской культуре: русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки». Личность, поражающая многогранностью: это и вдохновенный творец, создавший самобытный музыкальный театр, и выдающийся педагог, создавший свою школу, и крупный дирижёр, и автор серьёзных трудов об оркестре («Основы оркестровки», по которым учатся и в наши дни) и гармонии («Практический учебник гармонии»), статей, книг о себе, современниках. Его деятельность стала целой эпохой в истории отечественной музыки.

Римский-Корсаков обладал хорошими организаторскими способностями, которым нашлось применение в его педагогической и общественной деятельности. Он был профессором Петербургской консерватории, инспектором духовых оркестров Морского ведомства, директором Бесплатной музыкальной школы. О начале своей педагогической деятельности Римский-Корсаков писал: «Незаслуженно поступив в консерваторию профессором, я вскоре стал одним из её лучших учеников, — а может быть, и самым лучшим, — по тому количеству и ценности сведений, которые она мне дала». С годами Римский-Корсаков стал настоящим воспитателем музыкальной молодёжи. Заниматься в классе композиции у Римского-Корсакова было и трудно и крайне интересно. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров и музыковедов, среди которых — А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, М.А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н.В. Лысенко, А.А. Спендиаров.

Михаил Фабианович Гнесин (1883-1957) – русский и советский композитор, педагог, музыковед, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор. Общение с Римским-Корсаковым определило основополагающие принципы всего дальнейшего творчества молодого композитора. До конца жизни Римский-Корсаков оставался главным идеалом для Гнесина, всегда приверженного сохранению и продолжению традиций своего учителя.

Гнесин вёл большую музыкально-просветительскую и педагогическую работу, руководил музыкальными рабочими кружками в Петербурге, был заведующим музыкальной секцией Донского отдела народного образования, директором народной консерватории в Ростове-на-Дону, а также профессором Донского археологического института. В 1923 году Михаил Гнесин приехал в Москву, став педагогом и заведующим творческим отделом Музыкального техникума им. Гнесиных. В 1925-1936 годах был профессором кафедры композиции Московской консерватории, декан педагогического факультета. В 1936-1944 годах был профессором Ленинградской консерватории. В 1944 году вернулся в Москву, заняв должность заведующего кафедрой композиции открытого в том же году Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Михаил Гнесин – автор книги «Начальный курс практической композиции», в которой изложена его методика обучения композиторов, а также ряда научных статей. Им также была написана книга «Мысли и воспоминания о Н.А. Римском-Корсакове». Среди учеников Гнесина – композиторы Альберт Леман, Георгий Мушель, Аро Степанян, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Соломон Юдаков и др.

Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881) — музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, дирижер. Основатель Московского отделения РМО и Московской консерватории. Профессор. Первый директор Московской консерватории. Основная область деятельности Рубинштейна – создание в Москве консерватории нового типа, изначально задуманной в качестве высшего профессионального учебного заведения, открытого для представителей всех сословий. Наряду с А.Г. Рубинштейном (основателем Петербургской консерватории) и своими единомышленниками – князем В. Ф. Одоевским, кн. Н.П. Трубецким и др. – ставил задачу превращения консерваторий в центры музыкального образования, науки и исполнительства, формирования в их стенах «нового сословия» – «музыкантов-артистов».

Для пробуждения интереса публики к музыкальному образованию в наиболее доступных формах первоначально создал Музыкальные классы РМО в Москве. Преподавались элементарная теория музыки, хоровое пение по методу Э. Шеве, игра на фортепиано, скрипке и др. С января 1866 в них работал Чайковский. С открытия Московской консерватории и до конца своих дней – был директором консерватории. Одновременно профессор по классу специального фортепиано (разработал первые учебные программы для старших и младших классов, позднее – также оркестровых и оперных классов). Как директор заложил основы учебной, концертно-просветительской и исполнительской деятельности консерватории, во многом сохраняющиеся поныне. Сформировал педагогический состав Московской консерватории, пригласив известных музыкантов – П.И. Чайковского, А.Д.Александрову-Кочетову, А. Доора, А.И.Дюбюка, Н.С.Зверева, Ф.Лауба, Б. Космана, В. Ф.Фитценхагена, Г.А. Лароша, Дж. Гальвани и многих других.

Василий Ильич Сафонов (1852-1918) – пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Один из наиболее заметных и авторитетных представителей музыкальной культуры России в конце XIX и начале XX веков. Ректор Московской консерватории. Главный дирижёр Нью-Йоркского филармонического оркестра. Сподвижник П.И. Чайковского.

С 1881 преподавал в Санкт-Петербургской консерватории класс специального фортепиано. Много концертировал как солист и в ансамблях в России и за ее пределами, на гастролях в Германии познакомился с Брамсом и Гансликом. В 1885 по предложению П.И. Чайковского Сафонов был приглашен на должность профессора  в Московскую консерваторию. Выпускниками его класса были А. Скрябин, Н. Метнер, А. Гречанинов, А. Гедике, Е. Бекман-Щербина, И. Левин, Р. Бесси-Левина, К. Сараджев, Ф. Кёнеман, С. Василенко, Л. Николаев, сестры Гнесины. Он также много лет руководил оркестровым классом консерватории. В 1889, после ухода Сергея Танеева с поста директора консерватории, занял эту должность, став пятым директором второй консерватории России. Деятельность Сафонова способствовала росту благосостояния и престижа консерватории, улучшению материального положения малоимущих студентов и педагогов, при нем консерватория стала ведущей концертной организацией Москвы.

Александр Ильич Зилоти (1863-1945) — русский пианист, дирижёр и музыкально-общественный деятель, педагог. В многогранной деятельности Александра Ильича Зилоти — пианиста, дирижёра, автора транскрипций и переложений, редактора, организатора, создателя концертной организации «Концерты А. Зилоти», общественного деятеля — значительное место занимала педагогика. К педагогической работе он обращался на протяжении всей жизни, официальный стаж составляет двадцать лет. Через его класс прошло около 70 учеников, среди которых такие известные в России и за рубежом музыканты, как С. Рахманинов, К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Максимов, М. Блицстайн, Е. Истомин и др.

Первый педагогический опыт Александр Ильич получил благодаря Н. С. Звереву, который, доверяя своему ученику, просил Зилоти давать уроки за него во время болезни. С 1899 г. Зилоти был почётным руководителем и наблюдателем по музыкальной части в Мариинском женском училище, сменив на этом посту своего учителя Н. Г. Рубинштейна. С 1888 по 1891 — профессор Московской консерватории. После эмиграции в Америку с 1925 г. по 1942 г. Зилоти преподаёт в Джульярдской Высшей школе музыки. Одним из проявлений профессионализма Зилоти-педагога являлось то, что, будучи продолжателем традиций своих великих предшественников, он чувствовал потребность и был готов к передаче своего опыта следующим поколениям. В одном из писем супруга музыканта, Вера  Павловна Зилоти сообщала Марку Блицстайну, что его «учитель счастлив иметь учеников, чтобы передавать идеи и идеалы, которые бы остались в мире».

Дмитрий Борисович Кабалевский (1904—1987) – выдающийся композитор, педагог-просветитель, пианист и дирижер, музыкальный мыслитель, общественный деятель, создатель концепции музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, страстный пропагандист мирового классического музыкального наследия, сыгравший огромную роль в формировании художественного пространства отечественной культуры. Его активная жизненная и творческая позиция неизменно вызывала интерес и признание не только в России, но и далеко за ее рубежами, что позволяет говорить о значительном вкладе мастера в мировую художественную культуру в целом. 

С 1932 г. и до конца жизни Кабалевский преподавал композицию в Московской консерватории (среди его учеников М. П. Зив, А. И. Пирумов). Параллельно он много выступал, как пианист, исполняя, в основном, произведения собственного сочинения. Так же Кабалевский известен своей педагогической программой для общеобразовательных школ, которая называется «Музыка», в основу этой программы он положил основные жанры музыки — песню, танец, марш. Музыкальные произведения для детского педагогического репертуара композитор начал писать еще будучи студентом училища имени Скрябина. В те годы он занимался с детьми в музыкальной школе и, обнаружив нехватку обучающего материала, решил заполнить пробел самостоятельно. В самарских школах в 1970-е годы тестировалась эта новая программа под руководством автора.

Станислав Генрихович Нейгауз (1927-1980) — советский пианист,педагог, теоретик пианизма, директор Московской консерватории (1935 – 37). Помимо педагогической деятельности, занимался воп­росами музыкальной нотации и техническими изобретениями по усо­вершенствованию фортепиано; автор романсов на стихи немецких по­этов.

Мировоззренческие и педагогические принципы замечательного пианиста, выдающегося педагога фортепианной игры XX века Генриха Густововича Нейгауза, изложенные в его книге «Об искусстве фортепианной игры». В книге, обобщающей огромный опыт выдающегося советского пианиста, рассказывается о важнейших принципах фортепианного исполнительского искусства. Будучи по существу исследованием в области художественного творчества и технической работы пианистов, книга захватывает живостью, образностью изложения, ясностью мысли. Издание рассчитано на музыкантов-профессионалов, представляет интерес для любителей музыки.

Ушенин Владимир Васильевич — заслуженный артист России, кандидат искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова. Родился 15 октября 1946 года в Ростове-на-Дону.С 1971 года работает в Ростовском музыкально-педагогическом институте (с 1993 года Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова). С 1991 — заслуженный артист России, с 1993 — профессор, с 2006 — кандидат искусствоведения. Автор книг, посвященных истории и методике исполнительства, статей о наших известных баянистах и публикаций в научных сборниках. Известный педагог, воспитавший целую плеяду талантливых музыкантов-исполнителей, лауреатов всероссийских и международных конкурсов.

К настоящему времени В. В. Ушениным инструментовано и подготовлено к изданию в компьютерном наборе значительное количество апробированных в концертной и педагогической практике партитур (для дуэтов, трио, квартетов баянистов, смешанных составов ансамблей русских народных инструментов, для баяна в ансамбле с академическими инструментами), аранжировок и переложений для баяна (аккордеона) соло.

В музыкально-нотном отделе на выставке к Году Педагога «Педагог — не название, педагог -призвание» в рубрике «Знаменитые музыканты-педагоги» представлены книжные издания о знаменитых музыкантах-педагогах. В том числе о тех, которые представлены в нашем обзоре.

В мероприятие была использована информация из Интернета: https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/nikolaev_ocherki2_1.htm; https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/nikolaev_ocherki2_1.htm; https://ria.ru/20230202/gnesin-1848628004.html; https://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=120524; http://kabalevsky-found.org/ru/kabalevsky; http://www.ushenin.com/biography.php. А так же информация из книг, представленных на выставке музыкально-нотного отдела «Педагог — не название, педагог -призвание».

Материал подготовила зав. сектором абонемента музыкально-нотного отдела — Беспалова Л.Г.

#годпедагогаинаставника#библиотекиростова#библиотекапедагогнаставник