«Я русский композитор, — писал Рахманинов, — и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому русская музыка: единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, — это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».
1 апреля со дня рождения Рахманинова – одного из самых известных во всем мире русских – исполнится 150 лет. Выдающийся композитор, талантливый пианист и дирижер, не принявший власть большевиков после октябрьской революции, Сергей Рахманинов навсегда покинул Россию в 1918 году. Следующие 25 лет он прожил на Западе – в основном в США.
«Он из тех людей, кто, покинув Родину, никогда не расставался с ней. – Он человек мира, но оставался именно русским гением. Всё его творчество пронизано именно русским духом, и даже не просто русским, а именно новгородским. Многие исследователи говорят, что в каждом втором произведении Рахманинова звучат колокола. Это колокола новгородской звонницы Софийского собора. У композитора была феноменальная память, и благодаря ей он воспроизводил эти звуки». Н. Маркова.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в имении Онег (по другим данным – в имении Семеново) Новгородской губернии в дворянской семье. Будущий композитор с ранних лет увлекался музыкой, уже в 5 лет играл на фортепьяно под руководством А. Орнатской. В 1882 году девятилетний Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московской консерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского. Известность Рахманинов приобрел еще будучи студентом. Его первое знаменитое произведение, Прелюдия до-диез минор, было написано как по мановению руки. «Она пришла ко мне сама собой» – отозвался об этом произведении сам Рахманинов. Где бы ни исполнялась эта прелюдия, в России или за ее пределами, — она имела ошеломительный успех у слушателей. – Американцы прозвали ее «Это» (англ. – It»s). Стоило произнести это слово, как все понимали, что речь идет о прелюдии Рахманинова. 1892 год ознаменовался досрочным завершением обучения в Московской консерватории. Выпускник Рахманинов был удостоен Большой золотой медали, а его имя золотыми буквами записано на мраморной доске.
Пётр Ильич Чайковский, знавший Рахманинова с отроческих лет, угадал в нём огромное композиторское дарование, предсказал блестящую будущность. Первый успех пришел к Рахманинову весной 1893 года, когда в Большом театре состоялась премьера экзаменационной работы – оперы «Алеко», которую Чайковский высоко оценил и помогал ее продвижению на сцену. Рахманинов вспоминал, как «по окончании оперы Чайковский, высунувшись из ложи, аплодировал изо всех сил». Возникшая духовная связь между Чайковским и Рахманиновым не прерывалась в течение 7 лет. Чайковский заинтересованно встречал каждое новое сочинение Сергея. – Он как гений ощутил, что рядом с ним гений. Смерть Чайковского в 1893 году стала для Рахманинова личной трагедией. Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано «Памяти великого художника» (1893) написано на смерть Петра Чайковского. Осенью 1895 года Рахманинов закончил Первую симфонию. На это произведение он возлагал особые надежды, но исполнение симфонии в 1897 году неожиданно оказалось неудачным. Наступил творческий кризис, преодоление которого шло трудно. В это время композитор, полностью уверовав в свою судьбу и творческое воскрешение, на поэтический текст Н.А. Некрасова «Зеленый шум» сочинил одночастную кантату «Весна», а затем в апреле — цикл из двенадцати вокальных миниатюр (ор. 21), в число которых вошёл романс «Сирень», посвященный воспоминаниям о юношеской любви, написанный на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой. А писатель Юрий Нагибин уже в советское время опишет трагические отношения Рахманинова с его первой любовью Верой Скалон в повести «Сирень».
На один из концертов Сергею Васильевичу принесли букет этих цветов. Но никто не знал, от кого они. С тех пор на все выступления музыканту передавали сирень. Даже за рубежом. – Позже оказалось, что цветы присылала учительница из Киева, Фекла Яковлевна Руссо. Замужняя дама, которая влюбилась в музыку и исполнительский стиль Рахманинова. Композитор написал ей, и между ними завязалась душевная дружба. Рахманинов любил сирень. Она была для него «символом родины». Этот шедевр рахманиновской лирики в январе 1903 года впервые исполнила Надежда Ивановна Забела – замечательная певица, жена и муза великого русского художника Михаила Врубеля. Вскоре романс «Сирень» стал настолько популярен, что его можно было назвать суперхитом начала «серебряного века».
Друзья помогли получить место второго дирижера в Русской частной опере С. И. Мамонтова; родственники рекомендовали ему врача-психотерапевта Н. В. Даля, способствовали знакомству с Л. Н. Толстым. В 1900 году, в Италии была написана вторая часть нового фортепианного концерта (знаменитого Второго) и сцену Паоло и Франчески (для будущей оперы «Франческа да Римини»). Вскоре сочинения одно за другим стали выходить из-под пера композитора. Женитьба на Наталье Александровне Сатиной (1902) и рождение двух дочерей положили конец детской и юношеской неприкаянности.
Помогало и композиторское творчество, и исполнительство. Два года Рахманинов работал в Большом театре в качестве дирижера (1904-1906) и вписал блестящие страницы в его историю. «Царь-бас» Фёдор Шаляпин, большой друг Сергея Васильевича, отмечал: «Замечательный пианист, Рахманинов в то же время один из немногих чудесных дирижёров, которых я в жизни встречал. С Рахманиновым за дирижёрским пультом певец может быть совершенно спокоен. Дух произведения будет проявлен им с тонким совершенством, а если нужны задержание или пауза, то это будет йота в йоту… Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить: «не я пою, а мы поем». Как композитор Рахманинов воплощение простоты, ясности и искренности».
В 1910-х годах Рахманинов много сочиняет и гастролирует как пианист в России и Европе. Во время работы над «Колоколами» Рахманиновы уехали в благословенную Ивановку, которая была особым, волшебным местом в жизни Рахманинова. Это имение родственников жены в Тамбовской губернии. «Здесь все спокойно и тихо, –писал он. И не могу тебе сказать, до чего тут хорошо себя чувствую! Наконец уселся на свое место. И на этом месте и кругом мне все знакомо, симпатично». Своими мыслями об Ивановке он поделился позднее, в «американский» период жизни: «В каждом русском есть тяга к земле, больше, чем у какой-либо другой нации. В мыслях русских людей о земле есть какое-то стремление к покою, к тишине, к любованию природой, среди которой он живет, и отчасти, стремление к замкнутости, к одиночеству. Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется. Я сказал, что туда, в Ивановку, я всегда стремился. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь».
На премьере поэмы «Колокола», состоявшейся в феврале 1914 года, Рахманинову преподнесли дирижерский пульт, щедро украшенный белой сиренью и дирижерскую палочку, выполненную из слоновой кости, на которой была вырезана все та же сирень. Следом, находясь на гребне творческой волны, Сергей Васильевич вдруг вспомнил про «Вокализ», с момента сочинения которого прошло почти три года. В апреле 1915 года он показал эту композицию Антонине Васильевне Неждановой. Прослушав произведение, оперная дива сразу задала вопрос, почему у такой восхитительной музыки нет слов? На это Рахманинов убедительно ответил, что с чудесным голосом певицы и её вокальным мастерством мелодия не нуждается в словах. Антонина Васильевна, будучи тронута и польщена такой похвалой, от всей души поблагодарила композитора.
Сергей Васильевич всегда интересовался духовной музыкальной культурой древней Руси, великолепно разбирался в знаменных песнопениях, всегда используя православные традиции в своем музыкальном творчестве. Духовно-музыкальное наследие Рахманинова включает в себя шестиголосный мотет «Deusmeus» (студенческая работа), духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» (написанный летом 1893 года на текст кондака Праздника Успения Пресвятой Богородицы), знаменитое «Всенощное бдение», завершить которое смог только в 2015 году.
Когда в декабре 1917 года Сергей Васильевич уезжал на гастроли в Скандинавию, а в действительности покидал Россию навсегда, он практически ничего не мог увезти с собой. Денег на каждого члена семьи можно было взять не более пятисот рублей, а из вещей – то, что удалось унести в руках. Жизнь в Европе пришлось начинать с нуля – не было ни кола, ни двора, ни денег.
Не прожив в Европе и года, семья Рахманиновых отправилась в Америку. Спустя месяц после приезда в Нью-Йорк Рахманинов дал первый концерт и потом концертировал в США еще 25 лет.
За рубежом обострилась особая черта характера Рахманинова – сочувствие к русским людям, терпящим голод и нужду, не имеющим возможность получить образование и работу, и желание помочь им, где бы они ни жили: в России или за границей. Известно более 2000 адресов, по которым Рахманинов отправлял материальную помощь и продуктовые посылки. Помогал Сергей Васильевич, сколько мог, товарищам артистам, приезжающим на гастроли в Америку. Имена их пока оглашению также не подлежат…» (Из воспоминаний С. А. Сатиной]. Отклик С. В. Рахманинова на события Второй мировой войны. -Трогательная запись сопровождала передачу денег – сбора от концерта Рахманинова на Родину: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», – так было написано им в 1942 году.
Одним из самых «русских» сочинений Рахманинова зарубежного периода стала Третья симфония, завершенная в 1936 году и исполненная Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского. Эссе Джона Пристли: «Я не берусь утверждать, что это великая симфония, просто ни с каким другим музыкальным произведением сравнивать ее невозможно – так явственно и зримо предстают в ней оглушительная боль и глухое отчаяние человека, мучимого, как мучилось столько других, – тоской по Родине».
За три месяца до смерти Сергей Васильевич посетил советское генконсульство в Нью-Йорке, встретился с А. А. Громыко и высказал желание вернуться на Родину. Болезнь и смерть помешали осуществлению этого желания. Могила Рахманинова находится на кладбище Кенсико под Нью-Йорком.
Актуальность и своевременность чьей-либо музыки волнует людей, пока композитор жив. Когда он умирает, актуальность становится не актуальной – актуальной остается только красота. И в этом смысле Рахманинов жил не слишком поздно, а слишком рано. Сейчас он был бы счастлив, зная, какое место его музыка занимает в нашей жизни.
Память России:
В 1981 г. профессора Московской консерватории по инициативе В.К. Мержанова учредили Рахманиновское общество и конкурс им. С.В.Рахманинова с монографической программой. Рахманиновское общество при активном участии внучатого племянника композитора – Юрия Павловича Рахманинова – поставило в России три памятника Рахманинову: в Москве на Страстном бульваре (скульптор О.Комов, 1999 г.), в Тамбове и Великом Новгороде (скульптор А. И. Рукавишников, архитектор В. Б. Бахаев, соответственно 2006 г. и 2008 г.). Не так давно, в октябре 2017 года, в Музее-усадьбе Рахманинова, расположенном в Тамбовской Ивановке — лаборатории композиторского мастерства русского музыкального гения, открыли интересную монументальную композицию, в центре которой символично посадили живую сирень, а ноты прославленного романса запечатлели на бронзе. В Казани вот уже несколько лет проводится музыкальный фестиваль фортепианной музыки под названием «Белая Сирень», который посвящен великому русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову. В 1981 г. профессора Московской консерватории по инициативе В.К. Мержанова учредили Рахманиновское общество и конкурс им. С.В.Рахманинова с монографической программой. В июне 2014 года состоялся Первый международный фестиваль музыки Сергея Рахманинова, организованный Российским национальным оркестром во главе с художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетневым. Проект РНО был нацелен именно на Музей композитора в деревне Ивановка, что в 150 километрах от Тамбова.
«Рахманинов — настоящий коренной русский музыкант. Быть может, такая верность классическим принципам русской музыки помогла Рахманинову, вынужденному четверть века провести вдали от Родины, сохранить на всю жизнь национальный характер и самобытную силу своего дарования. Вот потому-то он дорог нам как певец дум и чувств русского человека, как певец русской природы, ее безграничных далей, ее утренней свежести, благоуханной тишины… Любовь к России – неиссякаемый источник вдохновения композитора, с первых его произведений до последних.» И.А. Медведева (Музыковед, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России.)
Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала музыкально-нотного отдела.
Источники:
Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь».
https://vse42.ru/articles/33541529 http://russiafond.ru/о-сергее-рахманинове