Устный журнал «Музыка блокадного Ленинграда».

27.01.23.

Музыка блокадного Ленинграда — отдельная страница трагической летописи. Сегодня исполняется 79 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда.

«Немцы ждали, ленинградцы растеряются,

От бомбежек и обстрелов измотаются.

Но увидя в дни осады

Дух и стойкость Ленинграда,

За себя уже фашисты опасаются».

Ленинград превратился в город-фронт. Несмотря на массовую эвакуацию в городе оставались артисты, писатели и поэты, композиторы – на их плечи легла ответственность за моральный дух ленинградцев. Вся страна жила тем, что происходило в осажденном городе. Выжить, не пасть духом и отстоять Ленинград – было общей задачей.

Удивительно, но даже в такое тяжелое время культурная жизнь в городе продолжалась. Несмотря на массовую эвакуацию, в городе еще оставались Театр Ленинского комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, Театр комедии, которые были эвакуированы позже. А Театр музыкальной комедии и оркестр Радиокомитета всю блокаду находились в Ленинграде. И все эти коллективы работали, показывали спектакли, которые прерывались бомбежками по нескольку раз.

На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала серьезная миссия в период Великой Отечественной войны. Именно оперетта, самый веселый и легкий жанр, была рядом со зрителями блокадного Ленинграда.

В конце декабря 1941 года в Куйбышеве (ныне Самара) произошло событие, которого ждал музыкальный мир. Дмитрий Шостакович дописал 7-ю симфонию, которую Ахматова потом назовет Ленинградской. Премьера состоялась там же в начале марта 1942-го, потом ее исполняли в Москве, за рубежом, и казалось, что ее не слышали только жители города, которому она посвящалась. Тогда руководство Ленинградского фронта приняло решение исполнить 7-ю симфонию в блокадном Ленинграде. Концерт состоялся 9 августа 1942 года. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», — вспоминал Шостакович о работе над 7-й симфонией. Произведение в блокадном городе исполнил оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, единственный оставшийся тогда в городе крупный музыкальный коллектив.

В 1942 году советские войска все еще несли страшные потери. Обстановка на фронтах была тяжелейшей. В осажденном Ленинграде после первой и самой страшной блокадной зимы оставался дирижер Карл Элиасберг. Вместе со своим оркестром он с первого дня блокады не прекращал давать концерты, но с середины декабря пришлось прекратить: в живых из всего оркестра осталось около 20 человек. Находясь в госпитале, Элиасберг принял тогда посетителя — одного из своих оркестрантов, а также исполняющего обязанности директора Ленинградской консерватории Григория Фесечко.

«Фесечко привез ему предписание о том, что Элиасбергу предлагается создать оркестр и исполнить в блокадном Ленинграде 7-ю симфонию Шостаковича. А Элиасберг лежал в тот момент на стационаре, куда попал с женой, — у обоих был диагноз дистрофия. Наверное, это предписание и подняло его тогда с блокадной койки», — вспоминает обозреватель ТАСС Олег Сердобольский беседы с дирижером. Партитуру симфонии на военном самолете доставили в Ленинград летом 1942 года. Когда четыре тетрадки оказались в руках дирижера, он понял, что подтвердились его и лучшие, и худшие подозрения. К партитуре прилагалось письмо Шостаковича с почти невыполнимой просьбой-требованием.

9 августа 1942-го в истерзанном немецкой блокадой Ленинграде случилось невероятное. В Большом зале Ленинградской филармонии состоялась премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича. Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. Музыку транслировали по уличным громкоговорителям и по радиоканалу. Жители осаждённого города были потрясены и обнадежены. Как вспоминал потом знаменитый скрипач Давид Ойстрах, в разгар войны «Ленинградская» прогремела пророческим торжеством победы над фашизмом.


Вспоминавшие день премьеры все как один сходятся во мнении, что в зале был аншлаг. Несмотря на лето, в не отапливаемом всю блокадную зиму Большом зале филармонии было холодно. Далеко не у всех была возможность выглядеть парадно, даже среди музыкантов. «Одежда музыкантов на блокадной премьере была самая разношерстная. Кто-то был в кителе, кто-то в ватнике, единственный, кто был в традиционном фраке, — Элиасберг», — подчеркнул заместитель художественного руководителя Филармонии имени Шостаковича Евгений Петровский.

Филармония имени Шостаковича каждый сезон открывает в день рождения композитора — 25 сентября, и обязательно его музыкой. По словам Петровского, после войны даже сохранялась традиция открывать каждый сезон именно Ленинградской симфонией. Память о великом подвиге хранят также и стены Дома Радио — именно здесь репетировал Элиасберг с оркестром, отсюда неоднократно звучал голос самого Шостаковича. Если начать восстанавливать портрет Шостаковича, то в его характере можно обнаружить все те же черты, роднящие его с исполнителями своей великой симфонии, — пунктуальность, педантичность, сильнейшая преданность делу.

Поэт Александр Межиров в 1942-м сражался на Ленинградском фронте. После войны он написал стихи, в которых приравнял подвиг музыкантов к героизму защитников Родины:

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала…
Стенали яростно, навзрыд,
Одной, единой страсти ради
На полустанке — инвалид,
И Шостакович — в Ленинграде.

Блокадный город остался непобедимым. И трудно что-то добавить к словам Алексея Толстого — одного из первых слушателей Ленинградской: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами». А тот блокадный концерт стал одной из самых героических страниц обороны великого города. О Карле Элиасберге и о Седьмой симфонии Шостаковича и в наше время снимают не только документальные, но и художественные фильмы. Ведь и Ленинградская симфония, и тот августовский концерт — это подвиги, которые иногда свершаются не только на полях сражений, но и в искусстве. Забвению они не подлежат.

Помимо Д. Шостаковича в осаждённом городе жили и творили десятки композиторов. Их песни, пьесы, марши звучали в промёрзших концертных залах, из чёрных «тарелок» трансляционной сети, в воинских частях и на призывных пунктах. История распорядилась так, что почему-то имена этих героических людей оказались в тени:

Борис Гольц в те годы считался кумиром. Его песня «Светит в небе звёздочка высоко» была настоящим хитом. Её часто передавали по блокадному радио, а ноты печатались на почтовых открытках. За эту песню автор удостоился бесценного приза, продовольственного пайка, но в марте 1942-го умер от истощения, так и не дождавшись награды. Ему было всего 29 лет.
Та же участь постигла Юлию Вейсберг. Автор популярных детских опер и песен, невестка Римского-Корсакова, вместе с сыном погибла в блокаду.
Василий Калафати преподавал ещё Стравинскому, Шостаковичу. Воспитал знаменитого дирижёра Илью Мусина, который, в свою очередь, был учителем Темирканова, Гергиева и нынешнего главного дирижёра Большого театра Тугана Сохиева. В ноябре 1941-го, когда голод уже косил людей, он пишет победный марш «Звёзды Кремля» и выигрывает с ним конкурс. Но дожить до победы ему было не суждено. В 1942-м он умер от голода.
Бориса Асафьева мы знаем как автора балетов. Его «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа» идут и сегодня. В ноябре-декабре 1941-го, когда жизнь в городе практически остановилась, он создаёт десять духовных хоров «Канты». В советской стране это было одно из первых обращений к православной теме. Другой цикл композитора — «Песни печали и слёз» рождается как серия музыкальных откликов на сводки с фронта.
Удивительно было и смирение великого мастера, которому предлагали эвакуироваться в первую очередь, но он предпочёл разделить судьбу вместе с городом.
Александр Каменский — композитор и пианист-виртуоз. Почти всю блокаду прожил в бомбоубежище Театра им. Пушкина. Написал «Героический партизанский марш», пьесы и песни для воинской самодеятельности. Был един-ственным концертирующим пианистом, который за 872 дня дал 600 (!) концертов. Под обстрелами и бомбёжками, в промёрзших залах и полуразрушенных помещениях.  Судьба каждого мастера — пример трагедии и героизма. Композитор и балетный критик Валериан Богданов-Березовский в самые суровые месяцы создал оперу-дневник «Ленинградцы». Сам автор назвал её «запёкшейся кровью событий». В основе сюжета (либретто Веры Кетлинской, которая тоже пережила блокаду) — хроника обычной семьи, застигнутой войной. Но написана она с такой силой и правдивостью, что в 1943-м, когда в город стали возвращаться чиновники, оперу запретили.                                                                                                                                              — Сотрудники радио работали в ватниках и тёплых шапках, — вспоминает супруга пианиста. — Отогреть клавиши рояля было невозможно. Каменский грел руки над печуркой, затем сбрасывал пальто и садился к инструменту. В январе 1942-го по радио давали «Снегурочку» Чайковского. Под рояль — потому что оркестр уже не мог играть. Пробовали репетировать, но у духовиков не хватало сил держать дыхание. А вот хор звучал. Правда, артисты настолько ослабели, что не могли стоять, и их тела поддерживали Т-образные деревяшки. Так они и пели, обвисая на этих «грабельках».
— Работая над этими произведениями, я не устаю поражаться, как рука композитора — замерзающая, еле двигающаяся — создавала произведения такой силы и уверенности, — поделился впечатлениями Василий Синайский, дирижёр. — Они жили и творили без патетики, пафоса, но уверенные, что ленинградцев враг не сломит и всё закончится нашей победой!

Издания из фонда музыкально-нотного отдела:

Крюков, Андрей Николаевич (1929-).Музыка и музыканты военного Ленинграда: по воспоминаниям и документам / А. Н. Крюков. – Санкт-Петербург: Композитор-Санкт-Петербург,2015. — 278, [2] с., [38] л. ил.,портр., факс. ; 23 см. Крюков, Андрей Николаевич.Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда: Очерки / А. Крюков. Ленинград: Советский композитор:Ленинградское отделение, 1985. — 120с. : 8 л. ил.; 21 см. Музыка в дни блокады: Хроника /Рос. ин-т истории искусств ; Авт.-сост.А.Н. Крюков. — Санкт-Петербург: Композитор, 2002. — 541, [2] с., [24]л. ил.,факс. ; 22 см. Музыка и музыканты Ленинграда:[Сборник статей/Ред.-сост. Л. Н. Раабен, Е.А.Ручьевская, А.Н.Сохор].- Ленинград; Москва: Советский композитор. [Ленинградское отделение],1972. — 239 с. : нот. ил.; 21 см.-Музыка на фронтах Великой Отечественной войны: Статьи. Воспоминания/Ред. и вступ. статья Г. Пожидаева ; Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки. – Москва: Музыка, 1970. — 255 с., 16 л. ил.: ил., нот. ил.;22 см. Музыка продолжала звучать:[сборник / сост. и вступ. ст. А. Крюкова]. — Ленинград: Музыка, 1969. — 293, [3] с., 8 л. ил.;21 см. Памяти погибших композиторов и музыковедов 1941-1945: [Сб. ст.: 2 вып.] / Союз композиторов СССР, Комис.по творч. наследию композиторов и музыковедов, погибших на фронтах Великой Отеч. войны; [Ред.-сост. А.В. Богданова]. — Москва: Советский композитор, 1985-. — 20 см.

В статье использованы доступные источники из сети Интернет:

https://tass.ru/vtoraya-mirovaya-voyna/15418757

https://iz.ru/1373735/arsenii-zamostianov/kakaia-muzyka-byla-kak-sedmaia-simfoniia-shostakovicha-byla-ispolnena-v-blokadnom-leningrade http://classicalforum.ru/index.php?topic=10240.0

Материал подготовила и разместила Гудзь Н.И. зав. сектором читального зала музыкально-нотного отдела