Игротека. День специалиста «УЧИ: учимся, читаем, играем».

Каждый преподаватель знает, что наиболее эффективные приёмы обучения и запоминания материала — наглядно-образные. Выполнение различных заданий по новой теме, игровые методики в процессе обучения закрепляют полученные знания, показывают их путь для практического применения. Сегодня мы рассмотрим учебные пособия, помогающие закрепить музыкальные знания, полученные на уроках теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературы. А также покажем возможность применять полученные знания на практике.

Е.Поплянова. Не хочу идти на сольфеджио: учебное пособие для музыкальных школ.- Челябинск: MPI, 2019.-86c.

Как сделать, чтобы непростой урок стал радостью для юных музыкантов, а встреча с учителем — праздником в будни? Эти вопросы натолкнули композитора Елену Поплянову на создание авторской методики преподавания такого сложного предмета, как сольфеджио. Главный способ освоения материала — игра. Это и музыкальные приветствия, и игровые песни, ручные ритмознаки и настольные игры для всей семьи, это импровизации и элементы музыкального театра. Представленные в книге игры охватывают все основные направления музыкального воспитания: слух, память, чувство ритма, двигательную и слуховую координацию, творческие навыки.

Толковый словарик юного музыканта. Борис Вайнер. Эта книга (издательство «Феникс», 2015) адресована тем детям, которые только начинают своё знакомство с миром музыки, осваивают музыкальную грамоту. Забавные стихи и весёлые рисунки, посвящённые различным музыкальным терминам, жанрам, инструментам, помогут ребятам закрепить приобретённые на занятиях знания.
Иллюстрации Влады Семёновой.

Следующие книжные сборники пригодятся преподавателям на уроках Музыкальной литературы, Истории музыки. Замечательные задачки разного уровня подготовки для разных возрастов помогают ребятам проявить свои знания, интеллект. Ребусы, головоломки, кроссворды, викторины на музыкальную тематику помогут закрепить полученные знания в игровой форме. Для разгадывания кроссвордов и других заданий возможно придётся в поиске ответов обращаться к другим книжным источникам. Задания будут интересны не только учащимся, но и взрослым педагогам!

Резник, Н. А.   Ноты и клавиши : музыкальная грамота  для 1-2 классов : 6 тетрадей / Н. Резник, О. Павлова ; Институт  продуктивного обучения Российской Академии образования. — Санкт-Петербург : НОТА МИ, 2003-.

В наличии в библиотеке МНО 2 тетради: Клавиатура фортепиано (тетр.1), Звуки и шаги тетрахорда (тетр. 2). Это визуальные тетради для практических занятий по принципу рабочей тетради. Т.е. задания выполняются прямо в тетради. В связи с такой формой книга выдаётся в режиме читального зала. Объём тетради 30-31 страница. Рассматривая картинки вместе с детьми, читая им вслух прилагаемые тексты и обсуждая решения различного рода задач, родители получат более полное представление о внутреннем мире своих ребятишек и, возможно увлекшись сами, вспомнят собственное детство.

Камаева, Татьяна Юрьевна.  Азартное сольфеджио [Ноты] : иллюстративный и игровой материал :учебное пособие по сольфеджио и теории музыки / Т. Камаева, А. Камаев. — Москва : Гуманитарный издательский   центр ВЛАДОС : ЦРТС «Доминанта», 2004. В пособии представлены игровые методики на уроках теории музыки и сольфеджио в ДМШ и ДШИ + иллюстративно-разрезной материал.

В игровой форме здесь изложен основной объем информации семилетнего школьного курса по сольфеджио и теории музыки: от элементарных начальных знаний (ритм и метр, нотные знаки, интервалы) до более сложных музыкальных понятий, связанных с основами теории музыки и навыками аккомпанемента. Издание состоит из двух частей: методического пособия с описанием обучающих игр, тренингов и тестов и иллюстративно-разрезного материала— карточек лото с кубиками, кроссвордами и т.п., помогающих в усвоении всех тем.

Содержание курса сгруппировано в три раздела, при этом темы из разных разделов можно комбинировать и осваивать параллельно. Авторы намеренно не распределяют материал курса по годам обучения, давая возможность преподавателям и родителям варьи­ровать его объем в зависимости от способностей и возраста учеников. Пособие предоставляется педагогам в режиме читального зала.

Музыкальные игры Гайдна и Моцарта, или Простой способ сочинять музыку, не  зная правил [Ноты] : учебно-игровое   пособие / [ред.: О. Емцова ; нот. ред.:  Н. Хондо]. — Москва : Классика-XXI, 2003. — 17, [10] с., [28] отд. л. : нот. ; 29 см. + 1 игровой набор.    В коробке. — Игровой набор включает: ячейки-кляссеры, простые таблицы, пара   кубиков. 

Освоив занимательные игры, которые были популярны во времена Гайдна и Моцарта, любой ребенок сможет добавить в свой репертуар сочиненные им самим менуэты и вальсы, полонезы и контрдансы. Пара кубиков, простые таблицы и ячейки-кляссеры — вот составные части музыкального конструктора, с помощью которого создаются разнообразные музыкальные пьесы. В этих играх нет проигравших, зато есть нехитрые правила и неисчерпаемое многообразие комбинаций музыкальных тактов. Материал пособия может использоваться для пополнения репертуара по специальности — ребенок сам сочинит пьесы, которые потом будет с удовольствием играть, а также для обучения основам гармонии, композиции и музыкальной формы или в качестве дополнения к школьному курсу музыкальной литературы.

Предлагаем вашему вниманию он-лайн игровые формы , составленные сотрудниками нашей библиотеки:

Викторина «Угадай мелодию»:

В расположенных ниже рисунках скрыты названия музыкальных жанров:

Правильные ответы : 1.симфония 2. балет 3. кантата 4. опера

Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.