Ночь искусств. Музыкальная гостиная «В гостях у оперы В.Беллини» — к 220-летию композитора.

Итальянский композитор Винченцо Беллини родился 3 ноября 1801 года, в 2021 году мы отмечаем его 220-летие. Он вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто, что в переводе с итальянского означает прекрасное пение. И его короткая, всего лишь десятилетняя (1825-1835) композиторская деятельность стала особой страницей в итальянской опере. Беллини великолепно знал специфику человеческого голоса. Вокальные партии его опер чрезвычайно естественны и удобны для пения. Они наполнены широтой дыхания, непрерывностью мелодического развития. В них отсутствуют излишние украшения, ибо смысл вокальной музыки композитор видел не в виртуозных эффектах, но в передаче живых человеческих эмоций. «Лебедь Катании» и «Мастер меланхолии» — такие имена получил Винченцо Беллини в богемных кругах.

Винченцо родился в портовом итальянском городке на острове Сицилия. Его отец зарабатывал на жизнь игрой на органе на религиозных службах и преподаванием для детей аристократов. Катания, местечко, где появился на свет будущий талантливый композитор, находится у подножья вулкана Этна. Когда юноше исполнилось 17, Винченцо обратиться с прошением Городской Совет. Просьба молодого человека была удовлетворена: ему назначили стипендию. Деньги, которые студент получал в течение 4 лет, позволили ему переехать в Неаполь и поступить в консерваторию. После триумфального дебюта в 24 года Беллини начал получать постоянные заказы. Карьера стремительно стала развиваться, давая общественности повод для обсуждения нового феноменального таланта в области оперного искусства.

Имя Винченцо Беллини было на слуху, но со временем отношение к маэстро поменялось. Вынужденный творческий кризис композитор решает пережить на новом месте. Он переезжает в Париж, чтобы заново переосмыслить суть и потребности личного самовыражения.

Временный отдых и успокоение среди парижских пейзажей помогли вернуть маэстро позиции в творческих кругах. Оперы «Норма» и «Пуритане» ознаменовали возвращение композитора к истокам успеха . В 1835 году, на кульминационном мажорном моменте партитуры, именуемой карьерой, образовалась внезапная и трагическая жизнь. Беллини скоропостижно скончался от острого кишечного заболевания, спровоцировавшего гнойное воспаление в тканях печени. На момент смерти Винченцо Беллини исполнилось 33 года, он умер в Париже и был похоронен изначально на одном из самых известных кладбищ Европы — Пьер-Лашез. Только в 1876 году прах композитора был транспортирован на родину, в Катанию.

Его жизненный путь оборвался в сравнительно молодом возрасте, но в прожитых днях нашлось место и поражениям, и фееричному триумфу. Музыка Винченцо Беллини обрела своих благодарных слушателей ещё при жизни автора. Оперные постановки проводились на сценах Неаполя, Милана и Парижа. Талантливый композитор получил завидную долю известности и признания, чем обеспечил себе бессмертие.

Примечательно, что «Норму», выдающийся шедевр, публика первой половины XIX века восприняла не сразу. Потребовалось несколько постановок, чтобы произведение признали знаковым и достойным, хотя поначалу столь «пышных» эпитетов удостаивалась только заглавная ария. Мастер переписывал её 6 раз прежде, чем остановился в поисках идеального звучания. Опера имела ошеломительный успех и восхитила критиканское сообщество. К моменту завершения написания шедевра Беллини едва перешагнул порог 30-летия. Даже наблюдая за очевидным успехом своего творения среди богемы, итальянец вряд ли смел предположить, что «Норма» станет одним из лучших оперных произведений всех времён и даже в XXI столетии сохранит актуальность. Каватина «Casta Diva» из «Нормы» и сейчас является серьёзным испытанием в вокальном плане даже для ведущих звёзд мировой оперной сцены.

В.Беллини. Каватина Нормы из оперы «Норма» (фрагмент). Мария Каллас. Ла Скала, 1961г.

Прожив яркую и стремительную жизнь, Винченцо Беллини «отозвался» в душе каждого своего современника, имеющего отношение к искусству. В фойе миланского театра Ла Скала стоит мраморная фигура Беллини, на его родине, в Катании, оперный театр носит имя композитора. Но главный памятник себе создал сам композитор — им стали его чудесные оперы, которые и по сей день не сходят со сцен многих музыкальных театров мира.

Материал подготовила и составила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Используемые источники: https://www.belcanto.ru/bellini.html, https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/vinchentso-bellini