Кино-рандеву «Место встречи изменить нельзя» — к 85-летию Станислава Говорухина.

http://thr.ru/public/article/2018/06/14/STO_1740.jpg

Режиссер Станислав Говорухин снял 55 кинокартин, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», а также он написал сценарий для «Пиратов XX века» — самого кассового в истории советского кинематографа фильма. У Говорухина сыграл свои главные роли Владимир Высоцкий, впервые на экране зазвучали песни барда. Станислав Говорухин был и крупным политиком — несколько раз избирался депутатом Государственной думы, возглавлял Комитет по культуре и баллотировался на пост президента страны. Сегодня мы предлагаем вам встретиться с любимыми фильмами С.Говорухина — возможно, просмотр опубликованных фрагментов на блоге МНО даст вам стимул пересмотреть фильмы режиссёра.

Когда Станислав в 1966 году приезжает в Одессу, ему тотчас же предлагают снять картину об альпинистах. Сценарий картины был очень слабеньким, требовал кардинальной переработки. Кинорежиссер решил сделать ход конем, пригласив на главную роль Владимира Высоцкого. Это был правильный выбор. Говорухин пригласил и композитора Софью Губайдуллину. Через несколько месяцев работы у советских зрителей появилась возможность посмотреть отличный фильм «Вертикаль». Работа принесла невероятную популярность Говорухину и Высоцкому, исполнившему в фильме четыре замечательных песни – «Скалолазку», «Прощание с горами», «Песню о друге», «Вершину». Высоцкий и Говорухин были большими друзьями еще с его первой картины «Вертикаль». Режиссер снимал кино по-честному, как он всегда и делал. Если надо лезть в горы, значит, полезут все. Актриса Лариса Лужина вспоминает: «Станислав Сергеевич нас заставлял делать все, что делают альпинисты: носить рюкзаки тяжелые, и трикони — эти специальные ботинки».

фрагмент из фильма «Вертикаль» — «Песня о друге»

Талантливому режиссеру одинаково хорошо удавались приключенческие фильмы для взрослых и детей. Он снял «Приключения Тома Сойера», фильм «В поисках капитана Гранта», которые до сих пор с удовольствием смотрят подростки. Этой экранизацией классической детской книжки Марка Твена Говорухин запустил карьеры сразу обоих своих исполнителей главных ролей: Федор Стуков — Том — стал впоследствии креативным продюсером «СТС Медиа», а Владислав Галкин — Гек — прославился как актер театра и кино. А еще в фильме дебютировала восьмилетняя дочь Андрея Миронова Мария.

«Пираты ХХ века» (1979) – яркий, красочный, интригующий фильм принес Говорухину бешеную популярность. Многие зрители по нескольку раз приходили в кинотеатр.

«Место встречи изменить нельзя» (1979) стал настоящим культовым фильмом. Говорухин очень тщательно отнесся к подбору актеров, ему пришлось выдержать нешуточное давление братьев Вайнеров, недовольных кандидатурой Владимира Конкина. Однако присутствие на сцене именно этого актера, на котором настоял Говорухин, сделало фильм достоверным. Такой же настоящей, не схематичной, выглядит противоположная сторона – жулики, воры, бандиты, женщины легкого поведения. Блестящая игра Армена Джигарханяна, Станислава Садальского, Ларисы Удовиченко только подтверждает это. А фирменный знак этого фильма — «черная кошка» — стал визитной карточкой самого режиссера. Он ее придумал, сам рисовал углем на стене во всех эпизодах фильма и даже… был похож на нее по характеру.

В фильме «Десять негритят» (1987) талантливый режиссер обращается к жанру детективного триллера. Это запутанный, но очень интригующий камерный детектив, который объединил завидное число первоклассных советских актеров: Владимира Зельдина, Татьяну Друбич, Алексея Жаркова, Людмилу Максакову и Александра Абдулова. Последний, кстати, по рассказам Говорухина, не был знаком с романом Кристи, а сценарий прочитал ровно до смерти своего персонажа, поэтому на съемочной площадке допытывался — кто же все-таки убийца? Коллеги пользовались этим и дурили ему голову.

В конце XX века на экраны выходит фильм «Ворошиловский стрелок». Роль пенсионера-железнодорожника играет легендарный Михаил Ульянов. Этот человек встал на защиту своей юной внучки, изнасилованной местными отморозками. И зритель всей душой сочувствует отважному старику, противостоящему подонкам и продажным «блюстителям закона». Картина вызвала неоднозначную реакцию общества за оправдание самосуда, а кого-то даже вдохновила этот самосуд совершить. В итоге название «Ворошиловский стрелок» стало именем нарицательным — так называли народных мстителей.

Фильм «Благословите женщину» (2003) также стал очень популярным. На роль главной героини Веры режиссер пригласил студентку театрального института Светлану Ходченкову. Юная красавица с роскошными волосами и с истинно русским лицом очень украсила этот фильм своей талантливой игрой. Верочка – милая, душевная женщина, беззаветно любит своего мужа, майора Ларичева. А тот, сухой и черствый служака, не позволяет ей даже родить ребенка. Ларичев не раскрывает свою душу перед женой. Создается впечатление, что Верочка для него – случайный человек, бесплатная обслуга, не имеющая право на собственную жизнь и чувства.Картина была очень личной — режиссер посвятил ее своей маме и бабушке, которые воспитали его в трудное послевоенное время. Главную героиню режиссер искал очень долго.


Фильм Говорухина «Конец прекрасной эпохи» получил премию «Золотой орел». Но «главный приз» Станислава Говорухина сидел в зале — это актриса Светлана Ходченкова. Муза и «открытие Говорухина» после многих лет вернулась к нему.«Конец прекрасной эпохи», в котором Говорухин рассказал о советской «оттепели», по сути, фильм о друзьях, ровесниках и о себе самом. Впрочем, практически все картины Говорухина во многом автобиографичны. Это последний и лучший из поздних фильмов Говорухина. Снятый по мотивам довлатовского сборника рассказов «Компромисс».

Станислав Говорухин сыграл 22 роли в кино. Самые яркие его работы – в фильме «Асса», «Анкор, еще анкор», «9 рота». Разноплановый талант Станислава Говорухина признавали все – его поклонники и недоброжелатели. Этот человек проявил себя как выдающийся режиссер, продюсер, сценарист, публицист, актер. Он занимался общественной деятельностью и пейзажной живописью, был интересным политиком, не боявшимся высказывать собственное мнение. Это был деятельный и мудрый человек, который прилюдно называл себя чистокровным пессимистом и лентяем. Неудобный, резкий, нетерпимый. Говорил, что хотел, делал, что считал нужным, не оглядываясь и не боясь ничего. Мог разругаться в пух и прах с киношным начальством. Сломать крепкую дружбу, разбить большую любовь, сжечь мосты… Но если бы Станислав Говорухин был другим, то, наверное, не достиг бы своих высот и не снял своих знаменитых картин, пронзительных и честных.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.


Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/stanislav-govoruhin

https://www.culture.ru/persons/7657/stanislav-govorukhin https://tass.ru/kultura/11004463