«Облако, парящее над землёй» — так называли балерину Анну Павлову современники. Она действительно не танцевала, а словно парила над сценой. И не интересовало ее ничего, кроме театра, кроме балета. Балерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века.
Анна была незаконнорожденной дочерью крупного московского банкира Лазаря Полякова и его горничной – Любови Павловой. Из-за слабого здоровья росла худенькой, имела бледную кожу и часто болела. Поляков устроил так, что первые годы жизни они с матерью жили на чистом воздухе в окрестностях Санкт-Петербурга. Не в Подмосковье – банкир тщательно оберегал свою репутацию, а сплетни о побочной дочери нанесли бы непоправимый урон его репутации. Девятилетняя Аня словно проснулась после премьеры «Спящей красавицы» в постановке Петипа. Застенчивая и мягкая от природы девочка чуть ли не впервые высказала твердое решение — посвятить свою жизнь танцу.
Первый выход на сцену Мариинки — уже во второй год обучения в дивертисментах и небольших вариациях. Анна Павлова уступала в технике Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной. Но в прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой балерине не было равных. Выпускной спектакль стал пропуском на большую сцену. Практически сразу Павлова получила сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели». Молодая балерина работала с Мариусом Петипа, столь благосклонно принявшим первое выступление на публике — перед приемной комиссией
Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли. Лебедь. Образ, что подарил балерине бессмертие. Балетмейстер Михаил Фокин поставил миниатюру на музыку Сен-Санса. Буквально экспромтом. Анна превратила безмятежность в трагедию. Безвременную кончину грациозного создания, и словно рана — рубиновая брошь.
«Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» — воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя». Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти Валентина Серова — эмблемой известной на весь мир антрепризы. Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге.
В 1907 г. Мариинский театр поехал с гастролями за границу в Стокгольм. Там выступления прошли с большим успехом. Именно после этих гастролей в Европе впервые заговорили о блистательной молодой балерине, выступления которой имели такой оглушительный успех, что даже король Оскар II, восхищённый талантом Павловой, на прощание вручил ей орден «За заслуги перед искусством». В 1910 она выплатила театру большую неустойку за преждевременное расторжение контракта и ушла в «свободное плавание». А чтобы быстрее забыть сердечнее неурядицы -Виктора Дандре, отправилась за границу. Самостоятельные гастроли со своей уже труппой она начала с оглушительного успеха во Франции и Англии. После своим балетом Анна поразила публику в США, Чили, Бразилии и Аргентине. Сергей Дягилев, который открыл во французской столице русский балетный театр, пригласив туда Павлову и Вацлава Нижинского, не просчитался. О русском театре заговорили, его стали посещать люди из высшего света, посмотреть на русскую балерину приезжали со всей Европы. «В Париже я решила, что без Дандре жить не могу. Я сразу же вызвала его к себе, — вспоминала Павлова. — Мы обвенчались в церкви, под секретом. Он ведь мой, только мой, и я его обожаю». Виктор взял на себя все хозяйственные заботы, обязанности бухгалтера и менеджера. Он отвечал на корреспонденцию, вёл деловые и личные переговоры, организовывал гастроли, следил за костюмами и декорациями, принимал и увольнял актёров.
Голландцы вывели в честь Анны Павловой сорт тюльпанов, мексиканцы в знак восхищения бросали к ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, в Австралии именем удивительной танцовщицы назвали торт, в Нидерландах — один из самолетов. Ее именем назвали дорогие духи, а в модных лавках расхватывали манильские шали, так любимые Анной Павловой. Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль. А-ля Павлова: изысканный атлас и манильские шали с кистями. Но есть образ неповторимый…
Представляем вашему вниманию книги из фонда нашей библиотечной системы г.Ростова-на-Дону о замечательной балерине.
Альджеранов, Харкурт. Анна Павлова. Десять лет из жизни звезды русского балета : [воспоминания] / Харкурт Альджеранов ; [пер. с англ. И.Э. Балод]. — Москва : Центрполиграф, 2017. — 285, [2] с. Известный английский танцовщик Харкурт Альджеранов, выступавший с Анной Павловой на одной сцене, вспоминает о десяти последних годах жизни великой балерины, о шедеврах, на которые она вдохновляла композиторов и балетмейстеров, о том, какой божественная Анна была в жизни. Альджеранов рассказывает о ее труппе и совместных гастролях по странам Европы, Америки и Азии.
Дандре, Виктор Эмильевич (1870-1944). Моя жена — Анна Павлова / Виктор Дандре. — Москва : Алгоритм, 2016. В 1931 году великая балерина ушла из этого мира, оставив после себя лишь шлейф из тысячи тайн, сплетен и недомолвок. Что заставляло ее отправляться в бесконечные турне? Выходить на сцену больной, на грани обморока? Обо всем этом рассказал муж Анны Павловой, ее импресарио, барон Виктор Эмильевич Дандре. После смерти жены барон жил лишь памятью о ней. Он создал клуб поклонников Павловой. Фотографии, редкие пленки, костюмы из спектаклей — все было бережно собрано и сохранено. На склоне своих лет Виктор Эмильевич написал книгу воспоминаний, посвященных его жизни рядом со звездой мирового балета.
Книга Дандре «Анна Павлова. Жизнь и легенда», впервые изданная на английском языке в 1932 году в Лондоне, служит завершающим штрихом к истории великой балерины и остается до сих пор наиболее полным сводом биографических сведений о легендарной актрисе, чье искусство потрясло мир в начале XX века.
Носова, Валерия Васильевна. Балерины : [об А. Павловой и Е. Гельцер] / В. Носова. — Москва :Молодая гвардия, 1983. — 286 с., 16 л.ил. : ил. ; 20 см. — (Жизнь замечательных людей ).
Павлищева, Наталья Павловна. Анна Павлова : «неумирающий лебедь» / Наталья Павлищева. — Москва : Яуза-каталог, 2018. — 285, [2] с. Невероятная история величайшей балерины Анны Павловой в новом романе от автора бестселлеров «Княгиня Ольга» и «Последняя любовь Екатерины Великой»!
Рекомендуем посмотреть великолепный фильм «Анна Павлова» — пятисерийный телефильм режиссёра Эмиля Лотяну о жизни русской балерины Анны Павловой (сокращённая киноверсия — в двух сериях). В главной роли — актриса Галина Беляева. В 1984 году фильм номинировался на Государственную премию СССР. История жизни Анны Павловой — прославленной русской балерины начала XX века. О том, как маленькая девочка мечтает стать балериной, и её мечты сбываются. О её самоотверженном служении искусству и личной драме, о её сотрудничестве с реформаторами балета Фокиным и Нижинским, Дягилевым. Анна Павлова умерла в Гааге, в возрасте 49 лет. Телеверсия фильма состоит из пяти новелл: «Улица Росси», «Неумирающий лебедь», «Тюльпаны и одиночество», «Сны о России», «Прикосновение к закату». Фильм вначале был выпущен в кинопрокат в двух сериях в 1983 году, в 1986 году вышел пятисерийный телевариант. Главный приз за лучший совместный фильм и приз за значительный вклад в киноискусство на МКФ в Оксфорде в 1984 году .
Вся её жизнь – истинная, настоящая, известная и открытая каждому – была в танце. И она успела умереть до того, как ушла со сцены…
В январе 1931 года Анна подхватила тяжелый плеврит. Мучаясь от кашля и боли при дыхании, балерина не отменила назначенную поездку в Голландию. В поезде ей стало хуже. В гостиничный номер был в срочном порядке вызван личный врач королевы. В Голландии она и скончалась, ночью 23.01.1931 года не дотянув всего несколько дней до своего пятидесятилетнего юбилея. Сломленный горем Виктор долгое время не мог вернуться к обычной жизни. «Приготовьте мой костюм Лебедя!» — по легенде, последние слова великой Анны Павловой. Умерла балерина в Гааге, хотя всю жизнь хотела жить «где-нибудь в России».
В материале использованы источники: https://www.culture.ru/persons/9016/anna-pavlova, https://stihi.ru/2019/03/01/194
Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.