«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья». (В.М. Бехтерев)
В преддверии Международного Дня инвалидов (3 декабря), который был установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году, мы приглашаем Вас на музыкальный час «Музыкотерапия и здоровье». День инвалидов был учреждён для привлечения внимания общественности к проблемам лиц, которые утратили трудоспособность, а также для защиты их прав, свобод и достоинства. 13 ноября отмечался Международный День слепых. Это одна из категорий людей с ограниченными возможностями. Музыкально-нотный отдел располагает большим количеством аудиоматериалов, которые могут оказать положительное влияние на эмоциональное и физическое состояние людей с повреждениями или с полным отсутствием зрения. Сегодня, более углублённо, мы хотим остановиться на той категории людей, у которых наблюдается расстройство аутистического спектра (РАС). Людям с данным заболеванием может ставиться диагноз — инвалид, и они имеют возможность пользоваться всеми правами, которые предусматривает любая инвалидность. Результаты многих исследований учёных, врачей показали: если аутизм выявляется в раннем возрасте и ребёнок незамедлительно начинает получать соответствующий уход, то выраженность признаков, характерных данному заболеванию, снижается. Потому, при работе с детьми с РАС, так важны разнообразные виды терапии, включая и музыкотерапию.
Диагноз «аутизм» в массовом сознании по-прежнему остается клеймом наподобие психопатии или умственной отсталости. Проявления расстройств аутистического спектра сильно зависят от психических особенностей конкретного человека. Аутизм как бы накладывается на личностные черты и одновременно становится их важной частью. Большинство аутистов не похожи на «человека дождя» из одноименного фильма с Дастином Хоффманом. Они не высчитают корень из трех за одну секунду, не обладают фотографической памятью или какими-то другими экстраординарными способностями (хотя савантов больше всего именно среди аутистов). Но это и не безвольные, замкнутые существа, которые бьются головой о стену и не могут жить без постоянной помощи и надзора. Это такие же разные люди, как мы, «нейротипики». Но в то же время они видят мир под совершенно другим углом.
При этом люди с аутизмом или с расстройством аутистического спектра, могут прекрасно адаптироваться к жизни в обществе, добиться успехов в профессии и плодотворно заниматься творческой и научной деятельностью. Таких примеров немало: Тэмпл Грандин, Исаак Ньютон, Чарлз Дарвин, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Микеланджело и другие. Социальные игры, на которые мы тратим большую часть своего времени, большинству аутистов просто неинтересны. Аутисты отстранены от внешнего мира и ведут замкнутый образ жизни. Поэтому они могут отдаваться своим увлечениям — какими бы странными они ни были — и гораздо меньше заботятся о мнении окружающих.
Сегодня мы хотим поговорить с вами о влияние на аутистов музыкотерапии, в общем, и влияние музыки Моцарта, в частности. Музыкотерапия очень эффективно воздействует на людей, у которых диагностируют аутизм. А современные исследования по влиянию музыкотерапии на состояние аутистов заметили, что именно музыка Моцарта помогает больным аутизмом и дислексией (неспособность сосредоточиться). Сам величайший композитор Моцарт тоже страдал этим недугом. Вся его жизнь ограничивалась музыкой. Очень часто болезнь проявляется у людей творческих.
Многие специалисты в области аутизма уделяют всё больше внимания музыкотерапии, как методу коррекции при аутизме. Такой повышенный интерес не случайность, поскольку дети очень восприимчивы к звукам и мелодиям. На сегодняшний день музыкотерапия считается «молодым» методом борьбы с аутизмом, но действенным. Существуют даже специальные институты, которые занимаются вопросами музыкотерапии. Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством. Она предоставляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению. Программа музыкального образования, специализированная музыкальная терапия, пение, игра на музыкальном инструменте – все это помогает детям исследовать новую сторону себя и окружающего мира. Многие виды лечения могут помочь людям с РАС улучшить свои социальные навыки, эмоциональный рост, академическую успеваемость и даже моторный контроль. Но музыкальная терапия делает гораздо больше. Она меняет мозг, воспитывает способность к познанию и способствует поведенческим изменениям.
Деятельность в области музыкальной терапии может быть использована в сеансах терапии, таких как прикладная терапия анализа поведения, логопедия или профессиональная терапия. Создание музыки с использованием инструментов не только обеспечивает эмоциональное исполнение, но и стимулирует чувства и может поощрять речь. Например, игра на гармонике может помочь ребенку с аутизмом научиться создавать звуки, используя язык, рот и горло. Применение барабанов или других ударных инструментов может быть забавным при обучении ритму. Также, игра на ударных инструментах полезна для детей с аутизмом, у которых агрессивное поведение. Им можно предложить поиграть на брабанах, тарелках, шумелках. Игра на этих инструментах поможет снять у ребёнка, страдающего аутизмом, внутреннее напряжение и успокоить его. Иногда игра на музыкальных инструментах стимулирует ребенка, страдающего аутизмом, к совместному пению. Это уже шаг к речевому диалогу.
Танцы под музыку позволяют детям с аутизмом выражать эмоции и помогают уменьшить самостимулирующее поведение. Позвольте детям двигаться или танцевать по-своему, придумывая собственные методы самовыражения. Танцы помогают познать свое тело и способствуют развитию навыков координации. Во время пения или прослушивания песен дети повторяют жесты или хлопают по ритму песни. В основе музыкотерапии находится импровизация. Музыкотерапевт должен наблюдать за психологической и музыкальной реакцией малыша с аутизмом, оценить его реакцию на разные музыкальные композиции и на звучание разных музыкальных инструментов. Для большей эффективности на занятиях музыкотерапией необходимо присутствие двух педагогов. Один из них должен контактировать с ребёнком, у которого диагностируют аутизм, а второй — играть на музыкальных инструментах. Музыкальная терапия при аутизме — приятный способ получить коммуникативные и социальные навыки. Она показывает свою эффективность в улучшении симптомов заболевания у детей и взрослых. Ученые и врачи рекомендуют добавление музыкальной терапии к другим формам терапии. На индивидуальных занятиях происходит установление и закрепление контакта между человеком с аутизмом и педагогом.
Для детей с аутизмом до двенадцати лет лучше играть детские мелодии из мультфильмов. Например, «Песенка черепахи», «Спят усталые игрушки», «От улыбки» и прочие. Ребёнок с аутизмом знает эти мелодии и быстрее пойдёт на контакт с музыкотерапевтом. Опыт показывает, что не следует на занятиях для детей такого возраста включать незнакомые мелодии, которые могут вызвать у малышей с аутизмом тревогу и страх. Специалисты рекомендуют собрать несколько известных детских песен и включить их в режиме «нон-стоп». Такой приём поможет достучаться даже до самого вялого малыша.
Наиболее успешно влияет на людей-аутистов классическая музыка. Почему? Давайте разберёмся. Так же как и слова, музыка может быть заряжена отрицательно и положительно. Резкая, громкая музыка, агрессивный текст песни деструктурирует воду, уродует её, делает бесформенной, образует так называемые «стрекозы», то есть разводы, создающие визуальный эффект вибрации, дрожи. Классическая музыка формирует ровные чёткие кристаллы, с изящной, правильной шестилучевой структурой. Часто кристаллы схватывают не только эмоциональную окраску, но и сам смысл песни. А так как тело человека в среднем состоит на 60% из воды, то мы можем себе представить, какое огромное влияние имеет на любого человека, на его физическое и эмоциональное состояние, музыка. И особенно велико влияние музыки на людей с расстройством аутестического спектра.
Из всей классической музыки, особенно хочется выделить, в плане наиболее действенного положительного влияния на людей-аутистов, музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Пожалуй, самый известный композитор классического периода, Амадей Моцарт, написал более 600 произведений. Впечатляющим является то, что он начал исследовать свое ремесло в возрасте четырех лет. Его родители отметили, что он обладает уникальной способностью изучать и запоминать музыку. К 6-ти годам он начал сочинять, а в 8 писал симфонии. Как мы уже упоминали выше, современные исследователи, учитывая способности и поведенческие особенности композитора, диагностировали у него расстройство аутистического спектра (в период жизни Моцарта о данном заболевании даже и не подозревали).
Сонаты Моцарта мелодично просты. Используя всего несколько музыкальных мотивов, композитор помогает рассмотреть симметрию в музыке, что в свою очередь действует расслабляюще, ненавязчиво и успокаивающе. Первое движение сонаты в основном состоит из тонических и доминирующих аккордов и имеет шесть различных повторяющихся мотивов. Два пианино — эхо друг друга, часто играют одну и ту же мелодию в октавах. Некоторые отрывки играются быстро, некоторые – медленно, так называемые «периоды охлаждения», которые позволяют стимулировать развитие поведенческих и когнитивных навыков. Сонаты Моцарта ученые рекомендуют прослушивать не только пациентам с РАС, но и с деменцией, женщинам в период беременности и просто для расслабления и восстановления психологической гармонии.
В музыкально-нотном отделе вы можете ознакомиться с психологической литературой, освещающей тематику музыкотерапии в целом, и музыкотерапию в работе с детьми, в частности. А, также, получить информацию об общем влиянии музыки на эмоциональное и психологическое здоровье человека.
1. Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. — Спб.: Питер, 2003. — 208с.:ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии). Данное пособие содержит подробный обзор различных видов музыкотерапии, их современного состояния и перспектив развития. На основе богатого практического материала автор рассматривает достижения и проблемы музыкотерапии, аспекты её взаимодействия с различными сферами психологии человека. Книга адресована врачам, психотерапевтам, психологам, социальным работникам и другим специалистам сферы охраны психического здоровья, а также студентам психологических и медицинских вузов и факультетов.
2. Ворожцова О. А. Музыка и и игра в детской психотерапии. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. — 90с. В этой книге описаны конкретные приёмы работы с маленькими пациентами, использующие два мощнейших средства — музыку и игру. Музыка и игра обращаются к естественным состояниям детей, а потому легко снимают их сопротивление и страхи перед незнакомой обстановкой и помогают детям развить фантазию, память и речь, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость и агрессию, научиться воспринимать цвет, звук, ритм, согласовать движения собственного тела и в результате лучше чувствовать себя в мире людей. В этой книге так же вы сможете узнать о влиянии на детей музыки В.А. Моцарта. Данная книга — полезное пособие для психотерапевтов, работающих с детьми, а также для воспитателей и родителей.
3.Сакс, Оливер (1933-2015).Музыкофилия / Оливер Сакс ; [пер. с англ. А. Анваера]. — Москва : АСТ, 2017. — 447 с. Что такое идеальный слух? Дар или патология? Чем гениальность Чайковского отличается от гениальности Вагнера? Чем обусловлена удивительная любовь к музыке людей с синдромом Вильямса и почему страдающие «амузией», напротив, воспринимают пеё как невыносимое нагромождение звуков, Какие изменения произошли в сознании человека, который, выжив после удара молнии, неожиданно для всех и прежде всего для самого себя стал горячим поклонником Шопена и даже выучился играть на фортепиано для того, чтобы иметь возможность исполнять его произведения?
Также, предлагаем Вашему вниманию нотные издания из музыкально-нотного отдела с произведениям В.А. Моцарта. В данной подборке представлены произведения наиболее эффективные для прослушивания их детьми с расстройством аутистического спектра.
1. Вольфганг Амадей Моцарт.: Основано на реальных событиях из жизни композитора. — М.: Изд-во «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. — 32с.:нот.
2. Двадцать три пьесы из «Нотной тетради восьмилетнего Моцарта». — Харьков: «Фактор», 2004. — 32с.
2. Двадцать три пьесы из «Нотной тетради восьмилетнего Моцарта». — Харьков: «Фактор», 2004. — 32с.
3.Моцарт, Вольфганг Амадей (1756-1791).Сонаты [Ноты] = Sonatas : для
фортепиано : [в 3 выпусках] / Моцарт ; ред. А. Гольденвейзера. — Москва : Музыка, 2015. — Вып.3. — 96с.
4. Моцарт В.А. Сонаты для фортепиано. — М.: Изд-во «ЭКСМО-ПРЕСС». — Тетрадь 1,2.
5. Финкельштейн Э Моцарт. — СПБ: «Азбука-классика»; изд-во «НотаМИ», 2004. — 96с.
Помимо лечения музыкой, очень большой терапевтический эффект имеют звуки природы. Предлагаем Вашему вниманию аудио-кассеты и компакт-диски с различными звуками природы, а, также, компакт-диски с музыкой Моцарта и успокаивающими колыбельными. Весь этот аудиоматериал находится в фонде музыкально-нотного отдела.
«Все в мире подчиняется определенным природным ритмам, а человеческая психика без ритмов, именно музыка, помогает людям входить в гармоничное и ритмичное психологическое состояние». (С.Л. Рубинштейна).
Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.