Александр Алябьев – русский композитор, которого по праву считают родоначальником русского романса, прожил жизнь удивительно насыщенную самыми разнообразными событиями. В ней было все – романтические метания молодости, гусарская смелость, отвага и удаль, поиски собственного пути в музыкальном творчестве. Даже согласно русской пословице, не обошла его судьбу “сума и тюрьма”. Но в памяти потомков Александр Александрович останется автором музыки прекрасного романса “Соловей” – одного из наиболее известных русских романсов во всем мире.
Александр Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске. Его отец служил вице-губернатором, мать была в родстве с известным русским просветителем и издателем Новиковым. Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, постоянно посещали театральные постановки. Начальное образование получил дома, но оно было качественное и разностороннее. После переезда в Москву Саша поступил в Благородный пансион Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь. Алябьев, например, осваивал игру на фортепиано и теорию композиции у И.Г. Миллера.
Не смотря на то, что уже в 1810 году Александр Александрович проявил себя как композитор, издав «Новый французский романс» и два фортепианных вальса, желание защищать Отчизну от врага преобладало над желанием заниматься только музыкой. Он поступил в Ахтырский гусарский полк. Служил под предводительством Дениса Давыдова,- участвовал в знаменитом сражении за Дрезден, не смотря на ранение. Вместе с русскими войсками вошел в Париж. Во время службы написал свое первое произведение – гусарский романс «Один еще денек».
Живя в Москве и Петербурге, Александр Александрович очень подружился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и другими представителями литературной, музыкальной и театральной элиты. В 1822 году на сцене Петербургского императорского театра были поставлены комическая опера “Лунная ночь, или Домовые” и написанный в соавторстве с А. Н. Верстовским водевиль-опера “Новая шалость, или Театральное сражение”. Обе постановки не прошли незамеченными и имели успех. В 1823 году Алябьев выходит в отставку и полностью посвящает себя музыкальному творчеству. Он пишет музыку ко многим спектаклям и водевилям, которые ставятся и в Москве, и в Петербурге. Но судьба приготовила неприятный сюрприз для него. В феврале 1825 года он в порыве гнева ударил уличенного в нечестной карточной игре одного из своих партнеров, который через несколько дней умер. Следствие признало виновным в его смерти Алябьева, и он оказался в тюрьме. Не смотря на тяжелое положение заключенного, он не прекращал заниматься музыкой. Находясь в тюрьме, композитор написал свой самый знаменитый романс «Соловей». В это же время был написан комический балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты», который был поставлен в Московском Большом театре в 1827 году балетмейстером Ф. Бернаделли. С 1827 года он отбывает ссылку на родине, в Тобольске, жил в приходе Захарьевской церкви, так как ему было вменено регулярное покаяние. В Сибири композитор написал такие романсы, как «Вечерний звон», «Зимняя дорога», «Иртыш», «Два ворона», и другие, которые пересылал друзьям в столицу. Таким образом произведения композитора звучали на концертах в Москве и в Петербурге. Однако на афишах имя Алябьева не писали, оно обозначалось только инициалами — «А. а.».
В 1831 году Алябьев возвращается из Сибири, но до самой своей смерти будет находиться под надзором полиции. Резкое ухудшение здоровья вынудило композитора обратиться к властям, с просьбой о разрешении отправиться на Кавказские воды.
В 1832 году он прибывает в Пятигорск, где и проживает в Доме умершей майорши Карабутовой. (В 1997 году дом, в котором проживал музыкант в Пятигорске, был реставрирован и в нем открылся музей. Это единственный в России мемориальный музей композитора. Его экспозиция посвящена теме Кавказа в жизни и творчестве Алябьева. В музыкальном салоне и выставочном зале проходят музыкальные вечера старинного русского романса, звучат инструментальные сочинения А. Алябьева.)
В последствии Алябьев жил в 1833-34 годах в Оренбурге, затем в Московской губернии. Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям.
Романс «Нищая» написан в 40-х годах XIX века. Стихотворным источником для этого романса явилось стихотворение французского поэта П. Ж. Беранже в переводе Д. Т. Ленского. Песни Беранже, французского поэта-демократа, пользовались большой любовью в широких кругах русской разночинной интеллигенции. Немалую роль в этом сыграла музыка Алябьева. В этот период композитор обращается к сюжетам социального значения. Он создает образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени – петербургским повестям Н. Гоголя, ранним повестям Ф. Достоевского и М. Тургенева. Песни Алябьева этого периода подготовили новаторские произведения А. Даргомыжского и М. Мусоргского. К числу этих произведений относится и романс «Нищая». Этот романс знаменует переход Алябьева от создания песен чисто лирического характера к произведения драматическим.
Умер Александр Александрович Алябьев 22 февраля 1851 года, и был похоронен в семейном склепе возле Симонова монастыря в Москве. Через год там же была похоронена и его жена. Как это ни печально, но в России не существует могилы заменитого русского композитора, потому что в 1930 году Симонов монастырь был уничтожен вместе с кладбищем. Никто не озаботился перенести прах композитора и сохранить его могилу для потомков.
Интересные факты
1.Когда Александр Алябьев узнал, что по Высочайшему соизволению он высылается в Сибирь и определяется на жительство в город Тобольск, он, несмотря на свое трагическое положение, расхохотался. — Что вас изволило так развеселить, сударь? — с недоумением поинтересовался чиновник. — В Сибири-то вас научат серьезности! — Это вряд ли, — отозвался Алябьев. — В Тобольске я провел лучшие годы моей жизни — детство и юность. Ведь мой батюшка был губернатором Тобольска…
2. И в Тобольске, и позже в Оренбурге Алябьев был весьма популярной и желанной личностью. Он давал концерты, его часто приглашали на вечера в лучшие дома. Когда какой-то благонамеренный родственник напомнил жене оренбургского губернатора Тимашова, что Алябьев — сосланный преступник и не стоит оказывать ему такие знаки внимания и расположения, решительная губернаторша ответила: — Дорогой мой, я полагаю, что России повезло, что у нее есть такие преступники. Вдвойне же повезло Сибири и Уралу, куда этих негодников сослали и где благодаря им наконец возникло культурное общество…
Творческое наследие
Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические тенденции с глубокой жизненной правдой образов.
Оперы — Лунная ночь, или Домовые (1822, поставлена в 1823, Большой театр, Петербург), Буря (1830-е гг.), Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена), Волшебная ночь (1838—1839, не окончена), Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841—1843), Аммалат-Бек (1842—1847);
оперы-водевили, в том числе Новая шалость, или Театральное сражение (совместно с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург), Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва), Хлопотун, или Дело мастера боится (совместно с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва), Проситель (совместно с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва), Встреча дилижансов (совместно с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совместно с Верстовским и Шольцем, 1825, там же), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совместно с Верстовским, 1825, там же), Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и другие;
балет — Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827);
пролог «Торжество муз» на открытие Большого театра (совместно с Верстовским и Шольцем, 1824, исполнен в 1825);
мелодрама Кавказский пленник (на текст одноименной поэмы А. С. Пушкина, 1828?);
кантаты;
для оркестра, в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы;
для духового оркестра, в том числе увертюры;
инструментальные ансамбли — 3 струнных квартета (№ 1, Es-dur, 1815; № 3, g-moll, 1825), 2 фортепианных трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834), фортепианный квинтет (1815?), соната для скрипки и фортепиано (1834), квартет для 4 флейт, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и другие;
пьесы и циклы вариаций для разных инструментов;
фортепианные пьесы, в том числе соната, танцы;
хоры и хоровые обработки собственных сочинений;
романсы для голоса с фортепиано (свыше 150);
вокальные ансамбли;
обработки народных песен, в том числе Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изданы в 1834, М., 1961), Азиатские песни (1833—1835?) и другие;
музыка к драматическим спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и другие.
В музыкально-нотном отделе центральной городской библиотеки им. Горького вы можете встретить ноты и книги о композиторе:
Алябьев, Александр Александрович. Арии и дуэты из опер и водевилей [Ноты] : для пения в сопровождении фортепиано / А. Алябьев; [составление, редакция и предисловие Т. Крунтяевой; переложение Н. Толстого. — Ленинград:Музыка, Ленинградское отделение, 1979. — 71, [1] с., включ. обл.; 29 см. Алябьев, Александр Александрович Избранные романсы = Selected romances: [для голоса в сопровождении фортепиано] / А. А. Алябьев. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2019. — 60, [1] с.: портр. 29 см. Алябьев А.А. Избранные романсы и песни: (для голоса в сопровождении фортепиано)/А.А. Алябьев.-Москва: Музыка, 2006.-67(1)с.:31 см. Алябьев А.А.Романсы и песни: полное собрание для голоса в сопровождении фортепиано) А.А. Алябьев.-Москва: Музыка,1975.139с.:29см.
Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО.