Биографический час «Рубеж столетий — время триумфа»- к 160-летию Александра Глазунова.

9 августа в музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им. Горького состоялся биографический час, посвященный 160-летию Александра Константиновича Глазунова, композитора, дирижера и музыкального педагога, величайшего симфониста рубежа ХIХ и ХХ веков, а также, соратника композиторов «Могучей кучки», подопечного и друга П.И. Чайковского, А. Бородина, ради дружбы с которым по памяти дописал его незавершенные сочинения.

Заведующий сектором читального зала музыкально-нотного отдела библиотеки отдела провела беседу о жизненном и творческом пути композитора-юбиляра, рассказав, также о биографическом издании А.Н. Крюкова «Александр Константинович Глазунов», зачитывая интересные выдержки из текста. ( Крюков, Андрей Николаевич (1929-). Александр Константинович Глазунов [1865-1936] / А. Н. Крюков. — Москва : Музыка, 1984. — 143 с.)

Будущий композитор с детства воспитывался в музыкальной атмосфере, поражая родных необыкновенными способностями — тончайшим музыкальным слухом и умением мгновенно запоминать музыкальное произведение. «В доме у нас много играли, и я твердо запомнил все исполнявшиеся пьесы. Нередко ночью, проснувшись, я восстанавливал мысленно до малейших подробностей то, что слышал раньше…»

Решающую роль в формировании музыканта сыграли крупнейшие композиторы петербургской школы — M.Балакирев и Н. Римский-Корсаков.

На фото: Римский-Корсаков и его лучшие ученики — Лядов и Глазунов. https://rhttps://ru.pinterest.com/pin/752734525222958368/ u.pintere


В 1882 году состоялась премьера 1 симфонии молодого композитора А.К. Глазунова. Римский-Корсаков называл Глазунова «сильным техником» и «отрадным явлением в русской музыке». Глазунов, единственный на рубеже ХIХ — ХХ века разрабатывал форму симфонии как крупного циклического оркестрового произведения. Именно симфонии занимают важнейшее, центральное место в творческом наследии композитора. Самым знаменитым из балетов, написанных Глазуновым является «Раймонда» (1897). Далее появляются «Барышня-служанка или Испытание Дамиса» (1898) и «Времена года» (1898) — одноактные балеты, созданные в содружестве с Петипа. В 1899 г. Глазунов становится профессором, а в декабре 1905 г. — руководителем старейшей в России Петербургской консерватории. Педагогическая и общественная деятельность Глазунова получила всеобщее признание: в 1921 г. он был удостоен звания народного артиста.

Для ознакомления с творческим наследием композитора и педагога Глазунова А.К. была представлена выставка изданий книг о композиторе и нот его произведений из фонда музыкально-нотного отдела. Посетители слушали обзор у выставки и просматривали книги и ноты в количестве 16 экземпляров. Также, зрителей заинтересовали две виниловые пластинки с произведениями Глазунова: «Пятая симфония» си-бемоль мажор, соч. 55; «Шопениана», соч. 46.

А.К. Глазунов —  представитель русской музыкальной культуры эпохи романтизма рубежа XIX–ХХ вв., связующее звено между Новой русской школой (по выражению В. В. Стасова, «Могучей кучкой») и музыкой ХХ века. Являясь младшим современником М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, стал преемником традиций, которые сформировались в творчестве этих композиторов. Созвучность времени, ощущение исторической перспективы присуще Глазунову во всех жанрах.  Владимир Стасов назвал Глазунова «русским Самсоном». Действительно, только богатырю под силу утвердить неразрывную связь русской классики и нарождающейся советской музыки так, как это сделал Глазунов.

Биографический час провела Гудзь Н.И, зав. сектором читального зала МНО

Использованы открытые источники Интернет https://www.belcanto.ru/glazunov.html