Информационный час «Нестор Кукольник и М.И.Глинка – история дружбы и соавторства» – к 215-летию со дня рождения Кукольника.

В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им. Горького состоялось мероприятие посвященное 215-летию со дня рождения Нестора Васильевича Кукольника. В ходе мероприятия слушателям рассказали о жизни и творчестве поэта, а так же представили выставку с произведениями написанными на его стихи.

Нестор Васильевич Кукольник — драматург, поэт, издатель, композитор, общественный деятель. Родился в Петербурге в семье педагога, приглашенного в Россию из Австро-Венгрии. Его крестным отцом был император Александр Первый. Домашнее воспитание получил в семейном кругу, далеком от русского общения.

Литературным творчеством начал заниматься в гимназии, но первые опыты были изъяты при обысках по «делу о вольнодумстве». Расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переехал в 1831 году. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего Отечество спасла». Драма была одобрена императором Николаем Первым.

 Н.Кукольник и М.И.Глинка  познакомились в 1834 году в Петербурге. И подружились. К тому времени Нестор Кукольник уже был известным и успешным литератором. Он писал и прозу, и драму, и стихи. К тому же он был и композитором. К драме «Азовское сидение» автор написал и музыку, премьера готовилась на столичной сцене, но не состоялась – по той причине, что в это время началась Восточная (Крымская) война. Михаил Глинка оперу Нестора Кукольника «Азовское сидение» оценил положительно, и не только по дружбе.

Тонко чувствующий музыку Кукольник часто становился первым человеком, на суд которого Глинка представлял свое новое музыкальное произведение. И Нестор Васильевич был суровым критиком. Бывало, Михаил Иванович не на шутку обижался. Но музыка его после этого преображалась.

Друзья успешно работали в соавторстве. На стихи Нестора Кукольника Михаил Глинка написал 15 известных романсов, 12 из которых вошли в единственный вокальный цикл Глинки, названный «Прощание с Петербургом». Самым исполняемым произведением из этого цикла была и остается «Попутная песня», посвященная железнодорожному транспорту: Кукольник был его большим поклонником. Музыка и слова прекрасно передают ритм движущегося поезда. Также Глинка написал музыку к драме Кукольника «Князь Холмский». Кукольник участвовал в создании либретто опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

«Сомнение» —Романс-элегия М.И.Глинки  на стихотворение Н.В.Кукольника. Написан в 1838 году; впервые опубликован в 1839 году. Один из наиболее известных и исполняемых романсов композитора. В конце 1830-х годов Глинка служил капельмейстером Придворной певческой капеллы  и работал в школе при ней, обучая будущих певчих.

По характеру и стилистике «Сомнение» представляет собой элегию. Плавная, выразительная мелодия постепенно развёртывается на фоне арфообразного  аккомпанемента. Б.В.Асафьев видит в этом безошибочно найденную интонацию, передающую то состояние человека, которое описывается строкой «Не выплакать горя в слезах», — когда душат слёзы и невозможно говорить спокойно.

.

Композитор А.Н.Серов, вспоминая своё первое впечатление от романса, назвал его «страстным, патетическим монологом». По мнению Б. В. Асафьева, в музыке Глинки страсть и «мучительно сдерживаемая ревность» постепенно отступают перед более общим и глубоким содержанием: «неизбывностью страдания, безусловностью горя, тщетностью надежды». Эти черты глинковской элегии — яркий драматизм, психологизм, мотивы разочарования и тягостных размышлений — оказали значительное влияние на русский романс 1840—1850 годов. «Сомнение» — один из наиболее популярных романсов Глинки. При жизни композитора его с большим успехом исполняла А.Я.Петрова, в том числе с аккомпанементом самого Глинки. Кроме того, в числе исполнителей в разные годы были Ф.И.Шаляпин, И.С.Козловский, А.Ф. Верников, Б.Р.Гмыря, А.П.Огнивцев, Е.Е.Нестеренко, Н.А.Обухова, А.В.Нежданова, Е.В.Образцова и др.

Кукольник один из соавторов либретто опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». На стихи Кукольника написали музыку 23 композитора, в том числе М.И. Глинка, А.Е. Варламов, П.П. Булахов, С. Монюшко. Кукольник сам написал оперу «Азовское сидение» на собственное либретто из истории донского края.

Умер Н. Кукольник внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Похоронен в Таганроге.Н. Кукольник был похоронен у себя в имении, близ рощи Дубки, на улице Петровской 74 установлена мемориальная доска. В разное время посетили М. Щепкин, П. Третьяков, Г. Паустовский, Д. Балухатый. Само имение с 1916 года по 1930-е годы использовалось под детский приют. В 1931 году могила его была осквернена, прах был выброшен и о судьбе его пока ничего не удалось установить. С середины 1930-х годов дом используется как коммунальный жилой фонд.

Участникам так же была представлена выставка с произведениями М.И.Глинки на слова Н.Кукольника.

В которой была представлена интересная книга:

Кукушкин В.С., Бойко З.А. Музыкальная культура города Таганрога. – Ростов н/Д.: Издательство «ГинГО», 1999. – 144 с. С илл.

В книге оснащена история становления и развития музыкальной культуры в одном из крупнейших городов Юга России: симфонической и джазовой музыки, оперного искусства; актуализируется вклад местной композиторской и исполнительской музыкальной школы и развитие духовной ауры России; подчеркивается важная роль Таганрога в формировании и утверждении симбиозного театра и музыкальной комедии как жанра. Отражено современное состояние музыкальной жизни города.

Слушателям понравилось мероприятие, они остались довольны, что узнали о талантливом драматурге, поэте, издателе, композиторе, общественном деятеле Несторе Васильевиче Кукольнике.

Материал подготовила и провела главный библиотекарь Фаустова А.И