Информ-дайджест «Искусство печали и радости» — к всемирному Дню хорового пения.

Всемирный день хорового пения- это международное хоровое событие, которое отмечается с 1990 года, его главной целью является распространение идей солидарности, мира и взаимопонимания посредством хоровой музыки. Инициатива праздновать Всемирный день хора принадлежит Альберто Грау- вице-президенту Международной Федерации Хоровой Музыки (IFCM). Начиная с 1990 года миллионы певцов по всему миру участвуют в концертах, фестивалях, совместных проектах, семинарах и других хоровых мероприятиях, приуроченных к Всемирному Дню хорового пения. В 2023 всемирный День хорового искусства отмечается 10 декабря.

В музыкально-нотном отделе центральной городской библиотеки им. Горького состоялся информ-дайджест, посвященный этому знаменательному дню. Н.И. Гудзь., заведующая сектором, рассказала посетителям об истории массовой певческой культуры Руси.

В основе русской певческой культуры лежит церковно-певческая традиция. Первоначальные формы хорового пения и способы их записи были заимствованы из Византии ещё в X веке вместе с принятием христианства. Профессиональные хоры начали зарождаться в эпоху расцвета Киевской Руси. В XV веке появился первый русский профессиональный хор Государевых певчих дьяков, который в 1701 году Петр I переименовал в Придворный хор, уже при Екатерине II переименованный в Императорскую придворную певческую капеллу. Впоследствии именно из этого хора родилась Ленинградская академическая капелла. В конце XVI века существовал также хор патриарших певчих, предшественник Московского синодального хора. Эти хоры участвовали в церковных службах и развлечениях царского двора.

Параллельно с государственными хорами постоянно возникало много частных коллективов, которые поддерживали меценаты. Конец XVIII и XIX век были отмечены взлётом интереса к хоровому искусству. Появляется обширный репертуар, созданный российскими композиторами-профессионалами, такими как М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков. В XX веке появились новые формы хорового исполнения, включая ансамбли и народные профессиональные хоры. В советские времена высокопрофессиональные композиторы также внесли необъятный вклад в развитие хоровой культуры – здесь и академическая музыка, и джаз, и популярная музыка. Наверное, на каждом предприятии был свой любительский хор, откуда нередко поступали «кадры» в центральные театры страны. Например, знаменитый тенор Иван Семёнович Козловский пришёл в Большой театр из хора Троицкого народного дома.

На сегодняшний день хоровая культура в России продолжает развиваться во всех жанрах и стилях, поддерживая и продвигая традиции русского певческого искусства. Заведующая сектором рассказала зрителям о прославленных российских хоровых коллективах и показала фотографии государственных академических капелл. Посетители прослушали хоровое произведение в исполнении государственной академической капеллы России им. А.А. Юрлова (Г. Свиридов. на слова С. Есенина «Ты запой мне ту песню» для женского хора).

Заведующая сектором переключила внимание посетителей с информационной части мероприятия на обзорную. Она провела обзор у выставки хоровой литературы. На выставке экспонированы издания по хоровой литературе, истории хорового пения, а также ноты произведений для детских хоров, хоров для взрослых и хоров a capella.

Информ-дайджест провела Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО

На фоновой заставке фотография Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова.

использованные материалы: https://www.culture.ru/events/3514278/vsemirnyi-den-khorovogo-peniya