К юбилею русского писателя Антона Павловича Чехова сотрудники музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки имени М.Горького провели литературное кафе «Чехов и музыка» в рамках марафона «События с Антоном Павловичем», организованного МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС. Прослушивание аудио-чтений рассказа А.П.Чехова «Забыл!» стало культурным вкладом наших читателей в участие в марафоне.
Для чтения вслух подобрали рассказ писателя, приближённого к музыкальной тематике отдела. Рассказ прозвучал в аудио-исполнении Павла Ломакина. А наши читатели смогли поучаствовать в чтениях этого рассказа по ролям. Участником рассказа стало и музыкальное произведение «Венгерская рапсодия №2» композитора Ф.Листа. Читатели услышали ту музыку, за нотами которой зашёл в музыкальный магазин персонаж писателя.
Слушая аудио-запись миниатюры можно было вместе с артистами прочитать рассказ и в конце услышать то музыкальное произведение, которое хотел приобрести в лавке книготорговца нотного магазина помещик Иван Прохорыч Гауптвахтов для своей супруги. Конечно, напеть на память Венгерскую рапсодию №2 Ференца Листа очень трудно, тем более не музыканту. Но отдадим должное продавцу, который смог всё-таки уловить в интонациях покупателя необходимый лейтмотив и найти ноты для супруги Ивана Прохоровича.
Читателям раздали листки с рассказами А.Чехова на музыкальную тематику — «Забыл!» и ещё одного рассказа, в котором главным действующим лицом стал музыкант-контрабасист и его инструмент — «Роман с контрабасом».
Антон Павлович Чехов принадлежит к писателям, в жизни и творчестве которых музыка занимает большое место, составляя их глубокую внутреннюю потребность. Чехов, любил слушать игру на рояле, виолончели, скрипке, любил пение. Музыка располагала Чехова к литературному творчеству. Любимый композитор Чехова — Чайковский. С ним Чехов лично общался в последние годы его жизни, вёл переписку. Любовь к музыке Чайковского получила отражение в творчестве Чехова.
Музыка в произведениях Чехова — это чаще всего то, что входило в музыкальный быт интеллигенции его времени (популярные песни, романсы, оперные арии, инструментальные пьесы).
Балабанович, Евгений Зенонович. Чехов и Чайковский / Е. Балабанович. — 2-е издание. — Москва : Московский рабочий, 1973. — 180 с. Личное общение, творческая близость Чехова и Чайковского — одна из волнующих страниц истории русского искусства. Книга рассказывает о месте Чайковского в кругу музыкальных интересов Чехова, о личных взаимоотношениях писателя и композитора, о духовной близости гениальных художников, являющихся гордостью нашего народа.
Презентация «Чехов и Чайковский. Юбилеи двух гениев», показанная к к юбилею А.П.Чехова для посетителей МНО, рассказала его жизни в Таганроге, знакомстве с П.И.Чайковским, об отношении писателя к музыке, прослеживание нити музыкальности в жизни и произведениях А.П.Чехова. Мы прикоснулись к истории города. связанной с детством, юностью великого писателя. Акцент был сделан на отношении А.П.Чехова к музыке и на знакомстве и дружбе с музыкальным гением, тоже связанным с г.Таганрогом — с Петром Ильичём Чайковским. Участникам литературного кафе представлена книга из фонда МНО — «Чехов и Чайковский» Е.Балабанович 1973г. и страницы из книги «Дни и годы П.И.Чайковского» летопись жизни и творчества» под. Ред. В.Яковлева 1940г , связанные с знакомством, перепиской и совместными планами работы над либретто оперы «Белла», к сожалению не сбывшимися, двух гениев русского искусства.
Встречи Чехова и Чайковского были немногочисленными и кратковременными, композитора и писателя связывали на редкость добрые отношения. Они испытывали не просто дружескую симпатию, но близость духовную. Прежде всего, их объединяет общая поэтическая интонация творчества. В. И. Немирович-Данченко тонко определил музыкальность Чехова-драматурга: «Чеховскую поэзию можно сравнить скорее с музыкальными произведениями П. И. Чайковского… У Чехова в каждом акте своя музыкальность, свой музыкальный рисунок. Вот идет шумно форте, и вдруг — скерцо, а затем наступила тишина и так далее Язык Чехова наполнен весь музыкальностью».
Музыкальные образы в творчестве Чехова: «Степь» — картина грозы; «На пути» -метель; поэтичные рассказы «Скрипка Ротшильда», «Свирель». В «Рассказе неизвестного человека» слышится ария Ленского, а затем Баркарола Чайковского; «Моя жизнь» -исполнение романса Чайковского «Ночь». О пьесе «Чайка» Чехов сам писал музыкальными терминами: «Начал её с forte, а закончил pianissimo.»
На память гостям литературного кафе был предложены экземпляры рассказов, чтобы была возможность перечитать дома и вспомнить о литературно-музыкальной встрече.
Мероприятие подготовила и опубликовала заведующая Музыкально-нотным отделом ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.