Час поэзии «Простые строки» — к 135-летию Николая Асеева.

Очередная встреча в клубе «Романсеро» посвящена поэту Николаю Асееву. На встрече прозвучали стихи поэта в исполнении участников клуба «Когда земное склонит лень…», «Победа будет за нами”, «Летнее письмо» и другие.

Николай Николаевич Асеев (настоящая фамилия Штальбаум; 1889—1963) — русский советский поэт, сценарист, переводчик, деятель русского футуризма. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941), один из основателей «Левого фронта искусств», исследователь русского стиха и наставник молодых поэтов . Был другом В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака. Прожил долгую жизнь, оставив после себя около 80 книг стихотворений и прозы.

Детство Николая Асеева прошло в Курской губернии. Он рано остался без матери, его отец, страховой агент, постоянно ездил в командировки. Воспитанием будущего поэта занимался дедушка, заядлый охотник и рыболов, любитель народных песен и сказок и замечательный рассказчик.  Учиться Николая Асеева отдали в Курское реальное училище. Потом он переехал в Харьков, где поступил на филологический факультет. Поэту город не нравился. Единственное место, которое он с удовольствием посещал, — это дом сестер Синяковых. Потом их назовут музами русского футуризма.  Из Харькова по настоянию отца Асеев переехал в Москву и поступил в Московский коммерческий институт. Одновременно он слушал лекции на филологическом факультете Московского университета. В это время он познакомился со многими московскими поэтами и писателями — Вячеславом Ивановым, Валерием Брюсовым, Федором Сологубом. Но главным событием для поэта стала встреча с Владимиром Маяковским.

В 1913 году стихотворения Николая Асеева выходят в альманахе «Лирика». В тот же год совместно с Борисом Пастернаком, Велимиром Хлебниковым и Сергеем Бобровым Асеев организовал свою группу футуристов «Центрифуга». За четыре следующих года Николай Асеев выпустил пять сборников стихотворений — «Ночная флейта», «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов», «Оксана». В октябре 1915 г. Асеев был призван в армию на Австрийский фронт. Однако вскоре у Асеева обнаружили туберкулез, и он был на время освобожден от службы. Осенью 1917 года Асеев был повторно призван в армию и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправлен в Иркутск. Там он оставляет службу и вместе с женой Ксенией Синяковой переезжает во Владивосток, откуда надеется переехать на Камчатку.

Революционные мотивы очень отчетливо прозвучали в сборнике “Бомба”, выпущенном поэтом во Владивостоке в 1921 году. “Бомба” была книгой, оторвавшейся от камерных стихов юности поэта. Красота и сила революции утверждались в ней совершенно недвусмысленно. Солнце, которое так решительно взошло на плакаты Маяковского и заглянуло в его лирику, здесь также очеловечено, оживлено. Оно друг и товарищ  поэта:

Товарищ - Солнце! Высуши слез влагу,
чьей луже душа жадна.
Виват! Огромному красному флагу,
которым небо машет нам!

     Но не нужно большой фантазии, чтобы найти параллели между стихами Маяковского и Асеева. Речь здесь идет не о подражании, а о внутренней близости обоих поэтов к идеям революции, сходном понимании происходящего, сходном видении его.

В 1922 году Асеев переезжает в Москву по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского. Продолжает писать произведения, прославляющие новый режим, публикует и читает стихи Владимира Маяковского, читает лекции о футуризме и работает фельетонистом. В начале 30-х годов Асеев был избран в редакционную коллегию «Литературной газеты», а впоследствии и в состав правления Союза писателей. В этот период поэт находится в поиске новых жанров: пишет праздничные стихи в газеты, стихотворные отклики «на злобу дня», фельетоны на международные политические темы. Продолжаются и опыты Асеева в жанрах литературы для детей. Николай Асеев сотрудничал с советским кинематографом: он написал сценарии к фильмам «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, «Федькина правда» Ольги Преображенской, участвовал в создании «Броненосца «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

Главный подражатель стиля Маяковского, поэт Николай Асеев в личной жизни примеру этого влюбчивого гения не следовал. Никаких бесконечных возлюбленных! Он был прочно женат на Ксении (Оксане) Синяковой, одной из пяти сестер — муз русского футуризма, которыми были увлечены Пастернак, Хлебников, Бурлюк, Божидар и Маяковский. Перед уходом на фронт Первой мировой войны Асеев попросил руки любимой. Вместе они прожили полвека, до кончины поэта в 1963 году.

https://www.youtube.com/watch?v=hvKKfA_Nbl4
«Простые строки» (Я не могу без тебя жить) ст. Н.Асеева, муз. М.Таривердиева, исполняет певица Зара.

В годы Великой Отечественной войны Асеев уехал в эвакуацию из Москвы в Чистополь.  Чуткий к правде, Асеев создает целый ряд стихотворений, трогающих своей глубокой человечностью и реализмом в изображении военной судьбы простых людей, народа в целом. Как актуально звучит его стихотворение «Надежда», написанное в начале Великой Отечественной войны, сегодня.

Надежда
Насилье родит насилье,
и ложь умножает ложь;
когда нас берут за горло,
естественно взяться за нож.
Но нож объявлять святыней
и, вглядываясь в лезвие,
начать находить отныне
лишь в нем отраженье свое, —
Нет, этого я не сумею,
и этого я не смогу:
от ярости онемею,
но в ярости не солгу!
Убийство зовет убийство,
но нечего утверждать,
что резаться и рубиться —
великая благодать.
У всех, увлеченных боем,
надежда горит в любом:
мы руки от крови отмоем,
и грязь с лица отскребем,
И станем людьми, как прежде,
не в ярости до кости!
И этой одной надежде
на смертный рубеж вести. (1941)

После войны продолжал издавать стихотворные сборники, занимался переводами (известны его переводы стихов Мао Цзэдуна).. В 1961 году вышла книга мемуаров «Зачем и кому нужна поэзия» с воспоминаниями о поэтах-современниках — Владимире Маяковском, Сергее Есенине, Велимире Хлебникове, Виссарионе Саянове, Александре Твардовском. 

Участники встречи в клубе «Романсеро» обсудили поэзию и творчество Николая Асеева, выразили свою точку зрения на факты его биографии, его отношениях с поэтами-современниками, работе в литературных редакциях. В целом отметили, что творчество поэта стало отражением эпохи во время которой он жил и работал, и поэт искренне создавал свои произведения для широких масс читателей.

В заключении поэты-ростовчане представили свои новые стихи и сборники. Прозвучали новые стихи поэтессы Татьяны Вороновой в исполнении участников клуба.

Материал подготовила заведующая МНО ЦГБ имени М.Горького Черногрицкая Е.Ю.