Музыкальный час «Глюк-композитор и Глюк — реформатор» к 310-летию со дня рождения.

02 июля в музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им. Горького состоялся музыкальный час, посвященный юбилею выдающегося композитора Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787). К. В. Глюк — один из гениев, определивших пути развития искусства второй половины XVIII века. Он принадлежал к поколению Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, а также Михайло Ломоносова. К.В. Глюк осуществил во второй половине XVIII в. реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии.

«Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант», — так говорил композитор Кристоф Виллибальд Глюк.

Большая мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, обрела в творчестве Глюка качества подлинной музыкальной трагедии, наполненной сильными страстями, возвышающей этические идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию. Появлению первой реформаторской оперы «Орфей» предшествовал долгий путь — борьба за право стать музыкантом, странствия, освоение различных оперных жанров того времени. Глюк прожил удивительную жизнь, целиком посвятив себя музыкальному театру. Так, в середине XVIII века Дени Дидро пишет: «Пусть появится гений, который утвердит подлинную трагедию, подлинную комедию на музыкальной сцене!». Далее энциклопедист указал сюжет, достойный «настоящей», «подлинной» оперы – это была трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде». Прошла пара десятков лет и парижская публика, давно искушенная шедеврами, устраивает овацию «Ифигении в Авлиде» Глюка.

‘Parnaso confuso’ Gluck, Christoph Willibald Ritter von; Komponist; 1714-1787. Painting by Johann Franz Greipel (1720- 1798). Vienna, Austria

Глюк «вырвал» оперу из-под власти придворной эстетики. Он придал ей величие идей, психологическую правдивость, глубину и силу страстей. Идеи Глюка-реформатора определили дальнейшее развитие оперного театра. У композитора нашлось немало последователей в разных странах, и каждый по-своему применял в творчестве принципы Глюка. «Эсхилом музыки» назвал Кристофа Виллибальда его страстный поклонник Гектор Берлиоз.

Глюк был композитором преимущественно оперным, но точное количество принадлежащих ему опер не установлено: с одной стороны, какие-то сочинения не сохранились, с другой – Глюк неоднократно переделывал свои опусы. Историки насчитывают около 40 его опер.

Заведующая сектором рассказала посетителям об интересной творческой жизни композитора и показала видеоролик «История композитора» https://youtu.be/3zhW5_82VnA , а также читатели прослушали арии из оперы «Орфей и Эвридика».

Далее зрители познакомились с мини-выставкой изданий из фонда музыкально-нотного отдела:

Посетители с удовольствием слушали историю творческой деятельности К.В. Глюка, малознакомого многим любителям музыки, но поистине великого композитора, современника Генделя и Моцарта. Его фамилия переводится как «счастье» и она оправдала себя, ибо человек, родившийся в глухой баварской деревушке заставил говорить о себе всю просвещенную Европу. Орден Золотой шпоры даровал композитору папа римский. Этот орден дал право называть его обладателя «кавалер» (или «рыцарь»).

Мероприятие подготовила заведующая сектором читального зала Гудзь Н.И.