Литературно-музыкальный час «Приходи на меня посмотреть» к 135-летию со Дня рождения русской поэтессы  Анны Андреевны Ахматовой.

Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки имени М. Горького провёл литературно-музыкальный час «Приходи на меня посмотреть» к 135-летию со Дня рождения русской поэтессы  Анны Андреевны Ахматовой.

Слушатели познакомились с различными музыкальными произведениями А.А.Ахматовой, узнали о её судьбе и её тяге к музыке.

Она написала чудесное стихотворение Дмитрию Шостаковичу.

Музыка

Д.Д. Шостаковичу

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

1958 г.

На протяжении всей жизни  Ахматовой её музыкальные впечатления, интересы, знания постоянно пополнялись.  Она любила ходить на концерты вокальной музыки, фортепианной музыки; в домах, куда её приглашали, было принято музицировать.

С возрастом её эрудиция в музыкальных вопросах нередко поражала окружающих. Она проявляла осведомлённость в совершенно неожиданных областях: это и подробнейшее знание деталей биографии Моцарта, Шуберта, Шумана, музыкальных тонкостей многих произведений в разных жанрах. Неуклонно расширялся и круг  музыкальных собеседников Анны Ахматовой. Вот, что рассказывает об отношении Ахматовой к музыке её друг, театровед Виталий Виленкин: «…На вопрос, что она хотела бы послушать, чаще всего отвечала: «Выберите сами» (что это будет классическая музыка, а если современная, это либо Прокофьев, либо Стравинский, — разумелось само собой). Но иной раз «заказывала» совершенно определенно: Бетховена, Моцарта, Баха, Шумана, Шопена.

Она сберегала музыку в себе, и музыка вела ее по лабиринтам памяти. Только с помощью неведомых законов творчества можно было подслушать у Шопена то, что записано строчками 1958 года:

Опять проходит полонез Шопена.

О, боже мой! — как много вееров,

И глаз потупленных, и нежных ртов,

Но как близка, как шелестит измена.

Тень музыки мелькнула по стене,

Но прозелени лунной не задела.

О, сколько раз вот здесь я холодела

И кто-то страшный мне кивал в окне…

Поэтессе Анне Ахматовой была не чужда и музыка: еще в раннем детстве она сочиняла несложные песенки. Также, Ахматову, помимо поэтов и писателей, постоянно окружали музыканты и композиторы всех мастей.

Поэтесса нередко делала пометки о музыке, которая развивала образы её произведений, есть даже целые списки того, что она вспоминала или на что опиралась во время творчества. Иногда она писала стихи прямо во время прослушивания. Сначала отвергала Шаляпина «из какого-то глупого снобизма», а потом восхищалась одним его жестом. И восхищалась исполнением Рихтера, поэтому непременно просила, чтобы играл именно он.
А больше всего из Стравинского любила «Симфонию Псалмов»

Поэзия А. Ахматовой стала источником вдохновения для многих музыкантов.

Посетителям музыкально-нотного отдела библиотеки представлена выставка сборников романсов и песен на стихи А. Ахматовой воплощение ее поэзии различными композиторами А.Балтином, С. Слонимским, Ю. Фаликом и др. Поэтический портрет Анны Андреевны представлен записями ее известных стихотворений, многие из которых звучат в авторском исполнении.

  1. Балтин, Александр Александрович (1931). Музыка к стихотворениям Анны Ахматовой : для контральто и фортепиано / А. Балтин. — Москва : Советский композитор, 1991. — 32, [2] с.
  2. Кац, Борис Аронович. Анна Ахматова и музыка : Исследовательские очерки / Б. А. Кац, Р. Д. Тименчик. — Ленинград : Советский композитор, 1989. — 334, [2] с.
  3. Музыка в зеркале поэзии : [Поэт. антология : Рус. поэзия XVIII-XX века : Сборник стихов : В 3 вып.] / Сост., вступ. ст. и коммент. Б. Каца. — Ленинград : Советский композитор. Ленинградское отделение, 1985. I. Кац, Борис Аронович, сост. Вып. 1: «…Нам музыка звучит…». — 1985. — 231, [8] с.
  4. Произведения советских композиторов [Ноты] : на стихи Анны Ахматовой : для голоса и фортепиано / [составитель Е.П. Томашевская]. — Москва : Советский композитор, 1989. — 127, [1] с.
  5. Романсы на стихи Анны Ахматовой [Ноты] : для голоса и фортепиано. — Ленинград : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1989. — 99, [1] с.
  6. Слонимский, Сергей Михайлович (1932-). Шесть романсов на слова Анны Ахматовой : для сопрано в сопровождении фортепиано / С. Слонимский. — Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1982. — 27, [1] с.
  7. Фалик, Юрий Александрович (1936-2009). Звенидень : вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано на стихи русских поэтов начала XX века. Пять стихотворений Анны Ахматовой : для сопрано и фортепиано. Две песни : на стихи Десанки Максимович : для сопрано и фортепиано / Юрий Фалик. — Санкт- Петербург : Композитор, сор. 2001. — 83, [1] с.

Самой известной и интересной является книга: Кац, Борис Аронович. Анна Ахматова и музыка : Исследовательские очерки / Б. А. Кац, Р. Д. Тименчик. — Ленинград : Советский композитор, 1989. — 334, [2] с

В книге, выпускаемой к столетию со дня рождения выдающегося советского поэта Анны Ахматовой, освещаются ее музыкальные впечатления и вкусы. Авторы книги описывают биографические эпизоды, связанные с музыкой и музыкантами, указывают на то значение, которое музыка имела в творческом процессе Ахматовой, а также рассматривают тему музыки в ее стихах.  К изданию прилагается нотографический указатель музыкальных сочинений на стихи поэта. Книга обращена к широкому кругу читателей, интересующихся взаимодействием музыки и поэзии.

Слушатели познакомились с произведениями написанными различными композиторами на стихи А.Ахматовой. С. Прокофьев написал вокальный цикл «Пять стихотворений А. Ахматовой». А. Вертинский сочинил чудесную музыку к стихотворениям «Чернеет дорога» и «Сероглазый король». В 1976 году вышел популярный альбом Д. Тухманова «По волне моей памяти», в который вошла песня «Смятение».

К поэзии А. Ахматовой обращались В. Баснер, В. Дашкевич, А. Рыбников, О. Митяев. Песни на ее стихи вошли в репертуар многих популярных исполнителей, среди них В. Леонтьев («В ту ночь»), И. Аллегрова («Смятение»), Е. Камбурова («Реквием»), Л. Гурченко («Не вернуть»).

Текст «Приходи на меня посмотреть» лег в основу самого известного романса на стихи Ахматовой. Его написали для фильма «Приходи на меня посмотреть» 2000 года с Олегом Янковским и Ириной Купченко в главных ролях.

Стихотворение вышло в журнале «Нива» в 1912 году и при жизни писательницы больше не издавалось. В нем героиня мысленно обращается к возлюбленному, который ее бросил. В ее словах одновременно мука, мольба и горькое осознание обреченности. 

Так же с читателями была проведена мини-викторина со слушателями на знание биографии и творчества поэтессы.

Ахматова нередко считала важным отметить конкретные музыкальные импульсы, призвавшие ее к стихам. Иногда для себя, иногда и для читателя. В записной ее книжке 1961 года можно прочесть: «Вчера вечером слушала бразильскую бахиану. Я что-то сочиняла, но в темноте не могла записать и забыла. Кажется…» Вот каким стихотворением мы обязаны этой случайной встрече поэта с Э. Вила Лобосом:

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется —
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет.

Материал подготовила и провела главный библиотекарь Фаустова А.И