Музыкальный портрет «Увлечение джазом начинается с Варламова» — к 120-летию со дня рождения дирижёра, композитора, основоположника джаза Александра Варламова.

19 июня исполняется 120 лет со дня рождения советского композитора, аранжировщика, певца, дирижёра, педагога, руководителя одного из лучших совеских джаз-оркестров, заслуженного деятеля искусств РСФСР, автора более 400 музыкальных произведений — Александра Владимировича Варламова.

«Спросите любого нашего джазмена старшего поколения — а среди них немало знаменитых — почти каждый скажет: его увлечение джазом началось с Варламова». (Историк джазового искусства Алексей Баташев).

В честь юбилея Александра Варламова музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки имени М. Горького представил музыкальный портрет композитора «Увлечение джазом начинается с Варламова».

В начале мероприятия заведующий сектором абонемента музыкально-нотного отдела Беспалова Лариса Геннадьевна провела обзор о биографии и творческом пути Александра Варламова. Присутствующие узнали, что Александр Владимирович Варламов родился  19 июня 1904 года в Симбирске, учился в ГИТИС и другие факты из биографии композитора.

Зрителям интересны были следующие факты из жизни композитора: композитору исполнилось всего 6 лет, когда были опубликованы его первые музыкальные произведения — пьеса «Грусть» и вальс «Вечерок»; в 1934 году дебютировал, как джазовый руководитель; в 1939—1940 годах руководил джаз-оркестром МВТУ имени Н. Баумана; в 1960—1970-е годы Варламов сочинил ряд композиций для биг-бэнда, а в 1986 году написал «Концерт для трубы с оркестром» и посвятил его городу Ульяновску.

Далее любители джазовой музыки посмотрели видеоролик с отрывками из музыкальных произведений Александра Варламова. Зрители узнали, что большую популярность получили такие композиции в исполнении оркестра Александра Варламова, как «Весёлый час», «Ранний час», «Сон» и многие другие.

Для присутствующих был интересен тот факт, что будучи одним из немногих тогда советских композиторов, аранжировщиков и дирижёров, осваивавших свинговую манеру игры и письма, в числе первых в стране стал исполнять музыку в стиле свинг, дав интересные образцы нового стиля.

Среди них выделяются записи американских пьес «Игра на пальцах» Ричарда Роджерса, «Счастливая дорога» (в оригинале «I’m Living in a Great Big Way») Джимми МакХью и джазовая версия «Лирической песенки» Юрия Милютина «Все стало вокруг голубым и зелёным» из к/ф «Сердца четырёх» с вокалом Веры Красовицкой, видеоролик с которой в исполнении джаз-оркестр под управлением Александра Варламова, с удовольствием прослушали на мероприятии любители джазовой музыки.

Младшим школьникам, которые так же с интересом посещают библиотеку и мероприятия музыкально-школьного отдела интересно было узнать о том, что музыка композитора звучит не только в фильмах («Степан Разин», «Парень из тайги»), но и в мультфильмах. Сотрудниками отдела были показаны видеоролики с музыкой Александра Варламова из таких мультфильмов, как «Кентервильское приведение», «Дикие лебеди» и «Кот в сапогах».

В июне 1989 в квартиру к Александру Владимировичу Варламову приехало телевидение — поздравлять с 85-летием, и музыкант с удовольствием рассказывал на камеру интервьюировавшему его Алексею Баташёву о джазе своей молодости. Александр Варламов тщательно работал над совершенствованием исполнительской техники и ансамблевой игры, что привело к заметному росту профессионализма в отечественном джазе и оказало существенное влияние на развитие джазовой музыки в СССР.

Материал подготовила и провела заведующий сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.