![](https://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/4.jpg)
Очередную встречу в первую субботу февраля в клубе «Романсеро» открыли информационной страничкой о композиторе Василии Агапкине.
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/dbeda345-1d10-4422-a932-67457d1e9097.jpg)
Василия Ивановича Агапкина вспоминается всякий раз, когда звучит его неувядающий марш «Прощание славянки». Оно вписано золотыми буквами в скрижали мировой музыкальной культуры и военно-дирижерского искусства. Этот марш знают и любят в Болгарии, Польше, Словакии, он известен во Франции, Америке, Японии и даже в Африке.
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/1.-proshhanie.jpg)
Василий Иванович Агапкин родился в Рязанской губернии в деревне Шанчерово Михайловского района. Стал сиротой рано, вместе с братьями и сестрами долгое время жил в нищете. Когда ему исполнилось 10 лет, стал учеником в духовом оркестре 308-го Астраханского пехотного полка. В 1906 м году Агапкин был призван в армию и служил в рядах Тверского драгунского полка, под Тифлисом. Когда срок службы истек, он отправился в Тамбов с целью поступления в музыкальное училище, а уже 12 декабря 1910 года стал штаб-трубачом в 7-ом запасном кавалерийском полку. В 1911 Агапкин продолжил обучение в классе медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища.
Агапкин стал автором музыки марша «Прощание славянки», находясь в Тамбове. Подтолкнули его к этому события Первой Балканской войны. В Тамбове есть памятная плита, посвященная этому событию. Шедевр быстро стал популярным. Нежная и трогательная мелодия, навсегда запоминающийся щемящий мотив и «неправильность» марша — ведь он был написан в миноре, в отличие от привычных бравурных мажорных маршей — все это удивительно трогает душу, а перед глазами сразу возникают картины проводов на фронт и прошедших войн. Даже инструменты «играют» свою роль — трубы и ударные «зовут» мужчин на фронт, флейты, кларнеты и саксофоны — «плачут» вместе с женщинами.
Агапкин дирижировал сводным военным оркестром Московского гарнизона на параде 7 ноября 1941 г. в Москве, провожая участников парада с Красной площади прямо в бой. Событие это в наши дни довольно подробно описано в книгах и очерках, авторы их не правы только в одном: на том памятном ноябрьском параде «Прощание славянки» оркестр не исполнял, поскольку этот марш был запрещен. А всему виной — песенные варианты, сочиненные на эту музыку в годы гражданской войны «по другую сторону баррикад». Уже после смерти Сталина фонограмму марша «подложили» под документальные съемки парада 1941 г. «задним числом». Не звучал этот марш и во время Парада Победы в июне 1945 г.
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/2.-vasily_agapkin_with_his_wife_olga_and_daughter_1915-1917.jpg)
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/5.-vasily_agapkin_1940s.jpg)
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/6.-agapkin.jpeg)
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/2d0a1b3329ae78fdcc3f3fe2baafcf50.jpg)
В июне 2015 в Тамбове в сквере между Пушкинской библиотекой и Дворцом бракосочетаний на ул. Интернациональной было торжественное открытие памятника двум замечательным военным композиторам, прославившим Тамбовский край – В.И.Агапкину и И.А.Шатрову, написавшим два пронзительных произведения – марш «Прощание славянки» (Агапкин) и вальс «На сопках Манчжурии» (Шатров).
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/7bbd4870-9988-4eab-aa90-bc28683075c7.jpg)
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/81fa69a1-4e79-4931-ad02-e5c5c32e3362.jpg)
Участники клуба «Романсеро» с удовольствием прослушали информацию о композиторе и его популярном марше, посмотрели видеофильм об истории создания «Прощания славянки».
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/9ecb0541-a3eb-4c8c-b8a5-13acde36d39c.jpg)
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/fe1886ee-632a-446c-b163-4778d9a38f94.jpg)
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/8a63837d-84fd-4a08-9bb9-8e5c98cf8b32.jpg)
Далее на заседании клуба выступила председатель клуба Людмила Донская. Она рассказала о писателе, поэте, драматурге А.В.Софронове, прозвучала знакомая всем песня «Ростов-город, Ростов-Дон» на стихи Софронова. Продолжили выступление Вячеслав Ильин и Юрий Палехов с песнями Высоцского, авторскими песнями.
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/277877c9-c7d9-4dc1-a1f2-c2969c458e6a.jpg)
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/08018714-46eb-48df-ad8b-504f4f4d7c06.jpg)
А также донские поэтессы прочитали стихи о войне и о Ростове. Татьяна Боженкова прочитала стихи «На дорогах войны», о Ростове. Антонина Рыбалкина, участник клуба «Окраина» представила один из последних сборников клуба и прочитала стихи «Послушайте, люди!», «Высоцкий пел для нас». А также прочитала свои стихи Н.Д.Тихомирова.
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/c2ea4dd1-510c-4dc7-9458-3bf55aab5a1c.jpg)
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/fa026381-3043-4ee4-b01f-0373510be941.jpg)
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/7bcedc76-d20b-448e-a86f-a8d73e794144.jpg)
По окончанию встречи авторы и поэты сделали совместное фото в клубе «Романсеро».
![](http://mno.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/27/2024/02/8ca9c546-07d5-47ee-870b-96ebd99c9828.jpg)
Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.