Имя Николо Паганини известно даже тем, кто ни разу не был на скрипичном концерте. Фигура этого знаменитого итальянского скрипача-виртуоза, гитариста, композитора была окружена легендами еще при его жизни. Впечатляла прежде всего сама внешность Паганини, описание которой оставили его великие современники Гете и Бальзак: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и — самое главное — тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. При этом Паганини имел очень своеобразный характер, совершал непонятные, плутовские поступки. В толпе, слушавшей его импровизации на римских улицах, одни говорили, что он в сговоре с дьяволом, другие — что его искусство — музыка небес, ангельские голоса. Многие вплоть до XX века верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук.
Скрипичные произведения Паганини — одни из труднейших для исполнения. Далеко не каждый виртуоз в состоянии точно следовать указаниям автора. Сам же он без видимых усилий извлекал из скрипки невероятные трели, исполнял сложнейшие вариации на одной струне. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Другого Паганини человечество до сих пор не получило.
Никколо Паганини появился на свет 27 октября 1782 г. в итальянском городе Генуя. Он рос и воспитывался в многодетной семье, где был у родителей третьим из 6 детей. Отец Николо Паганини, ставшего впоследствии самым выдающимся скрипачом 19 века, был музыкантом-любителем. Именно он привил своему сыну любовь к музыке и скрипке. Николо научился виртуозной игре на скрипке еще в раннем детстве, посвящал игре на скрипке много часов ежедневно и вскоре в Генуе для него уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому.
Первый концерт Паганини состоялся, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни «Карманьола».
Очень скоро имя Паганини приобрело широкую известность. Он концертировал по Северной Италии, с 1801 по 1804 г. жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприсов для скрипки solo. Интересна преамбула написания каприсов. Элиза Бонапарт Бачокки приблизила Паганини ко двору и всячески поддерживала. Отношения завязались непростые, но настолько страстные, что в этот период скрипач пишет 24 каприса на одном дыхании. В этюдах раскрывается все, что испытывал юноша к красавице-принцессе: боль, страх, любовь, ненависть и восторг. Это произведение до сих пор не дает покоя слушателям, многие из которых считают, что в тот момент рукой композитора управлял сам дьявол.
В расцвете своей исполнительской славы Паганини на несколько лет сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке (1805-08), после которой вновь и окончательно вернулся к концертированию. Постепенно слава о Паганини вышла за пределы Италии. Многие европейские скрипачи приезжали померяться с ним силами, но никто из них не мог стать его достойным конкурентом. В возрасте 46 лет, на вершине славы, Паганини впервые выезжает за пределы Италии. Его концерты в Европе вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства. Ф. Шуберт и Г. Гейне, И В. Гете и О. Бальзак, Э. Делакруа и T. A. Гофман, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Россини, Дж. Мейербер и многие другие находились под гипнотическим влиянием скрипки Паганини. Ее звуки возвестили о новой эре в исполнительском искусстве. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество Ф. Листа, называвшего игру итальянского маэстро «сверхъестественным чудом».
Паганини любили во всей Европе, несмотря на то, что он обожал азартные игры и прекрасных женщин, хотя иногда это создавало для него проблемы. В Вене, например, его портреты были выставлены во всех присутственных местах и во всех магазинах. Члены королевской семьи всегда посещали концерты, если в них принимал участие Паганини. Музыкальный талант скрипача привлекал к нему огромное количество поклонниц. Стараниями клеветников и завистников вокруг Паганини сложилась репутация распутного и безнравственного человека. Даже сама внешность маэстро — бледное лицо, словно вылепленное из воска, длинные черные густые волосы, огромный шарф, в который он всегда, даже летом, кутался, чтобы избежать простуды, — способствовала появлению все новых слухов и сплетен вокруг его имени.
К 40-летию художественного фильма «Никколо Паганини» по мотивам романа «Осуждение Паганини» ( реж. А. Менакер,), впервые вышедшего на советский экран 26 октября 1982 года, предлагаем посмотреть отрывок:
В последние месяцы своей жизни мужчина уже не выходил из дома. Он настолько ослаб, что не мог даже удерживать смычок. В результате, рядом с ним лежала скрипка, струны которой он просто перебирал пальцами. Никколо Паганини умер 27 мая 1840 г. в возрасте 57 лет.
По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле из-за того, что перед смертью мужчина не исповедовался. Паганини кремировали, а прах хранила Элеонора дэ Лука. Из другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, и спустя 19 лет сын Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.
И после смерти Паганини о нем еще долго ходили всякие слухи, сплетни и легенды.
В Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка гениального Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира. Паганини называл скрипку «моя пушка» — так музыкант выражал свое участие в национально-освободительном движении Италии, развернувшемся в первой трети XIX в. Неистовое, бунтарское искусство скрипача поднимало патриотические настроения итальянцев, призывало их к борьбе против социального бесправия. За сочувствие движению карбонариев и антиклерикальные высказывания Паганини был прозван «генуэзским якобинцем» и преследовался католическим духовенством. Его концерты нередко запрещались полицией, под надзором которой он находился.
Сочинения Н. Паганини:
24 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802—1817 гг.; Шесть сонат для скрипки и гитары, Op. 2; 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели; Концерты для скрипки с оркестром № 1-6; Le Streghe; Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля»; Венецианский карнавал; Концертное аллегро Moto Perpetuo; Вариации на тему Non pi? Mesta; Вариации на тему Di tanti Palpiti; 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba; Кантабиле ре мажор; Moto Perpetuo (Вечное движение); Кантабиле и вальс; Соната для большого альта;
Интересные факты:
В 2013 году на экраны вышел фильм «Скрипач дьявола», созданный по мотивам биографии Паганини.
Умел «разговаривать» струнами.
Увлекался азартными играми, оставляя последние деньги в игорных домах.
Устраивал на концертах такие шоу, что некоторые слушатели теряли сознание.
Одной скрипкой заменял оркестр.
Категорически отказывался писать псалмы.
Принадлежал к обществу масонов.
Не записывал собственные сочинения на бумаге.
Не прерывал игру, если на скрипке лопались струны.
Иногда даже одной струны хватало для шедеврального выступления.
Н. Паганини-композитор:
В своём композиторском творчестве Паганини выступает как глубоко национальный художник, опирающийся на народные традиции итальянского музыкального искусства. Созданные им произведения, отмеченные самостоятельностью стиля, смелостью фактуры, новаторством, послужили отправной точкой для всего последующего развития скрипичного искусства. Связанный с именами Листа, Ф. Шопена, Шумана и Берлиоза переворот в фортепианном исполнительстве и искусстве инструментовки, начавшийся в 30-х гг. 19 в., был в значительной мере вызван воздействием искусства Паганини. Оно сказалось также на формировании нового мелодического языка, характерного для романтической музыки. Влияние Паганини косвенно прослеживается и в 20 веке (1-й концерт для скрипки с оркестром Прокофьева; такие скрипичные произведения, как «Мифы» Шимановского, концертная фантазия «Цыганка» Равеля). Некоторые скрипичные произведения Паганини обработаны для фортепиано Листом, Шуманом, И. Брамсом, С. В. Рахманиновым.
С 1954 в Генуе ежегодно проводится международный конкурс скрипачей имени Паганини.
В музыкально-нотном отделе вы можете познакомиться с изданиями о жизни и творчестве великого маэстро, а также найти ноты его произведений. Экспозиция некоторых из них:
Биографические издания
Григорьев, Владимир Юрьевич (1927-).Никколо Паганини. Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1987. — 143,[1] с.: ил.;17 см. Сагден, Джон. Паганини / Джон Сагден; [Перевод с английского О. Б. Мичковского]. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 205 с.:ил.,нот., портр., факс.; 25 см. Тибальди-Кьеза, Мария. Паганини : [жизнь и деятельность музыканта] / Мария Тибальди-Кьеза;[пер. с ит. Ирины Константиновой]. -[Изд. 2-е, доп.]. — Москва: Молодая гвардия, 2008. — 386,[1] с.,[16] л.: ил.,фот.,портр.; 21 см. — (Жизнь замечательных людей: серия биографий /
Сборники сочинений композитора
Паганини, Никколо (1782-1840).Кантабиле и Вальс [Ноты]: для скрипки и фортепиано / Н. Паганини; [с предисл.]. — Москва: Музгиз, 1963. — 7с.: портр., факс.; 29 см. Паганини, Никколо (1782-1840). 24 каприса [Ноты] = 24 caprices: для скрипки соло: Op. 1 / Паганини; ред. А.И. Ямпольского. — Москва:Музыка, 2009 . — 64 с.; 29 см. Паганини, Никколо (1782-1840).Концерт № 4 [Ноты]: ре минор: для скрипки с оркестром / Н. Паганини; перелож. для скрипки с фортепиано, ред.партии скрипки и каденция А. Горохова.- Ленинград: Музыка, Ленинградское отделение, 1981. — 63 с.,1 парт.(24 с.); 29 см. Паганини, Никколо (1782-1840).Сонаты [Ноты] = Sonatas: для скрипки и гитары / Паганини; обраб.для скрипки и фортепиано О. Агаркова. -Москва : Музыка, 2009. — 34, [1] с., 1парт. (16 с.); 29 см. Паганини, Никколо (1782-1840).60 этюдов в форме вариаций [Ноты] =60 etudes in variation form: For Violin Solo: для скрипки соло /Паганини. — Москва: Музыка, 2009. — 31с.; 30 см. — (Из наследия великих скрипачей).
Музыкальный час подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала музыкально-нотного отдела.
(В материале использованы доступные интернет-источники.)