Имре (Эммерих) Кальман – венгерский композитор, мастер, являющийся одним из представителей венской оперетты, преобразивший её из развлекательного в жанр наполненный реализмом и психологической глубиной, автор популярных оперетт: «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены». Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру. Шостакович величал этого композитора гением, а друзья называли «угрюмым медведем». Меланхолик и пессимист, скромный человек, который не умел веселиться, но создавший почти два десятка наполненных радостью, любовью и добром произведений, погружающих в мир праздника и торжества справедливости.
Имре Кальман родился 24 октября 1882 года в курортном городке Шиофок (Австро Венгрия, ныне Венгрия), на берегу крупнейшего в Центральной Европе озера Балатон. Имре — третий из шести детей торговца Карла Коппштейна и его супруги Паулы Зингер. Родители назвали сына еврейским именем Эммерих, однако в юности он переименовал себя в Имре Кальмана. Первые годы жизни композитора прошли в достатке. В семье были рояль, на котором играла старшая сестра Эммериха Вилма. В 4 года мальчик мечтал стать портным, а в 6 — юристом. Сохранилось детское фото композитора с родителями, Вилмой и старшим братом Белой.
Начальные классы Эммерих окончил в еврейской школе родного города, в которую с удовольствием отдавали детей и родители-христиане. Вскоре семья переехала в Будапешт, где мальчик учился в двух школах, музыкальной и лютеранской гимназии, а вечерами зарабатывал деньги, занимаясь репетиторством и перепиской деловой корреспонденции. Именно тогда Имре захотел стать профессиональным музыкантом. В 15 лет состоялось первое публичное выступление юного пианиста. Однако Имре был таким миниатюрным, что пресса с умилением написала о 12-летнем музыкальном вундеркинде. На заработанные деньги Имре купил пианино. Однако мечтам юноши об исполнительской карьере не суждено было сбыться. Руки Имре начали болеть, и врачи диагностировали у него артрит. Тогда парень переключился на искусство композиции.
По настоянию родителей Кальман выучился на юриста, но параллельно втайне от семьи занимался в музыкальной академии, где его однокурсником был Бела Барток. Параллельно юноша подрабатывал музыкальным обозревателем в будапештской газете, название которой переводится приблизительно как «Дневник вредителя». Как родители юного критика, так и педагоги академии не одобряли эту деятельность. Имре уволился и сосредоточился на написании симфонии. Учась в академии, Имре мечтал творить в серьезном жанре и даже сочинил симфоническую поэму «Сатурналии», которая прозвучала в здании Венгерской государственной оперы в последний февральский день 1904 года на отчетном концерте студентов-композиторов. Однако музыкальные издательства отказывались публиковать симфонии Кальмана. А вот мелодии для куплетов, исполняемых в варьете, которые он сочинял, пользовались популярностью.
Друзья советовали композитору обратиться к жанру музыкальной комедии, очень популярной в Австро-Венгрии, возглавляемой императором Францем Иосифом I. В конце концов Кальман сдался и, скрипя зубами, написал первую оперетту «Осенние маневры», премьера которой состоялась 22 февраля 1908 года. Произведение имело ошеломительный успех, а Имре стал считать високосные годы счастливыми для себя. Всего Кальман написал 17 оперетт, самыми популярными из которых стали «Сильва» («Королева Чардаша») и «Принцесса цирка» («Мистер Икс»). В каждой из них, даже в тех, где героями были индусы («Баядера») или французы («Фиалка Монмартра»), чередовались мелодии венского вальса и венгерского чардаша, к которым иногда добавлялись ритмы XX века, например шимми. Полифонически Имре был последователем Джакомо Пуччини, а в оркестровке использовал приемы, характерные для музыки Петра Чайковского.
Самой венгерской из оперетт Кальмана считается «Марица», а в «Цыгане-премьере» действующими лицами являются Франц Иосиф I и супруга императора. Лебединой песней Имре стала «Аризонская леди», которую после смерти отца завершил Карой Кальман. Биография «короля оперетты» легла в основу книги Юрия Нагибина, по которой в 1985 году венгерский режиссер Дьёрдь Палашти снял фильм «Загадка Кальмана».
Автор гимна свободной любви, песни «Эй, Гусар» из оперетты «Принцесса цирка», был весьма скромен и сдержан в отношениях с женщинами. С первой любовью — актрисой из Зальцбурга Паолой Дворжак Имре прожил 18 лет. Она была старше композитора на 10 лет и стала для него не только любимой женщиной, но и ангелом-хранителем и лучшим другом. До последних дней жизни Дворжак Кальман продолжал заботиться о ней. Последующий роман с актрисой немого кино Агнес Эстерхази, наследницей знатного рода, с которой Кальман списал Сильву и Марицу, был недолгим и семейная жизнь не сложилась.
В 1928 году Имре Кальман знакомится со своей будущей супругой, Верой Макинской. Вера подарила мужу троих детей — сына Кароя (Чарли) и дочерей Лили и Ивонн, которые воспринимали музыканта скорее как дедушку, чем как отца. Двое старших отпрысков унаследовали композиторские способности Кальмана.
Интересные факты: 1. О точной дате рождения музыканта идут споры: Имре издал первый крик за минуту до полуночи по настенным часам, висящим в доме родителей. Однако наручные часы одного из дядьев мальчика показывали уже 2 минуты новых суток. 2. Во второй советской экранизации «Принцессы цирка» образ Мистера Икса создали пять человек: блистал красотой 23-летний студент МГИМО из Чехословакии Игорь Кеблушек, озвучивал роль Станислав Захаров, арии исполнял солист Большого театра Владимир Мальченко, а цирковые трюки — Юрий Александров и Владимир Гарамов. Несмотря на это, более популярной на постсоветском пространстве осталась первая киноверсия оперетты, в которой во всех ипостасях, кроме цирковой, Мистера Икса представлял Георг Отс. 3. Творчество музыканта вдохновило российскую рок-группу «Агата Кристи» на написание песни «Viva! Кальман!».
В музыкально-нотном отделе представлена мини-выставка «Театр уж полон, ложи блещут», посвящённая юбилею Имре Кальмана. На выставке вы можете ознакомиться с биографией венгерского композитора и его творчеством. Авторы книг находят удачную форму изложения, позволяющую глубже понять личность этого классика оперетты. Издания иллюстрированы. В нотных изданиях представлены непревзойденные шедевры жанра, как «Королева чардаша» («Сильва»), «Фиалка Монмартра», «Марица» и др. Книги и ноты предназначены всем любителям оперетты и творчества Имре Кальмана.
В мероприятии использованы материалы из открытых источников интернета: https://24smi.org/celebrity/122026-imre-kalman.html; https://ria.ru/20121024/905521328.html.
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.