«Его жизнь была прекрасна. Все, кто был с ним близок, кто сталкивался с ним, обнаруживали его редкую доброту, ум, благожелательность и терпимость… Дариус был великим новатором. Можно сказать, что он дал толчок современной французской музыке. Всё пошло от него, от его первых композиций, где он продемонстрировал уверенность, индивидуальность, которая обычно не бывает у молодого человека в 18 лет». (Ж.Тайефер).
4 сентября исполняется 130 лет со дня рождения Дариуса Мийо́ – французского композитора, дирижёра, музыкального критика и педагога, одного из участников «Шестёрки». Мийо считается одним из самых плодовитых композиторов XX века — ему принадлежат 443 опусных сочинения. Мийо работал в самых разнообразных музыкальных жанрах — его перу принадлежат 16 опер, 14 балетов, кантаты, многочисленные симфонические и камерные сочинения, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Творчество композитора отмечено влиянием музыкального фольклора, джаза и современных ему музыкальных течений. Дариусу Мийо принадлежит одно из важнейших мест в истории развития современной французской музыки. Его музыка — яркий документ эпохи, а сам Мийо — крупнейший новатор ХХ века.
Мийо родился на юге Франции в Экс-ан-Провансе в 1892 году; провансальский фольклор и природа родного края навсегда запечатлелись в душе композитора и наполнили его искусство неповторимым ароматом Средиземноморья. Мийо родился в семье любителей музыки. Его мать, Софи Аллани, обладала сильным контральто (училась пению в Париже), а отец, Габриэль Мийо, по его словам был «музыкантом в душе и был наделён очень верным музыкальным чутьём».
Первые шаги в музыке были связаны со скрипкой, игре на которой Мийо обучался сначала в Эксе, а с 1909 г. в Парижской консерватории у Бертелье. Но вскоре страсть к сочинению взяла верх. Среди педагогов Мийо были П. Дюка, А. Жедальж, Ш. Видор, а также В. д’Энди. В первых произведениях заметно влияние импрессионизма К. Дебюсси. Развивая французскую традицию (Г. Берлиоз, Ж. Базе, Дебюсси), Мийо оказался очень восприимчив и к русской музыке — М. Мусоргскому, И. Стравинскому. Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году: он написал Струнный квартет и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки.
Еще в годы войны создаются 2 первые части оперно-ораториальной трилогии «Орестея: Агамемнон» (1914) и «Хоэфоры» (1915); 3 часть «Эвмениды» была написана позже (1922). Текст трагедии Эсхила перевел и обработал видный французский драматург П. Клодель — друг и единомышленник Мийо в течение многих лет. «Я оказался на пороге жизненного и здорового искусства… в котором чувствуется высвобожденная от пут мощь, энергия, одухотворенность и нежность. Это искусство Поля Клоделя!» — вспоминал впоследствии композитор.
В 1916 г. Клоделя назначают послом в Бразилии, и Мийо в качестве личного секретаря едет с ним. Свое восхищение яркостью красок тропической природы, экзотикой и богатством латиноамериканского фольклора Мийо воплотил в «Бразильских танцах», где политональные сочетания мелодии и аккомпанемента придают звучанию особую остроту и пряность. Балет «Человек и его желание» (1918, сценарий Клоделя) написан под впечатлением от танца В. Нижинского, гастролировавшего в Рио-де-Жанейро с труппой русского балета С. Дягилева.
Возвратившись в Париж (1919), Мийо примыкает к группе «Шести», идейными вдохновителями которой были композитор Э. Сати и поэт Ж. Кокто. Члены этой группы выступали против преувеличенной экспрессии романтизма и импрессионистской зыбкости, за «земное» искусство, искусство «повседневности». Музыке композитора этого периода (конец 1910-х — начало 1920-х годов) свойствены задор и эксцентричность, что можно отнести в первую очередь влиянию яркой личности и музыки Эрика Сати, неформального «вождя» «Шестёрки» и на протяжении более десяти лет — старшего друга Мийо.
Ряд балетов, созданных Мийо в 20-х гг., объединяет дух эксцентрики, спектакля-клоунады. В балете «Бык на крыше» звучат мелодии современных танцев, например танго. В «Сотворении мира» (1923) Мийо обращается к джазовому стилю. В балете «Салат» (1924), возрождающем традицию комедии масок, звучит старинная итальянская музыка. Разнообразны поиски Мийо и в оперном жанре. На фоне камерных опер («Страдания Орфея», «Бедный матрос» и др.) возвышается монументальная драма «Христофор Колумб» (по Клоделю) — вершина творчества композитора. Большинство произведений для музыкального театра написано в 20-х гг. В это время создаются также 6 камерных симфоний, сонаты, квартеты и др. В конце 1924 года Мийо снимается в легендарном кинофильме Рене Клера на музыку Эрика Сати «Антракт». Композитор также сочиняет увлекательные игры-пьесы для детей, музыку к кинофильмам.
После распада «Шестёрки» Мийо, помимо сочинения музыки, часто ездит с концертами в разные страны, где часто выступает как дирижёр. В 1926 г. он посетил СССР. Его выступления в Москве и Ленинграде никого не оставили равнодушными. По словам очевидцев, «одни возмущались, другие недоумевали, третьи относились положительно, а молодежь — даже восторженно».
В 1925 году Мийо женился на актрисе Мадлен Мийо, ставшей впоследствии либреттисткой его опер «Грешная мать», «Медея» и «Боливар». В 1930 году у супругов Мийо родился сын Даниэль, ставший впоследствии художником. Выступая позднее в различных оперных и кантатных произведениях Мийо в роли чтицы, Мадлен популяризировала его творчество после его смерти, участвовала в фестивалях и мемориальных мероприятиях посвященных ему. В 1982 году опубликовала полный систематический каталог произведений мужа он посвятил фортепианную сюиту «Муза-хозяйка».
Вторжение гитлеровских войск во Францию заставило Мийо эмигрировать в США (1940), где он обратился к преподавательской деятельности в Миллс-колледже (близ Лос-Анджелеса). Став по возвращении на родину профессором Парижской консерватории (1947), Мийо не оставлял работу в Америке и регулярно ездил туда.
Среди работ последнего тридцатилетия — сочинения в самых разных жанрах: монументальная эпическая опера «Давид» (1952), написанная к 3000-летнему юбилею Иерусалима, опера-оратория «Святой Людовик — король Франции» (1970, на текст Клоделя), комедия «Преступная мать» (1965, по П. Бомарше), ряд балетов (в т. ч. «Колокола» по Э. По), множество инструментальных произведений. Последние несколько лет Мийо провел в Женеве, продолжая сочинять и работать над завершением автобиографической книги «Моя счастливая жизнь». В честь Дариуса Мийо названа муниципальная консерватория в Париже. Его фамилию носит лицей в Ле-Кремлен-Бисетр. В 1972 году в честь композитора назвали музыкальную консерваторию в Экс-ан-Провансе.
Почитатели творчества Дариуса Мийо имеют возможность более подробно ознакомиться с биографией и творчеством музыканта из книжных и нотных изданий музыкально-нотного отдела: 1. Мийо, Дариюс (1892-1974).Бразильские танцы [Ноты]: (Воспоминания о Бразилии) / Д. Мийо; обработка для скрипки и фортепиано К. Леви; [ред. парт. скрипки Б. Гольдштейна]. — Москва: Музыка, 1968. — 27 с., 1 парт. (8 с.); 2. Мийо, Дариюс (1892-1974).Три рэг-каприччио [Ноты]: для фортепиано / Д. Мийо. — Ленинград: Музыка, Ленинградское отделение, 1981. — 15 с.; 3. Кокорева, Людмила Михайловна. Дариус Мийо: Жизнь и творчество/ Л.Кокорева. — М.: Сов. композитор, 1986. — 334,[1] с., [9] л. ил.: нот. ил.; 21 см. — (Зарубежная музыка. Мастера XX в.);
В мероприятии были использованы материалы, взятые из книги музыкально-нотного одела: Кокорева, Людмила Михайловна. Дариус Мийо: Жизнь и творчество/ Л.Кокорева. — М.: Сов. композитор, 1986. — 334,[1] с., [9] л. ил.: нот. ил.; 21 см. — (Зарубежная музыка. Мастера XX в.), а так же из открытых источников интернета: https://www.belcanto.ru/milhaud.html, https://www.peoples.ru/art/music/composer/darius_milhaud/index1.html, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%B9%D0%BE,_%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8E%D1%81.
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.