Сегодня день рождения всемирно известного оперного и эстрадного певца Муслима Магомаева. Уникальный голос Муслима Магомаева — звонкий и чистый баритон — с первых звуков узнают слушатели старшего и среднего поколения, родившиеся и жившие в СССР. Звезда оперы и эстрады, артист-аристократ, он сумел превратить алмаз своего дарования в настоящий бриллиант. Его слава на родине была сравнима с битломанией. Машину музыканта на гастролях поклонники носили на руках, а женщины зацеловывали ее, оставляя следы помады. В жилах Магомаева причудливо смешались русская, татарская, адыгейская и азербайджанская крови. На вопрос о национальной принадлежности Муслим Магометович отвечал: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».
Разнообразный репертуар, творческое долголетие, невероятная популярность – все это было у известного певца Муслима Магомаева, и вызывало зависть не только отечественных, но и мировых звезд эстрады. Он выходил на сцену Ла-Скала, пел вместе с военным ансамблем, без него не обходился ни один «Голубой огонек» и торжественный концерт во Дворце съездов, его имя присвоено одной из малых планет, миллионная армия поклонниц не представляла своей жизни без его «Королевы красоты» и «Мелодии», гонялась за его фотографиями и автографами. Но судьба самого кумира 60-х-80-х не была такой безмятежной, как казалось. Он вырос без отца, много лет не видел свою мать, и попал в опалу власти даже несмотря на наличие многочисленных наград и регалий.
Детство и юность
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Отец, Магомет Магомаев, погиб на фронте, не дожив до Победы 15 дней. До войны Магомет Муслимович работал театральным художником. Мама Муслима Айшет Магомаева — драматическая актриса, взявшая псевдоним Кинжалова.
Дед будущего артиста — азербайджанский композитор Абдул-Муслим Магомаев, основоположник народной классической музыки. После войны Муслим Магомаев с матерью отправился в Вышний Волочек, куда актрису Кинжалову забросила творческая судьба. Год мальчик учился в музыкальной школе и сдружился с одноклассниками, заразив ребят идеей создания кукольного театра. Кукол для представлений он делал сам. Но Айшет отправила сына в Баку, где музыкально одаренный, по ее мнению, мальчик получил бы лучшее образование. В детстве Муслим Магомаев рос в семье дяди Джамала Муслимовича. В родном городе Баку парень с головой погрузился в музыку. Магомаев часами слушал «трофейные» пластинки Энрико Карузо, Маттиа Баттистини и Титты Руффо. По соседству с дядей обитало семейство знаменитого азербайджанского певца Бюль-Бюля, и Муслим по утрам слушал, как распевается звезда. Он подружился с сыном Бюль-Бюля Поладом. Тот самый бархатный баритон, который заставлял трепетать миллионы женщин по всему Советскому Союзу, появился у Магомаева в 14 лет. Сначала он скрывал это от родных, уходил на берег Каспийского моря и пел, пытаясь перекричать шум волн. Именно такими были его первые уроки вокала.
Появившаяся впоследствии песня «Синяя вечность» — песня о юношеской любви к морю.
Творческие планы и выступления
Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В 1962 году стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат». Его первый сольный концерт состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. П. Чайковского. В 1964—1965 годах стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей. В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли певца в театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил ему контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что он должен выступать на правительственных концертах.
В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что он выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС. Хотя разбирательство и не выявило никакой его вины, и он расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило ему выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, он сдал все экзамены и окончил Бакинскую консерваторию в 1968 году. Опала певца закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить его выступление на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.
В свое время у Муслима Магомаева была возможность сделать карьеру оперного певца за границей: ему предлагали остаться в Италии, где он стажировался в знаменитом театре Ла Скала, и в Париже, где в зале «Олимпия» с триумфом прошел его концерт. Эмигрантские круги предлагали ему остаться, однако он предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников (в первую очередь — дядю) в СССР. Ради карьеры на эстраде Магомаев отказался даже от предложения работать в Большом театре. Но никогда не жалел о своих решениях. Леонид Брежнев очень любил песни «Белла, чао» и «Вечер на рейде» в исполнении Магомаева.
В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте певец получил I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий — «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок. В 1973 году, в возрасте 31 года, получил почётное звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР.
В 1960-е и 1970-е годы популярность певца в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. Гастролировал за рубежом (Франция, Болгария, ГДР, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.). Был ведущим «Песни-80» и «Песни-81». В концертном репертуаре певца было более 600 произведений (арии, романсы, песни), участвовал в более 14 оперных постановках. Он автор более 30 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца, написал книгу о нём. Издано более 45 пластинок с песнями в исполнении Муслима Магомаева.
10 самых известных песен Магомаева: «Королева красоты», «Ноктюрн», «»Мелодия», «Бухенвальдский набат», «Песня трубадура», «Верни мне музыку», «Без тебя», «Свадьба», «Лучший город земли», «Надежда».
Какой эмоциональный заряд всегда несла песня «Свадьба!». Посмотрите на лица в зале, это ведь наша история — какие были люди, как они принимали певца, исполняющего свои яркие песни — вся энергетика эпохи передаётся в этих кадрах.
В 2002 году 60-летний Муслим Магомаев окончательно решает уйти со сцены, потому что, несмотря на то, что голос оставался сильным, нагрузок стало не выдерживать сердце. По поводу прекращения выступлений говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно». Прожив ещё шесть лет, Муслим Магометович скончался 25 октября 2008 года от сердечного приступа на руках у своей любимой супруги Тамары. Предлагаем посмотреть документальный фильм телеканала «Культура» — «Последний день муслима Магамаева».
В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им.М.Горького можно получить в абонементе или читальном зале нотные сборники с песнями, которые исполнял Муслим Магомаев, а также прочитать книжные издания о певце.
Магомаев, Муслим Магометович (1942-2008). Живут во мне воспоминания / Муслим Магомаев. — Москва : ПРОЗАиК, 2011. Магомаев М. М. Любовь моя — мелодия. Москва, 1999 (Мой ХХ век).
Еремин, Олег. Звезды российской культуры : творческие портреты / Олег Ерёмин. — Ростов-на-Дону : Дон, 2015.
Нотные издания с популярными песнями Муслима Магомаева: Мгновения [Ноты] : песни на стихи Роберта Рождественского : для голоса в сопровождении фортепиано (баяна) / [автор вступительной статьи М. Магомаев]. — Москва : Советский композитор, 1976; Популярные песни [Ноты] : для голоса в сопровождении фортепиано, баяна, гитары / составитель [и автор переложений] В. Букин. — Москва : Советский композитор, 1984; Музыка радио и телевидения : переложение для фортепиано. — Москва : Советский композитор, 1969 и другие сборники
Существует Персональный сайт Муслима Магомаева, на котором собрана полноценная информация о биографии, воспоминания, хобби певца, представлены фото и видео, некоторые нотные издания.
«Я буду рад всем, кто посетит мой «Сайт-Салон». Здесь представлены записи, сделанные в разные годы: арии, романсы, песни; а также фотографии, картины и видеоматериалы. В разделе «Хобби» представлена книга «Любовь моя — мелодия», в которой можно найти ответы на многие возникающие вопросы о начале моего творческого пути, а также о том, что я посчитал важным, интересным, достойным внимания и чем решил поделиться с читателями — любителями моего творчества. Буду рад, если книга заинтересует посетителей сайта.»
С сердечными пожеланиями, Ваш Муслим МАГОМАЕВ
Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.
Использованы общедоступные источники: https://biographe.ru/znamenitosti/muslim-magomaev, http://www.magomaev.info/, https://ru.wikipedia.org