«Хореографический образ – это танцевально-пластическое воплощение жизненного содержания: настроения, чувства, состояния, действия, проникнутых мыслью и находящих свое проявление в особой системе выразительных движений человека. Через воплощение в танце мыслей и чувств балет идет к характерам и поступкам людей, к отображению их взаимоотношений и жизни в целом».
В.В. Ванслов писал в работе «О музыке и балете»
Сегодня на странице нашего блога мы рассматриваем материал, посвящённый 350-летнему юбилею Петра I — воплощение образа царя-реформатора в музыке Рейнгольда Глиэра к балету «Медный всадник».
Обратиться к творчеству А.С. Пушкина и написать балет по его потрясающей поэме Рейнгольд Морицевич начал подумывать ещё в конце 30-х годов. Это произведение великого поэта очень нравилось Глиэру. Он не только несколько раз внимательно перечитывал произведение, стремясь вникнуть и понять мелодизм пушкинской рифмы, но также с удовольствием познакомился с работами исследователей творчества Александра Сергеевича.
Он предоставил свои наработки в балетную труппу Кировского театра 18 июня, за три дня до начала Великой Отечественной войны. Сценарий был одобрен, но наступившие для страны времена тяжелейших испытаний нарушили все творческие планы. Партитура с потрясающей по красоте музыкой балета «Медный всадник» была закончена 1948 году . В 1949 году в Советском Союзе готовились широко отметить 150- летний юбилей со дня рождения А.С. Пушкина. Кировский театр к этому празднику планировал горожанам сделать свой подарок: новый балет Р. Глиэра по мотивам бесценного творения поэта — поэме «Медный всадник»
В этом балетном спектакле всегда велика роль музыки – она объединяет лирическую тему с трудными и то время величественными страницами нашей истории. Нужно отдать должное Р.М.Глиэру – только музыкант, который в совершенстве владеет самыми сложными приемами композиторской техники, мог создать столь многоплановую музыку. «Медный всадник» одно из лучших произведений Глиэра. Композитор по праву являлся продолжателем традиций Чайковского. Недаром один из музыкальных номеров балета являлся своеобразной визитной карточкой города на Неве. В наше время гимн из балета – Гимн великому городу – становится официальным гимном Петербурга.
Интересные факты
- Петербуржцы очень любят балет «Медный всадник» — произведение, воспевающее их прекрасный город. Спектакль пользуется большой популярностью не только у зрителей, но и у исполнителей. Ведущие солисты знаменитого Кировского театра с удовольствием выходят на сцену в этом балете даже в незначительных ролях.
- В самом конце спектакля, в эпилоге, Р. Глиэр вставил музыкальный номер, восхваляющий Великий город и символично назвал его гимном. Это произведение действительно впоследствии воспринималось как визитная карточка Ленинграда. В 2003 году поэт Олег Чупров сочинил слова к этой музыке, а композитор Григорий Корчмар внёс редакционные изменения в музыку Глиэра. Такая версия произведения впоследствии была утверждена официальным государственным символом — гимном города Санкт-Петербурга.
- Выдающееся произведение Глиэра «Медный всадник» было по достоинству оценено правительством Советского Союза. За музыку балета композитор в 1950 году третий раз стал лауреатом Сталинской премии.
- Сюжетная линия первого акта балета « Медный всадник» петербургской и московской постановки существенно отличаются друг от друга. По версии Большого театра картина с петровским временем следует сразу после пролога, а в редакции Кировского театра она отделена от вступления.
Действие балета происходит в Петербурге в начале 18 века, а затем переносится в осень 1824 года. В прологе на сцене очертания местности, где «будет город заложен». И далее Петр, погруженный в думы…
«В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне».
В балете, как и в поэме Пушкина, существуют два равнозначных плана, постоянно ощущается противоречие между исторически правым «строителем чудотворным», Петром I и ничтожно маленьким во всех смыслах Евгением, с другой. Сложная музыкальная драматургия «Медного всадника» построена на развитии и столкновении двух групп образов: с одной стороны , это «юный град, полнощных стран краса и диво», его великий основатель Пётр и медный всадник, с другой — мир чувств и переживаний Евгения и Параши. Торжественность и величавость «петровских» тем подчёркнуты звучанием медных духовых инструментов. Балет начинается вступлением, построенным на теме Петра и теме волн.
Подобно страницам летописи, раскрываются перед глазами эпизоды славного прошлого: адмиралтейская судоверфь, торжественный, в присутствии Петра, спуск на воду корабля, прибытие иностранных послов и голландских купцов, пышная ассамблея во дворце. Музыкально это всё сделано красочно, выразительно, с большой изобретательностью. Массовые сцены из народной жизни полны задора и носят отчётливо выраженный русский национальный характер. В стихию русских плясовых и песенных интонаций вклинивается танец голландских моряков и жанровая юмористическая сценка, когда чопорным боярам отрезают бороды. Музыкальные образы ассамблеи совсем иного плана. Они церемонно размерены. Здесь господствуют мелодии европейских танцев — изящного менуэта, контрданса, любимого Петром танца — гроссфатера. Сюита танцев заканчивается сценой игры в жмурки, построенной на лёгкой изящной мелодии скерцо. На кульминации танца звучит тема Петра: царь приказывает проигравшему выпить штрафной кубок. таким образом, Пётр предстаёт перед нами в различных образах. Нам представляется, что в прологе и в 1 действии балета нашли отражение те черты пушкинской поэмы, за которые Белинский некогда назвал её «Петриадой», «апофеозой Петра великого».
С одной стороны, деяния Петра Великого – они бесспорны, а с другой, зритель видит ужасные страдания маленького человека. Пушкину была понятна и близка идея, мечта Петра -“ногою твердою стать при море”. Но в то же время он понимал, как и какой ценой был куплен «стройный вид» столицы. Реально были показаны в балете и столкновения двух миров – «малого мира» – мира Евгения и «мира глобального» – мира самодержца, мира Петра I .
«Маленький человек», порабощенный государственной машиной и постоянной нуждой, способен на протест. Но бунт его часто имеет страшные и трагические последствия.
Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра. Поэта волновала мысль о том, что движение истории попутно вызывает жертвы в лице таких людей, как Евгений, обреченных на гибель всем ходом дальнейших событий.
Вот как определил основу В.Я.Брюсов поэмы «Медный всадник»: «Если присмотреться к характеристике двух героев “Медного Всадника”, станет явным, что Пушкин стремился всеми средствами сделать одного из них – Петра – сколько возможно более “великим”, а другого – Евгения – сколько возможно более “малым”, “ничтожным”.
С образом Петра у Глиэра связана и тема великого города. На залитой солнцем Сенатской площади много народа. Зарождаясь спокойно, неторопливо, мелодия «Гимна великому городу» звучит торжественно, широко. Это прославление мудрости Петра, который «Россию поднял на дыбы», дав мощный толчок для развития дремавших в ней сил.
Предлагаем посмотреть 1 часть балета «Медный всадник Р.Глиэра (из открытых источников), в которой показан образ Петра-реформатора.
На странице блога представлена литература из фондов МНО — книжные и нотные издания о балете «Медный всадник» Р.Глиэра. Эти и другие книги можно получить читателям в нашем отделе библиотеки.
Использованы материалы: https://alcurium.com/2016/02/07/id_2082/ , https://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/balet-mednyj-vsadnik, https://vk.com/operavoci — https://vk.com/video-30259_456239773, Гулинская, Зоя Константиновна (1921-). Рейнгольд Морицевич Глиэр / З. К. Гулинская. — Москва : Музыка, 1986.-220, [2] с.
Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.