Бенефис «Орфей русской сцены» — к 150-летию певца Л.В. Собинова.

Леонид Витальевич Собинов — это олицетворение музыкальной эпохи и русского театра, это цвет русского искусства конца XIX — начала XX вв. Его называют «русским итальянцем, случайно родившимся в России», «Орфеем русской сцены».

7 июня 1872 года в Ярославле, в мещанско-купеческой семье родился знаменитый оперный певец, один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы, Леонид Витальевич Собинов.

В 1881 он поступает в Ярославскую мужскую гимназию, которую заканчивает в 1890 в числе первых учеников. Поступает на юридический факультет Московского государственного университета, где принимает участие в студенческом хоре. Директор московского филармонического училища П.А. Шостаковский, послушав Собинова в опере П. Масканьи, пригласил молодого певца в училище. Зимой 1893−1894 по инициативе Шостаковского в Москве была организована Итальянская опера, Собинов исполнил партию Арлекина в «Паяцах» Леонковалло в итальянской оперной труппе, этот успех был первой творческой радостью начинающего певца.

После завершения обучения в университете работал помощником адвоката Федора Плевако. Однажды в доме знаменитого московского адвоката Федора Плевако был устроен благотворительный концерт, хозяин заявил: «Сейчас будет петь не солист театра, а мой помощник. Зовут его Леонид Собинов. Если быть откровенным, не было еще дела, которое он бы не проиграл… Но голос! Вот обозлюсь на эту бездарность и прогоню его в оперу».

После удачного дебюта в Большом театре, ему предложили ни много ни мало партию Ленского в «Евгении Онегине». Такого Ленского Москва еще не знала. Роль прославила молодого певца. В Москве шутили, что мир потерял неплохого адвоката, зато приобрел великого лирического тенора. Вся Европа восторженно аплодировала Собинову. На его спектаклях, забыв об оркестре, рыдали даже дирижеры.

В 1899 году певец окончательно выбрал и определил свое призвание и назначение. В 1897 Собинов с большим успехом дебютирует на сцене Большого театра в партии Синодала. Первые же сезоны в Большом театре приносят ему небывалый успех. Он становится ведущим солистом, к нему переходят все основные партии из репертуара лирического тенора в русских и западно-европейских операх. В 1899 г. состоялись первые в жизни Л.В. Собинова гастроли в Одессе совместно с Ф.И. Шаляпиным. За все время службы в Большом театре у певца было 35 ролей, он пел на сцене 623 раза. Самыми известными его партиями, наравне с Ленским, были Лоэнгрин в опере Вагнера, Вертер (Жюль Массне) и Ромео (Шарль Гуно). Параллельно певец работал в Московской частной русской опере, его партнером по сцене был Федор Шаляпин.

С триумфом проходят зарубежные гастроли Собинова в 1904−1906 (Милан, Ла Скала, Монте-Карло, Мадрид). В 1909 он пел на сценах Лондона, Берлина, Парижа. Русская и зарубежная музыкальная критика единодушно пишет о пленительном голосе неповторимого «лучистого» тембра, о редчайшем сочетании актерской одаренности, пластической свободы, душевной грации и искусстве бельканто.

Собинова можно было часто видеть в магазинах антикваров, у букинистов, он разыскивал рисунки костюмов, гравюры, старинные ткани. Собинов тонко понимал поэзию и изобразительные искусства — живопись, скульптуру, архитектуру.

Хоть адвокатура и ушла в прошлое, но стремление Леонида защищать людей не исчезло. Москва гордилась Собиновым. Не только певцом, но и благотворителем. О его доброте и щедрости ходили легенды. Леонид Витальевич без конца давал благотворительные концерты, и как член Общества нуждающихся студентов, передавал гонорары талантливой молодежи из бедных семей.

Когда началась Первая мировая война, Собинов открыл в своем доме госпиталь, а сам уехал в большой концертный тур по России. На афишах было написано: «Собинов в пользу больных и раненых воинов».

Корней Чуковский писал: «Он не был бы великим артистом, приносившим столько счастья любому из нас, если бы ему не было свойственно такое щедрое благожелательство к людям». В 1893 году певец женился на Марии Каржавиной, учащейся Филармонического училища. Через четыре года в семье было уже двое сыновей — Борис и Юрий (в 1898 году супруги расстались).

В 1900 году он познакомился с сестрой актера П. Садовского — Елизаветой Михайловной Садовской, ставшей самым близким человеком для Леонида Витальевича на многие годы. Встреча с Елизаветой Михайловной оставила глубокий, светлый след в жизни Собинова. Между ними началась переписка, продолжавшаяся до конца жизни. В 1910 году Леонид Собинов занялся театральной режиссурой. Он поставил оперу Джакомо Пуччини «Богема» на сцене Большого театра. Премьера имела большой успех. В 1915 году Леонид Собинов вступил в брак с Ниной Мухиной, а в 1920 году у них родилась дочь Светлана.

После 1917 года певец отказался от эмиграции и продолжил свою деятельность: сначала он стал управляющим, затем — комиссаром Большого театра. Он много гастролировал. В одной из публикаций по итогам концерта в Париже писали: «Дикция его ясна, как кристалл, — «точно сыплется жемчуг на серебряное блюдо».

В 1917−1918 г. Собинов был первым выборным директором Большого театра и способствовал его сохранению и выживанию, затем снова с 1921 возглавлял театр.

На рубеже 30-х годов Собинов гастролирует за рубежом и в России. Весной 1933 г. в Большом театре состоялось чествование народного артиста республики Собинова в связи с 35-летием сценической деятельности. Выступавшие отмечали глубину его человеческого обаяния, энергию музыкально-общественного деятеля. В 1934 был заместителем руководителя художественной частью Оперной студии К.С. Станиславского. Константин Сергеевич Станиславский писал Собинову: «Сама судьба хочет, чтобы мы опять встретились с Вами… Мы с Вами отлично поймем друг друга и поладим… Мы очень нуждаемся в таком мастере своего искусства, как Вы».

В 1934 Собинов возвращался на родину из Италии, где проходил курс лечения. Во время пребывания в Риге 14 октября 1934 года Собинов умер от сердечного приступа ночью во сне в гостинице «Санкт-Петербург». Похоронен на Новодевичьем кладбище. Некоторые источники указывают на странные обстоятельства смерти Леонида Собинова, связывая её с днём ранее совершенным убийством архиепископа Рижского Иоанна (Поммера).

Леонид Собинов прожил яркую, блестящую жизнь. Кто имел счастье слышать, видеть, знать этого обаятельного человека, у того он навсегда остался в памяти. Певцом торжествующей любви назвал Собинова прославленный актер Василий Качалов.

Имя Леонида Витальевича Собинова присвоено Саратовской консерватории, Ярославскому музыкальному училищу, концертному залу Ярославской областной филармонии, улице (бывш. Срубной, где когда-то жили Собиновы), где находится его Дом-музей, одному из волжских теплоходов. На могиле Собинова установлен памятник (1941) работы известного скульптора В.И. Мухиной. На надгробье — распростертый белоснежный лебедь, символ светлого облика замечательного русского певца. В Ярославле памятник Собинову работы скульптора Елены Пасхиной установлен у входа в концертный зал филармонии.

Биографические издания из фонда МНО:

Владыкина-Бачинская Н.М.:  Собинов. М: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1958., 304с.  (серия ЗЖЛ)

Леонид Витальевич Собинов. Статьи, речи, высказывания. /Стольная В., Шац В./; М: Искусство. 1970., 552с. (т.1,2).

Львов М. Л.В. Собинов. /Скоблионок  А./; -ГМИ: 1951., 104с. 15 см. (мастера Большого театра).

Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором чит. зала МНО