Жюль Эмиль Фредерик Массне́ (12 мая 1842 — 13 августа 1912) — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм, которых насчитывается более тридцати. Чаще других ставились две оперы — «Манон» (1884) и «Вертер» (1892). Массне также писал оратории, балеты, произведения для оркестра, музыку к спектаклям, фортепианные пьесы, песни и другие музыкальные произведения. Композитор родился в местечке Монто близ города Сент-Этьен (департамент Луара, Франция). В начале 1848 года Массне переехали в Париж, где вскоре разразилась революция. В тот же год начались систематические занятия Жюля музыкой. В 1853-м мальчик был принят в подготовительный класс Парижской консерватории.
В 1860 году его жизнь была отмечена несколькими событиями: он поступил в класс гармонии Анри Ребера, получил на консерваторском конкурсе похвальный лист первой степени, стал посещать класс органа Франсуа Бенуа, но главное — попал в класс композиции Амбруаза Тома, в лице которого он обрел покровителя и близкого друга. Следующим знаменательным годом стал 1863-й: Масне одержал победу в конкурсе на Большую Римскую премию, сочинив кантату «Давид Риццио» на текст Гюстава Шуке. Получив стипендию, Массне оказался в Риме, где его творчество получило новый импульс. К этому времени относятся его Первая сюита для оркестра (1864) и симфоническая сюита «Помпея» (1865).
Встреча с поэтом Арманом Сильвестром принесла Массне замечательные плоды: в его стихах композитор нашел близкие ему интонации изящества и мечтательности и выразил их в нескольких циклах романсов — «Апрельская поэма» (1866), «Поэма воспоминаний» (1871), «Зимняя поэма» (1882).
К 1866 году относится создание фортепианного цикла «Этюды стиля и ритмов», состоящего из десяти пьес, за который Массне получил свой первый гонорар от издателя Жиро. В 1871 году в Общедоступных концертах Падлу состоялось первое исполнение его Второй оркестровой сюиты («Венгерские сцены»), имевшей успех у зрителей и собравшей хорошую прессу. Теплый прием получила и его сюита для оркестра «Живописные сцены» (1871). 1873-й стал годом роста популярности Массне. Во-первых, грандиозный успех снискала оратория-опера «Мария Магдалина», где в главной партии выступила Полина Виардо со сцены парижского «Одеона». Во-вторых, яркое впечатление о себе оставила его музыка к античной трагедии Леконта де Лиля «Эринии». В-третьих, всеобщее внимание привлекла увертюра к трагедии Расина «Федра».
Весной 1877 года в Парижской опере состоялась премьера первой большой оперы Массне «Король Лахорский». «Черт возьми, сколько у этих французов вкуса и шика», — написал, познакомившись с партитурой «Короля», Петр Ильич Чайковский в письме к брату Модесту. Хотя критики в адрес оперы было тоже немало, тем не менее «Король Лахорский» оставил яркий след в творчестве Массне. В 1878 году Жюль Массне вновь побывал в Италии: получил аудиенцию у Папы Льва XIII, был представлен королеве Маргарите, гостил у издателя Джулио Рикорди, покровителя Пуччини. Получил приглашение стать профессором контрапункта, фуги и композиции в Парижской консерватории. Был избран членом Института Франции.
Музыка Массне звучала и за пределами Франции: в Италии, Великобритании, России, Венгрии и т. Д Успехом у слушателей пользовались его произведения: маленький шедевр «Нарцисс» (на стихи Поля Коллена) для хора и солиста в сопровождении фортепиано (1877), цикл романсов «Любовная поэма» на слова Поля Робике, Шестая сюита для оркестра («Феерические сцены»), «Героический марш Сабади» — все 1879 года. Возвышение композитора продолжалось на государственном уровне: в 1880-м он получил, вдобавок к уже имевшимся у него красной ленточке и званию кавалера Ордена Почетного легиона, Орден Академических пальм. Премьера опере «Иродиада» по мотивам одноименной повести Флобера состоялась в Брюсселе, в 1881 году, а в 1883-м она была исполнена в Гамбурге, где Массне сам дирижировал постановкой.
Но подлинного расцвета талант композитора достиг в операх «Манон» и «Вертер». Работа над «Манон» (по мотивам романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» аббата Прево) началась в 1881 году, а была закончена в 1883-м. Премьера прошла в Опера- Комик в 1884-м. Успех оперы был необыкновенным. Здесь в полной мере высветились самые сильные стороны композиторского дара Массне. Прежде всего, тут царствовала любовь, нежная, мечтательная и восторженная. Были поводы волнующе сопоставить и столкнуть 21 любовь с религией, а также показать множество оттенков жанра — легкого, живого, подвижного. Наконец, сюжет призывал обратиться к милым сердцу Массне линиям и краскам изящных традиций XVIII века.
Вторым шедевром, прославившим имя Массне, стала опера «Вертер» по мотивам романа Гёте «Страдания молодого Вертера». Судя по воспоминаниям композитора, замысел оперы возник у него после прослушивания «Парсифаля» Вагнера в 1882 году, во время поездки по Германии. Работа над «Вертером» продолжалась с 1885 по 1887 год, но премьеры пришлось ждать пять лет: спектакль планировался в Опера-Комик, но в 1887 году в театре разгорелся пожар. Только в 1892 году «Вертер» был представлен публике со сцены Венской оперы при участии знаменитого бельгийского тенора Эрнеста ван Дика Опера явила еще одну характерную черту творческого почерка Массне: чрезвычайную простоту в сочетании с совершенностью и емкостью образа.
Известность Массне продолжала расти. Как педагог консерватории он показал себя не только первоклассным профессионалом, способным успешно обучать всем сторонам техники музыкального искусства, но и вдохновителем, отнюдь не стремящимся лепить учеников по собственному образу и подобию. Шарль Кёклен приводил в пример афоризм, выразивший требовательный принцип искусства своего наставника: «Найти — это еще ничто. Выбрать — это все». В 1894 году в разных театрах состоялись премьеры трех заметных опер Массне: «Таис» (по одноименному роману Анатоля Франса), «Портрет Манон» и «Наваррка» (на основе новеллы Жюля Клареси «Сигарета»). А летом 1895 года, находясь в Ницце, композитор закончил «Золушку». Ее премьера прошла 24 мая 1899 года в Опера-Комик. Подзаголовок («Сказка фей») указывал на особый жанр произведения. Либретто было сочинено Анри Кэном по сказке Шарля Перро. До конца года сочинение выдержало полсотни представлений.
В 1896 году Массне оставил профессуру и уехал с семьей в горы Оверни, где он сочинил оперу «Сафо». В 1899 году Массне купил полуразрушенный замок в Эгревиле. Здесь композитор создал большинство своих произведений последних лет жизни. Одна из финальных опер Массне — «Дон Кихот» — была написана композитором в 1909 году по желанию Федора Шаляпина и с расчетом на исполнение им заглавной партии. Премьера состоялась в 1910-м в Монте-Карло с огромным успехом. В 1911 году на страницах Echo de Paris началась публикация отрывков из «Воспоминаний» Массне (отдельной книгой они вышли в 1912-м, после смерти композитора). «Бывают судьбы единственные в своем роде. И судьба Массне — одна из таких». (Клод Дебюсси).
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.