«Соловьи», «Вечер на рейде», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Потому что мы пилоты», «На солнечной поляночке» и, конечно, «Подмосковные вечера» — автор любимых несколькими поколениями песен Василий Павлович Соловьев-Седой, «маршал советской песни», появился на свет 25 апреля 1907 года. К 115-летию со дня рождения композитора вспоминаем самые яркие моменты его жизни.
Отец нашего героя — Павел Павлович Соловьев — служил старшим дворником на Невском проспекте в Петербурге. Следил за порядком похлеще участкового, за что снискал всеобщее уважение. Самоучкой освоил гармонь. Васе — младшему из четырех детей — подарил балалайку, на которой тот быстро выучился бренчать и с соседскими мальчишками организовал трио. Мама Анна Федоровна, служившая горничной у исполнительницы романсов Анастасии Вяльцевой, заслужила от той подарок: граммофон и грампластинки с песнями артистки. Василий заслушал их до дыр. Зная интерес мальчика, живущий в доме виолончелист брал его с собой на спектакли в Мариинский театр. Все это способствовало формированию творческой личности будущего композитора-песенника.
В детстве маленький Василий выгорал добела и становился похож на одуванчик. За что схлопотал дворовую кличку «Седой». Из имени и псевдонима придумал подпись нотными знаками: «Фа-си-ля Си-до» («Василий Седой»). Таким образом, став композитором , по совету профессора консерватории П. Розанова взять псевдоним, вспомнил детское прозвище и стал называться Соловьев-Седой.
Во время Великой Отечественной войны за песню «Вечер на рейде» («Прощай, любимый город») на композитора составили донос: мол, это сочинение может быть использовано любой армией, вплоть до фашистской, ведь никакого намека на Красную армию тут нет. Но композицию услышал Константин Симонов, и текст с нотами разбросали на передовой с самолетов — для поднятия боевого духа.
Не менее трудная судьба у пронзительных «Соловьев». Вместе с поэтом Алексеем Фатьяновым композитор написал их в тяжелейшем 1942-м. Песня получилась настолько эмоциональной, что ее выпустили только в конце войны. Впервые в истории произведение о войне было написано в ритме колыбельной.
«Подмосковные вечера» вечера изначально были «ленинградскими». В 1955-м, когда песня на слова Михаила Матусовского только появилась, известные артисты отказались ее исполнять. Сам автор называл композицию «тоскливой дрянью». Но актер МХАТа Владимир Трошин так душевно ее исполнил, что она мигом покорила сердца, а потом вместе с «Катюшей» и «Калинкой» вошла в тройку самых популярных русских песен XX века. Эту песню поют во всем мире на разных языках.
Любимый композитор целого поколения простых советских тружеников и воинов обладал искренней и простой душой, поэтому и любимые популярные его песни моментально «шли в народ» .
Профессиональную карьеру начал в 1925 году в качестве пианиста-импровизатора на Ленинградском радио, в студии художественной гимнастики и в самодеятельных коллективах. Учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме (1929-1931). В 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию (педагог П. Рязанов).
В годы Великой Отечественной войны — художественный руководитель фронтового театра малых форм «Ястребок» (1941-1942). В 1948-1964 гг. — председатель правления Ленинградского отделения Союза композиторов, в 1957-1974 гг. — секретарь Союза композиторов СССР. С 1960 года — секретарь Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР 3-5-го созывов (1950-1962).
Василий Павлович автор балетов «Тарас Бульба» (1940, 2-я редакция — 1955), «В порт вошла «Россия»» (1964); оперетт «Верный друг» (1945), «Самое заветное» (1952), «Олимпийские звезды» (1962), «Восемнадцать лет» (1967), «У родного причала» (1970), «Жил-был Шельменко» (1978); вокальных циклов, музыки к драматическим спектаклям,автор более 400 песен.
В Санкт-Петербурге, на доме где жил композитор, установлена мемориальная доска. В 2007 году к 100-летию композитора Банком России выпущена серебряная монета.
Призы и награды:
Сталинская премия второй степени (1943) — за песни «Вечер на рейде», «Песня мщения», «Играй, мой баян…»
Сталинская премия второй степени (1947) — за песни «Пора в путь-дорогу…», «Давно мы дома не были…», «Едет парень на телеге…», «Стали ночи светлыми…»
Ленинская премия (1959) — за песни «В путь», «Вёрсты», «Если бы парни всей земли», «Марш нахимовцев», «Подмосковные вечера».
Герой Социалистического Труда (1975).
Три ордена Ленина (1957, 1971, 1975).
Орден Красной Звезды (1945).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «Ветеран труда».
Книги и ноты из фонда музыкально-нотного отдела:
Василий Павлович Соловьев-Седой : Воспоминания. Статьи. Материалы / Сост., общ. ред., вступ. ст. [с. 7-48]и коммент. С.М. Хентовой. — Ленинград:Советский композитор. Ленинградское отделение, 1987. — 287, [9] с. : ил.; 23 см. В. Соловьев-Седой. Песни /из кинофильма «Товарищ песня»-Товарищ песня До востребования.: для голоса в сопр. Фортепиано./сл. Евг. Долматовского. Москва: Советский композитор., 1967.-8с.; 29см. Соловьев-Седой, Василий Павлович (1907-1979). Песни : переложение для фортепиано [с надписанным текстом] / В.Соловьев-Седой. – Ленинград: Советский композитор.,1971. — 96с., 29 см. Соловьев-Седой, Василий Павлович. Пути-дороги : воспоминания, рассказы о песнях, мысли об искусстве / В. П.Соловьев-Седой ; [лит. запись П. Радчик. — Ленинград: Советский композитор. Ленинградское отделение,1983. — 184 с. : ил.; 17 см. Соловьев-Седой, Василий Павлович(1907-1979). Северная поэма: [для чтеца-баритона и фортепиано] / В.Соловьев-Седой./на ст. Горбовского Г. — Москва: Музыка,1969.-40с.;29см. Соловьев-Седой, Василий Павлович. Станция «Снегири»: для голоса с фортапиано./сл.М.Матусовского.-Ленинград:Советский композитор.,1957.- 4 с..; 29 см. Сохор, Арнольд Наумович. Василий Павлович Соловьев-Седой :очерк жизни и творчества / А. Сохор. -Ленинград : Музыка, 1977. — 125, [2]с. : ил., портр. ; 17 см. Хентова, Софья Михайловна. Соловьев-Седой в Петрограде-Ленинграде / С. М. Хентова. -Ленинград: Лениздат, 1984. — 238 с.,[8] л. ил.; 17 см.
Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО