«Я уверена, что обязательная черта талантливого человека – это немедленно чувствовать и любить талант другого человека». (Б. Ахмадулина).
10 апреля 2022г исполняется 85 лет со дня рождения Беллы Ахмадулиной.
Белла Ахмадулина — советская поэтесса, переводчица, литератор, ее творчество стало одной из ярких страниц поэтического бума 60-х годов. Она всегда называла себя только поэтом и находила вдохновение в простых вещах. Поэзия Ахмадулиной не была политизирована, тем не менее своими выступлениями ей удавалось собирать многотысячные стадионы.
Изабелла Ахатовна Ахмадулина (10.04.1937 — 29.11.2010) родилась в Москве в интеллигентной и состоятельной семье. Ее отец занимал пост заместителя министра, мама состояла в звании майора КГБ и работала переводчицей. Имя Изабелла девочке дала родная бабушка Надежда Митрофановна. В 30-е годы в Советском Союзе была популярна Испания и все, что с ней связано. Поэтому мама будущей поэтессы подыскивала испанское имя для дочери. Как позже написала в мемуарах поэтесса, она «вовремя спохватилась» и сократила имя до Белла. Очень большое влияние на Ахмадулину оказала бабушка Надежда Митрофановна. Так как родители были занятыми людьми, внучка часто оставалась на попечении родной бабушки по маминой линии. Она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным. В годы войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в Казань, где жила ее вторая бабушка по отцовской линии. Сразу после окончания войны Белла вместе с матерью вернулась в столицу и отправилась в школу. Ахмадулина была начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок.
В школьные годы Ахмадулина посещала занятия столичного литобъединения. Первые стихи Беллы появились именно в те годы. Интересно, что первые произведения девушка создавала под впечатлением от творчества Гарриет Бичер-Стоу, автора романа «Хижина дяди Тома». Свои стихотворные строки Ахмадулина посвящала угнетенным темнокожим рабам и их детям. О любви Белла начала писать позднее. В 15 лет у нее уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». Уже в школьные годы Белла Ахмадулина планировала связать свою жизнь с литературой. Родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть Беллу журналисткой. Девушка согласилась и отнесла документы в МГУ, на факультет журналистики. К сожалению (или все же к счастью), Ахмадулина провалила вступительные экзамены. Тогда она, следуя все тем же пожеланиям родителей, устроилась работать в газету «Метростроевец». Публиковала там не только статьи, но и свои стихи. На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала — в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.
Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 году появился ее дебютный поэтический сборник стихотворений «Струна». Талант поэтессы был сразу отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественчкий, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере читала свои произведения. Ее легкие, воздушные стихи имели успех. Второй сборник поэзии «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-м. Через год появилась еще одна книга лирики, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Ее сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.
В 1970-е Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и ее культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзии «Сны о Грузии». Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты. Ахмадулина — автор множества эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Венедикте Ерофееве, Владимире Высоцком , и других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.
Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах — «Живет такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссером которой был Василий Шукшин , вышла на экраны в 1959-м, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.
Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть только дважды, то ее стихи и песни в лентах появляются часто, привнося необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером служат ставшие культовыми фильмы Эльдара Рязанова. В «Иронии судьбы, или С лёкгим паром!», звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная Аллой Пугачёвой. Позднее ряд песен на слова Ахмадулиной пополнил репертуар Примадонны российской эстрады. Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный Светланы Немоляевой в «Служебном романе», тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб». В «Жестоком романсе» героиня поет «А напоследок я скажу». Песню в кинофильме исполнила не Лариса Гузеева, сыгравшая главную героиню, а певица Валентина Пономарёва.
В музыкально-нотном отделе вы можете познакомиться с творчестве Беллы Ахмадулиной, представленных в песенных сборниках. Песни даны в виде вокальной строчки с текстом и гармоническими символами. Издания адресованы самому широкому кругу любителей музыки.
- А годы летят… [Ноты]: ретро-шлягер: популярные песни прошлых лет в несложном переложении для фортепиано (баяна, гитары) [с надписанным текстом / составитель В. Бекетова]. — Москва: Музыка, cop. 2005. — 229, [3] с.
- Наше старое кино [Ноты]: мелодии и тексты: [для голоса с буквенно-цифровым обозначением / составитель В. Бекетова]. — Москва: Музыка, 2013-2015. Вып. 3: Популярные песни изкинофильмов 70-80-х годов. — 2015. -178, [4] с
- .Лирические песни [Ноты]: песенник:[для голоса с буквенно-цифровым обозначением / составитель Т. Островская]. — Москва: Советский композитор, 1987. — 63, [1] с.
- Песни и романсы на стихи Б. Ахмадулиной [Ноты]: для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) / [составитель В. Г. Соловьев]. — Ленинград: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1991. — 62 с.
- Популярный справочник-песенник [Ноты]: [для голоса (соло, ансамбль, хор) с буквенно-цифровым обозначением] / составители: И. Олинская, Д. Ухов, В. Оякяэр. – Издание 4-е. — Москва: Музыка, 1991. — 249, [6] с.
- Эхо любви [Ноты]: популярные лирические песни прошлых лет: мелодии и тексты песен: [для пения (соло, ансамбль) с буквенно-цифровым обозначением / составитель В. Бекетова]. — Москва: Музыка, cop. 2008. — 204, [4] с.
«Кто знает – вечность или миг мне предстоит бродить по свету. За этот миг иль вечность эту равно благодарю я мир». (Белла Ахмадулина).
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.