Непревзойденный король дирижерской палочки Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в Парме. Его отец Клаудио Тосканини в юности участвовал в восстании Гарибальди и готовил сыну карьеру адвоката, однако Артуро, любивший музыку, поступил в консерваторию.
Он учился по классам виолончели, фортепиано и композиции. Пармскую консерваторию закончил в 1885 году и сразу отправился в Бразилию, подписав контракт, по которому должен был возглавить в оркестре Рио-де-Жанейро группу виолончелей. Он работал там виолончелистом и хормейстером, а в 1886 году триумфально дебютировал как оперный дирижер в «Аиде» и быстро понял, что дирижирование — его настоящее призвание.
У Артуро обнаружилась феноменальная память. Тосканини поразил публику, дирижируя «Аидой» Дж. Верди без нот.
Верди вообще был его идеалом. Из-за природной стеснительности они встречались только трижды, о чем Артуро позже очень жалел. Всю жизнь он носил с собой записку Верди, найденную в партитуре оперы «Фальстаф», считая ее своим талисманом. Тосканини не было и тридцати лет, когда в его дирижерский репертуар входило 165 оперных сочинений, причем все эти произведения он знал наизусть. В 1887-1898 годах Артуро Тосканини выступал как оперный , а с 1896 года — и как симфонический дирижер. Оркестры под его управлением давали концерты во многих театрах Италии. Итальянские театры того времени были подлинно демократичными, их охотно посещал простой народ. Особенно ценились оперы, тем более, что слушатели знали, как серьезно готовятся к концерту исполнители. А дирижер Тосканини был очень требователен к себе и оркестрантам. Репетиции под его управлением длились по 6-7 часов. Каждая музыкальная фраза, жест, нота оттачивались до блеска.
Тосканини был известен своим патриотизмом. Однажды, в начале 1890-х годов в театре Пизы давали «Отелло». Во имя исполнения партии Яго с галерки бросили бомбу, раздался взрыв, возмущенные сеньоры в ложах потребовали вызвать полицию. Спектакль был прерван. Уверенным взмахом дирижерской палочки Тосканини велел оркестру играть… гимн гарибальдийцев, который подхватили зрители, оставшиеся в театре, и артисты оперы «Наш дом-вся Италия…» Поднялась овация. После спектакля толпа вынесла Тосканини на руках.
Слава о знаменитом дирижере гремела по всей Италии. В 1897-1903 годах, 1906-1908, 1921-1929 годах он был главным дирижером театра «Ла Скала». Его пригласили в Америку, где в 1908—1915 годах он работал главным дирижером театра «Метрополитен-опера». В Америке, не имевшей тогда дирижеров такого масштаба, каждый шаг великого итальянского музыканта оплачивался золотом. В то время в «Метрополитен-опера» пел известный итальянский тенор Карузо. В 1910 году под управлением Тосканини и с участием Энрико Карузо была поставлена опера «Девушка с Запада» Джакомо Пуччини. Успех был настолько велик, что Пуччини пришлось выходить к публике 55 раз!
В 1913 году под руководством Тосканини в США была поставлена и опера Мусоргского «Борис Годунов». Несмотря на триумфальный успех, Тосканини охотно вернулся в Италию в связи с празднованием 100-летнего юбилея Джузеппе Верди. Он руководил празднеством в Буссето, родном городе Верди, а в миланской «Ла Скала» поставил две оперы великого итальянского композитора — «Травиату» и «Фальстафа».
Во время Первой мировой войны «Ла Скала» три года был закрыт. После войны Тосканини решил возродить его. После первого сезона главному дирижеру выделили огромную сумму денег, однако он отказался принять их на личные нужды и полностью истратил на театр. В 1922 году он дирижировал в «Ла Скала» 90 раз, а в 1923 — 81 раз. Ни один театр мира не имел такого богатого репертуара, как «Ла Скала», когда главным дирижером был Тосканини.
После прихода к власти фашистов музыкант эмигрировал в Америку. В 1926—1936 годах он дирижировал Нью-йоркским филармоническим оркестром, а в 1937—1954 годах — симфоническим оркестром Национального радио США. Во время Второй мировой войны Тосканини узнал, что в осажденном Ленинграде состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, посвященной борьбе против фашизма. Старый итальянский дирижер загорелся идеей исполнить симфонию в Америке и осуществил это в 1942 году. Репетиции оркестра проводились с огромной отдачей и энергией, Тосканини не пропускал ни одной детали. «Она так написана,— сказал он устало, опускаясь по ступенькам эстрады. — Теперь пусть другие начинают свои «интерпретации». Исполнять произведения, «как они написаны», исполнять «точно» — вот его музыкальное кредо». Премьера состоялась 19 июля 1942 года, симфония транслировалась по радио и была записана на пластинку, которую Тосканини послал Шостаковичу.
В 1944 году, в честь победы союзников в Италии, легендарный дирижер Артуро Тосканини записал спектакль «Гимн народов» по произведению Дж.Верди, куда включил в знак уважения гимны США и СССР., где на тот момент был еще гимн «Интернационал» в качестве государственного. Впоследствии, во времена разгула в США маккартизма, кусок с Интернационалом был вырезан и считался утраченным долгие десятилетия. И вот теперь он найден. И пусть радует слух.
Скончался дирижер 16 января 1957 года в Нью-Йорке. Артистическая деятельность Тосканини, одного из величайших дирижеров XX века, продолжалась около 70 лет. Исполнительское искусство этого мастера отличалось ярким темпераментом, активным волевым началом, точным раскрытием авторского замысла. Обширный репертуар дирижера включал произведения разных эпох от И. С. Баха до Д. Шостаковича.
Биографические издания об А. Тосканини из фонда Музыкально-нотного отдела ЦГБ им. Горького.
Вальденго Д. Я пел с Тосканини. /-Л.: Музыка, 1980.-168с., ил.; 20 см.
Тарасов, Лев Михайлович (литератор,музыковед; 1921-).Артуро Тосканини : великий маэстро/ Л. Тарасов, И. Константинова. — Санкт- Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2011. — 606, [1] с., XXXII л. ил., портр. : ил., портр. ; 15 см.
Тилес, Борис Яковлевич.Дирижер в оперном театре : учебное пособие / Б. Я. Тилес. — Издание 2-е,дополненное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2020. -157, [2] с.; 21 см.
Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО