Его называли баловнем судьбы и хроническим оптимистом. Автор «Севильского цирюльника» обожал вкусно поесть, был женат на красивейшей оперной примадонне и панически боялся железных дорог. Великий итальянский композитор Джоаккино Россиини был одной из самых колоритных личностей в истории мировой музыкальной классики.
Родители будущего композитора были странствующими музыкантами: Джузеппе Россини играл в оркестре на валторне, его супруга исполняла вокальные партии, обладая от природы чистым сопрано. Родившийся 29 февраля 1792г., мальчик с 12 лет обучался музыке. Обладая голосом редкостной красоты, Джоаккино пел в церковном хоре родного городка Пезаро. Уже в 14 лет он стал дирижером и хормейстером оперной труппы В 18 лет Россини пишет свою первую оперу «Брачный вексель».
В поисках сюжетов, Россини прочитывает десятки книг. Вдохновившись комедией Бомарше, композитор написал музыку к опере «Севильский цирюльник». Это кажется невероятным, но произведение, которое стало высшим достижением жанра оперы-буфф и полюбилось и профессионалам и дилетантам, аристократам и ремесленникам, Россини сочинил всего за две недели. Премьера состоялась в 1816 году в Риме.
К тридцати годам Россини решил сменить холостяцкие пирушки на размеренную семейную жизнь. Его избранницей стала очаровательная оперная примадонна Изабелла Калибран. Влюблённый Джоаккино отдал супруге главные партии в нескольких новых операх, но Изабелла всё чаще фальшивила, пропали гибкость и блеск голоса. Её это удручало и, пытаясь спастись от угнетающей её депрессии, Калибран увлеклась игрой в карты. Это стало одной из причин их развода, к тому же Россини встретил куртизанку Олимпию Пелесье, которая стала его второй женой и музой.
Джоакино Россини Олимпия Пелесье
В 1822 году состоялась знаковая встреча итальянского творца с немецким композитором Людвигом ван Бетховеном. Россини на тот момент исполнилось 30, его визави — 51. Бетховен на тот момент уже страдал потерей слуха, но печальное обстоятельство не влияло на его осведомлённость в мире музыкального искусства и способность к сочинительству. Немецкий пианист настойчиво порекомендовал Россини не писать ничего, кроме комических опер, ибо во всём другом будет неизменно усматриваться насилие над его естеством. При этом Бетховен высоко оценил «Севильского цирюльника» и отметил: это произведение не сойдёт со сцены, пока существует как явление итальянская опера.
Вскоре талантливый итальянец получил приглашение возглавить оперную труппу в Париже. Там же, в 1830 году, композитор создаёт оперу «Вильгельм Тель», эта опера принесла композитору орден Почетного Легиона, награду от французского короля Карла X. Но после революции труппу распустили, а заодно и отменили пожизненное денежное содержание композитора.
Публика не услышала от композитора ни одной новой мелодии в течение целых 30 лет. Мудро оценивая своё место среди новых течений европейской музыки, маэстро говорил: «зачем мне сочинять на старости лет, чтобы усталый, состарившийся Россини состязался с молодым Россини»? Во французской столице он пользовался чрезвычайной популярностью, был желанным гостем на светских мероприятиях. «Бриллиант» итальянской оперы заслуженно почивал на лаврах, лишь время от времени становясь за дирижёрский пульт. Весь Париж прислушивался к меткому критическому слову композитора, его личность как магнит притягивала музыкантов, поэтов, художников. С ним встречался Р. Вагнер, общением с Россини гордился К. Сен-Санс, Лист показывал итальянскому маэстро свои сочинения, восторженно отзывался о встрече с ним В. Стасов.
Музыка была не единственной страстью жизнерадостного Джоаккино, он увлекался кулинарией, самозабвенно занимался приготовлением различных блюд и лучших друзей принимал на кухне.
Цикл романсов, созданный втайне от всех, он посвящает жене, доброй и терпеливой Олимпии. Последнему сборнику пьес композитор дал игривое название «Грехи моей страсти».
Спустя 12 лет после смерти композитора его прах был перенесен на родину и захоронен в пантеоне церкви Санта-Кроче во Флоренции рядом с останками Микеланджело и Галилея.
Его музыка не теряет актуальности. Творческое наследие со временем, как хорошее вино, истинным ценителем которого был маэстро, обретает «выдержку», позволяющую лучше прочувствовать величие гениального создателя.
Биография Джоаккино Россини легла в основу нескольких кинолент. В 1942 году режиссёр Марио Боннар представил фильм «Россини».В 1991 году Марио Моничелли снял фильм «Rossini! Rossini!», где образ маэстро воплотил Серджо Кастеллитто. В 1996 году вышла в прокат лента «Призрак Россини» Дэвида Девайна. Опера «Севильский цирюльник» экранизировалась в 1947, 1954, 1959, 1972, 1988 и 2011 годах.
Представляем книжные издания о композиторе Д.Россини и лучшие нотные издания музыкальных произведений Д.Россини.
Использованы материалы: https://www.belcanto.ru/rossini.html, https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/dzhoakkino-rossini