Карло Гольдони (1707-1793) – крупнейший итальянский драматург и либреттист, создатель национальной комедии. Осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра. Произведения знаменитого венецианца Карло Гольдони переведены практически на все языки мира.
Он написал 267 пьес, среди которых больше всего комедий. Многие его герои до сих пор с успехом живут в кино и, наверное, каждый день выходят на сцену какого-нибудь театра по всему миру.
В России первые переводы пьес Гольдони появились ещё при жизни автора. Из числа драматургов его творчеством интересовались Александр Островский и Александр Сухово-Кобылин.
Еще в советские годы к творчеству Карло Гольдони обращались театральные постановщики и кинорежиссёры. Фильм Владимира Воробьёва «Труффальдино из Бергамо» стал самой знаменитой экранизацией пьесы «Слуга двух господ». Пьесу «Трактирщица» экранизировали трижды — в 1956 году вышел фильм «Хозяйка гостиницы», в 1975 — телевизионный фильм «Трактирщица» с Натальей Гундаревой, в 1982 году телевизионный фильм «Примите вызов, синьоры!».
Знаменитый итальянский драматург Карло Освальдо Гольдони родился в Венеции 25 февраля 1707 года в интеллигентной обеспеченной семье. Его дед был юристом, отец — врачом. В семье любили театр, искусство.
Родители хотели, чтобы он стал юристом, но мальчик с ранних лет был страстно увлечен театром. Уже в 11 лет он сочинил свою первую пьесу, а в 12 лет впервые вышел на сцену. В четырнадцатилетнем возрасте Карло убежал из Римини, где обучался философии, и одно время разъезжал с труппой бродячих актеров. Как говорил сам Гольдони, в 15 лет у него стали возникать мысли о том, что в театре нужны реформы, но по настоянию родителей он изучал медицину и юриспруденцию. В конце концов он с грехом пополам получил степень доктора и вышел в адвокаты. Но адвокатурой Гольдони занимался мало и все более и более настойчиво пробовал свои силы в драматургии. В 1748 году Гольдони оставил адвокатскую практику и стал профессиональным драматургом в Венеции. До 1762 он писал пьесы для венецианских театров. В этот период были созданы лучшие его произведения, среди которых «Слуга двух господ», «Семья антиквария», «Самодуры», «Трактирщица», «Кофейная».
В историю итальянского театра Гольдони вошел как реформатор комедии. В своей деятельности он учитывал сложившиеся до него театральные традиции: импровизированную комедию, комедию дель арте, традиции мольеровского театра. Гольдони выступил пропагандистом передовых просветительских идей. Гольдони считал, что комедия должна исправлять пороки. Если она только смешит, то она не выполняет своей основной функции.
Он использовал жанр комедии характеров. Многие комедии Гольдони носят название по главному характеру: «Муж», «Льстец», «Скупой», «Истинный друг», «Честный авантюрист» и т.д. Гольдони существенно обогатил комедию характеров, он изображал не один характер, а сразу несколько его разновидностей.
Убедившись , что венецианская публика предпочла комедии Гоцци, в 1762 году Гольдони переехал в Париж, где получил должность драматурга при Итальянском театре. В Париже Карло прожил 30 лет, до конца своих дней. В 1787 году он написал и издал свой трехтомник «Мемуары». Этот труд и в наши дни остается очень ценным источником сведений об итальянском и французском театрах XVIII века. В последние годы своей жизни драматург жил в большой нужде. Французский конвент назначил ему пенсию, но Карло Гольдони умер 6 февраля 1793 года, не дожив до выплаты пенсии.
Памятник синьору Гольдони стоит на Campo S. Bortolomio в Венеции. Конечно, скульптор Антонио Даль Зотто, изваявший статую Карло Гольдони в 1883 году по заказу городских властей, вдохновлялся образами из его комедий.
По целеустремленности и неутомимости Гольдони был замечательным работником. Со времен Лопе де Вега мировая драматургия не знала такой творческой ярости. За вычетом не дошедшего до нас, им было создано: пять трагедий, шестнадцать трагикомедий, сто тридцать семь комедий, пятьдесят семь сценариев для импровизационной комедии, тринадцать либретто серьезных опер и сорок девять комических; два священных действа, двадцать интермедий, три фарса и три тома «Мемуаров», являющихся надежным комментарием к его жизни и творчеству. И это при том, что работать ему приходилось не для своей труппы, подобно Мольеру, а для хищных импресарио, для падкой на «новинки» капризной венецианской публики, для ссорящихся друг с другом, конкурирующих театров, да еще под улюлюканье недоброжелательной критики.
На протяжении более трех столетий поистине бессмертные произведения Карло Гольдони не покидают подмостки театров России и Европы. Также, в библиотеках нашего города вы найдете книги и музыкальные произведения, написанные на либретто Карло Гольдони.
- Опера: 123 либретто / автор-составитель Е. Смирнова ; под ред. И.Родионовой. — Санкт-Петербург : Композитор, 2008. — 286 с., [20] л. ил.;22 см.
2. Оперные либретто: краткое изложение содержания опер; [ред. К. Кондахчан]. — Москва: Музыка, 2000. — 375, [1]с.; 22 см.
3. Оперные либретто: краткое изложение содержания опер : [в 2-х томах]. — Москва: Музыка, 1985.-. — 21 см.В переплете.Т. 2: Зарубежная опера / [редакторы- составители М. Д. Сабинина, Г. М.Цыпин].-4-е издание,стереотипное. — 1985. — 431 с.
Кино-экскурс провела Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО