«Одна красота должна вдохновлять человека в течение всей его жизни – это верно, но сияние этого вдохновения должно освещать всё остальное».
Франц Шуберт
31 января 1797 года родился композитор Франц Шуберт, проживший совсем короткую жизнь — 31 год. Он оставил после себя яркий след, подобный тому, что остаётся после кометы. Рождённый стать ещё одним венским классиком, Шуберт, в силу перенесённых страданий и лишений, привнёс в музыку глубокие личные переживания. Так зарождался романтизм. Предлагаем вашему вниманию краткий биографический фильм о композиторе.
За свою столь короткую жизнь Композитор написал 9 симфоний, других инструментальных произведений, но особое место в его творчестве занимают песни. В наследии Франца Шуберта насчитывается более шестисот песен. В доме друга композитора — Шобера собирались «симпозиумы» с музыкой, разговорами об искусстве, а также вином и поджаренными колбасками, которые получили название «Шубертиады». Душой этих собраний был Шуберт, именно там впервые прозвучали всемирно известные песни композитора.
Песни Шуберта полны той глубочайшей сокровенной внутренней души человеческой, которая всегда закрыта и молчалива. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Шуберт совсем не стремился к славе и жил крайне скромно; вместе с тем его сочинения вызывали восторг у слушателей и композиторов того времени, и песни музыканта звучали во всех салонах Вены.
Доминирующее положение в наследии Шуберта занимает музыка, написанная для голоса и фортепиано. Автор обозначал их преимущественно как «песни» (Lieder), реже как «романсы» или «баллады» . Большинство песен не превышает обычного для этого жанра объёма 1-5 минут.Шуберт непрестанно совершенствовал и модифицировал свои песни. Например, баллада «Лесной царь» существует в четырёх редакциях, песня «Форель» — в пяти редакциях.
Интересные факты о Франце Шуберте
Юлиус Шмидт «Вечер Шуберта в венском салоне«
- Доподлинно известно, что почти все существующие портреты композитора ему льстили. Так, например, он никогда не носил белых воротничков. Маэстро любил красочную одежду; он часто ходил в зеленом плаще с белыми брюками. А прямой, целеустремленный взгляд и вовсе не был для него характерен – даже близкие, обожающие его друзья, называли Шуберта Schwamal («schwam» – по немецки «губка»), имея в виду его мягкий характер.
- Франц любил аккомпанировать своим друзьям, пока те танцевали, и мог делать это часами.
- Много сохранилось воспоминаний современников об уникальной рассеянности и забывчивости композитора. Клочки нотной бумаги с набросками сочинений можно было встретить где угодно. Рассказывают даже, что однажды он, увидев ноты какой-то пьесы, тут же сел и сыграл ее. «До чего же прелестная вещица! – воскликнул Франц, — чья же она?». Оказалось, что пьеса была написана им самим.
- Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых – еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.
- Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении.
- Немногие знают, что большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля! Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе. Например, в той же «Аве Мария» или «Серенаде».
- О его застенчивости ходили легенды. Он жил не просто в одно время с Бетховеном, которого боготворил, не просто в одном городе – они жили буквально на соседних улицах, но так никогда и не встретились! Два величайших столпа европейской музыкальной культуры, сведенные самой судьбой в одну географическую и историческую отметку, разминулись по иронии судьбы или из-за робости одного из них.
- Впрочем, после смерти люди объединили память о них: Шуберта похоронили рядом с могилой Бетховена на Верингском кладбище, а позднее оба захоронения перенесли на Центральное Венское кладбище.
- Но и здесь показалась коварная гримаса судьбы. В 1828 году, в годовщину смерти Бетховена Шуберт устроил вечер памяти великого композитора. То был единственный случай в его жизни, когда он вышел в огромный зал и исполнял свою музыку, посвященную кумиру, для слушателей. Впервые он услышал аплодисменты – публика ликовала, кричала «родился новый Бетховен!». Впервые он заработал очень много денег – их хватило на то, чтоб купить (первый в его жизни) рояль. Ему уже мерещился грядущий успех и слава, всенародная любовь… Но спустя всего несколько месяцев он заболел и умер… А рояль пришлось продать, чтобы обеспечить ему отдельную могилу.
После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни.
В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им.М.Горького отделе имеются произведения Ф.Шуберта в переложении для фортепиано, скрипки, гитары — вокальный и инструментальные произведения композитора. А также биографическая литература о Франце Шуберте и его творческом наследии.
Шуберт выступает как продолжатель бетховенских демократических традиций в новой исторической обстановке. Раскрыв в музыке богатство сердечных, чувств во всем многообразии поэтических оттенков, Шуберт ответил на идейные запросы передовых людей своего поколения. Как лирик он достиг идейной глубины и художественной силы, достойных бетховенского искусства. Шубертом начинается лирико-романтическая эпоха в музыке.
Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.
Использованы материалы: https://filarmonika.ru/news/franc-shubert, https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/frants-shubert, https://xn--e1aahgrctjf9g.com/interesnye-fakty-o-shuberte/.