28 января исполняется 135 лет со дня рождения польского и американского музыканта, легендарного пианиста — Артура Рубенштейна. Это имя давно уже стало легендой в истории исполнительского искусства современности. Смело можно сказать, что ни об одном пианисте XX века не было написано столько книг, статей и репортажей, не высказывалось столько самых разнообразных мнений, столько правдивых историй и граничащих с фантастикой анекдотов; ни один артист и сам никогда так охотно не рассказывал о себе, не делился своими мыслями с коллегами, корреспондентами, слушателями.
Творческое наследие Рубинштейна огромно — в его репертуар входили сочинения от И.С. Баха до композиторов первой половины XX века, однако наибольшую известность ему принесло исполнение музыки эпохи романтизма, в частности, Фредерика Шопена, лучшим исполнителем произведений которого многие музыканты считают именно Рубинштейна. Его исполнение отличается проникновенным лиризмом и тонкой фразировкой, экспрессивностью и богатейшей гаммой оттенков звучания.
Артур Рубинштейн родился в 1887 году в Лодзи. С трех лет он проявил интерес к музыке, вскоре ставшей для него жизненной необходимостью. После 7 лет родители отвезли его в Берлин. В 1897 году мальчик впервые выступил перед «большой публикой», сыграв Концерт ля мажор Моцарта с оркестром. Успех был грандиозный. Он начал одну из «Песен без слов» Мендельсона, но сбился и сымпровизировал целую пьесу; строгий учитель вместо того, чтобы отчитать мальчишку, обнял и расцеловал его… Так началась концертная деятельность, становившаяся с каждым годом все более интенсивной.
Занятия вскоре пришлось оставить; хотя впоследствии юноша еще некоторое время брал уроки у И. Падеревского, но фактически с 16 лет был предоставлен самому себе. Один за другим следовали концерты в Польше, Германии, Франции, Англии, России. В 1906 году он дебютирует за океаном — в Нью-йоркском зале «Карнеги-холл». Его дебют в Париже предваряет вступительным словом сам К. Сен-Санс.
Настоящим своим профессиональным дебютом сам Рубинштейн считает сонатный вечер, который он дал в 1907 году в Лондоне с другом — виолончелистом П. Касальсом. В 1910 году музыкант принимает участие в единственном тогда международном соревновании — конкурсе имени Антона Рубинштейна в Петербурге — и удостаивается почетного отзыва: его опередил немецкий пианист А. Ген, запасшийся рекомендательным письмом от германской императрицы. Первая мировая война прервала карьеру Рубинштейна на подъеме. Он жил тогда в Англии и как человек, свободно владеющий многими языками, был мобилизован для работы переводчиком в армии. Но спустя некоторое время Рубинштейн вернулся к музыке: вместе с Эженом Изаи он входил, говоря современным языком, в артистическую бригаду, которая давала концерты в армейских частях. После окончания войны артист продолжает широкую концертную деятельность. Поселившись в Париже, он много выступает в Европе и Америке, пользуется неплохой репутацией у публики, но все же до подлинной славы крупного художника ему было далеко: его ценили преимущественно как блестящего, но поверхностного виртуоза, которому все легко дается, видели в нем неплохого исполнителя традиционного романтического репертуара
Женившись на дочери своего друга Эмиля Млынарского — Анеле, которая стала его верной спутницей на всю жизнь и в браке с которой у них родились двое детей, пианист на некоторое время удалился от публики, уединился в горах Швейцарии и начал наверстывать упущенное, занимаясь помногу часов в день. И когда артист снова появился на эстраде, перед слушателями раскрылся новый Рубинштейн — артист безграничной музыкальности, огромного обаяния, захватывающей вдохновенности.
Все качества, покорявшие теперь аудиторию,- неповторимая трепетность звука, безошибочное чувство формы, «полетная» техника были в нем, конечно, и раньше, но только теперь смогли по-настоящему вырваться наружу, пронизать его искусство, бесконечно раздвинуть его художественные возможности и его репертуар. И снова начались бесчисленные гастроли по всему свету, на сей раз неизменно умножавшие его триумф. С Рубинштейном тех лет тоже были хорошо знакомы советские слушатели по его неоднократным гастролям в Москве и Ленинграде в середине 30-х годов. Огромной популярностью пользовался он на родине и, хотя не был к тому времени польским гражданином, обладал удостоверением, свидетельствовавшим, что он находится «на службе у Польши».
Шли годы, сменялись поколения артистов и моды на исполнительские стили, но искусство Рубинштейна не только не блекло на их фоне, но сияло все ярче и ярче. Осенью 1962 года он дал в Нью-Йорке беспримерный цикл, сыграв в «Карнеги-холле» 10 различных программ, в которых прозвучало 90 произведений 17 авторов! А всего за этот год он сыграл только в США еще 44 концерта в 26 городах. Когда спустя два года он в последний раз приезжал в СССР, слушатели Москвы и Ленинграда вновь восхищались его неукротимой энергией, молодостью духа, в полной мере воплотившимися в интерпретации сложных, насыщенных программ. Успех этих, последних его гастролей в нашей стране (осенью 1964 года) был еще большим, чем прежний. Артист был настолько тронут горячим приемом, который оказали ему в нашей стране, что обратился к своим почитателям со специальным благодарственным письмом, опубликованным газетой «Правда». Незадолго до своего 90-летия он вновь дал в разных городах США подряд два десятка концертов.
Да, история знала случаи, когда артисты играли в таком почетном возрасте, но играть столько и так — этого никто даже представить себе не мог! «Логически он должен когда-нибудь перестать играть,- размышлял американский журналист Д. Ханахан. — Правда, люди, знающие его хорошо, сомневаются в этом». Неугасимый оптимизм как жизненная философия и мощный стимул творчества позволял Рубинштейну и его искусству всегда оставаться молодым, постоянно самообновляться, вновь и вновь освобождаясь от всякой рутины, от чувства привычного, сохранять верность вечным идеалам красоты. По праву достоин он рыцарского звания и как пропагандист современной музыки.
«Счастливым виртуозом» назвал Рубинштейна его друг Томас Манн. И артист был согласен с этим. Многие миллионы черных дисков с записями игры Рубинштейна в фонотеках любителей музыки вновь и вновь вызывают к жизни музыкальный голос этого уникального артиста.
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.