Участники Клуба Золотая Лира собрались в музыкально-литературной гостиной послушать образцовые музыкальные произведения из золотого фонда музыкальной культуры в исполнении вокалистки Дарьи Худяковой и концертмейстера Федотовой Вероники. Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. Существует много музыкальных стилей и направлений, но, любовь к музыке всегда должна начинаться с классики. Среди самых известных зарубежных композиторов, которые создали гениальные произведения, стоит назвать такие имена, как Л. Бетховен, А. Моцарт, И. Бах, И. Штраус, Ф. Шуберт, Дж. Верди, Ш. Гуно.
В честь Дня рождения великого австрийского композитора, дирижёра, представителя Венской классической музыки Вольфганга Амадея Моцарта (27 января 1756) был сделан краткий обзор, касающийся интересных фактов из жизни музыканта. Моцарт — один из самых популярных классических композиторов. За свою весьма краткую жизнь написал более 600 музыкальных произведений, первые из которых были написаны в раннем детстве. Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
- Интересные факты из жизни Моцарта:
- Когда Моцарту было 5 лет, он уже сочинял небольшие музыкальные произведения, которые записывал в альбом его отец.
- Уже к 6 годам он уверенно играл на клавесине и почти освоил игру на скрипке.
- В 7 лет Моцарт написал первые 4 сонаты для клавесина со скрипкой, а в 8 лет первую симфонию.
- К 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.
- Знаменитым учителем Моцарта при жизни был сын знаменитого композитора — Иоганн Христиан Бах.
- Самая знаменитая опера Моцарта “Свадьба Фигаро” не пользовалась никакой популярностью. Только спустя много лет эту оперу смогли оценить по достоинству.
- Оказавшись в Вене, Моцарт услышал игру юного Бетховена, которая привела его в восторг. Он даже взял Бетховена себе в ученики, но потом Людвиг Ван Бетховен был вынужден уехать через несколько дней.
- Моцарт любил в повседневной жизни, чтобы его называли Вольфганг, поэтому очень часто игнорировал свое второе имя.
Прозвучали произведения Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении вокалистки Дарьи Худяковой и концертмейстера Федотовой Вероники. Аллилуйя Из мотета Exsultate, jubilate». Простая, даже наивная мелодия Alleluja, alleluja отличается удивительной гибкостью, опеванием каждого тона. Она выдержана в духе лирической арии, но не возвышенной, из оперы-seria, а скорее близкой, народной, какие звучали в опере-буффа.
Ария Деспины из оперы-буффа Моцарта «Так поступают все женщины» на итальянском языке в двух действиях. Автор либретто Лоренцо да Понте, который также написал либретто к операм Моцарта «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Премьера оперы состоялась 26 января 1790 года в Бургтеатре в Вене. Первоначально заказ на оперу предназначался для Антонио Сальери, который, уже начав работу, вскоре отказался от неё. Затем в августе 1789 года заказ от императора Иосифа II, воодушевленного берлинским успехом «Свадьбы Фигаро», поступил Моцарту.
«Милосе́рдие Ти́та» — опера на итальянском языке в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта. Для написания оперы была использована популярнейшая пьеса Пьетро Метастазио, написанная ещё в 1734 году на основе трагедии Пьера Корнеля «Цинна»; пьеса была положена на музыку многими композиторами, в том числе И.К. Бахом, К.В. Глюком, Й.А. Хассе, Н. Йомелли, Дж.Д. Скарлатти, но к началу 90-х годов во многих отношениях устарела и по просьбе Моцарта была существенно переработана Катерино Маццолой, в частности из 3-актной превращена в 2-актную и приближена к стилю тогдашней оперы-буффа. «Милосердие Тита» — одна из двух последних опер Моцарта (наряду с «Волшебной флейтой»), она была написана на заказ для коронации императора Леопольда II королём Богемеи, и впервые исполнена в Пражском Сословном театре.
Так же были исполнены арии из опер Джузеппе Фортуни́но Франче́ско Верди и Шарля Франсуа Гуно. Была дана краткая историческая справка к каждому исполненному произведению.
Вальс Джульеты из оперы «Ромео и Джульетта» — опера в пяти действиях с хоровым прологом, написанная в 1867 году французским композитором, основателем жанра французской лирической Шарлем Гуно на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре, по трагедии Уильяма Шекспира. Кого только не вдохновлял «подвиг» веронских тинейджеров на создание великих произведений искусства! Это и Беллини, и Берлиоз, и Чайковский, и Прокофьев. Партитура Ш.Гуно, интересна, скорее всего, пятью «номерами»: мазурочной темой бала Капулетти, вальсом Джульетты (Ah! Je veux vivre…), хором финала 3-го акта и двумя дуэтами главных героев первого и пятого актов. Тема бала обладает запоминающейся мелодией, а вальс Джульетты давно уже стал всемирным «хитом».
Болеро Елены из оперы Сицилийская Вечерня, Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди итальянского композитоа, чьё творчество является одним из величайших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы ХIХ века. «Сицилийская вечерня» — в 5 действиях, 6 картинах, на франкоязычное либретто Шарля Дюверье и Эжена Скриба по их пьесе Герцог д’Альб. В основу сюжета Скриб положил один из героических эпизодов прошлого итальянского народа — известное в истории под названием сицилийской вечерни восстание, свергнувшее 30 марта 1282 года власть поработителя Сицилии Карла Анжуйского, сына французского короля Людовика VIII. Верди привлекла возможность создать оперу на патриотический сюжет. Он стремился подчеркнуть в музыке национальный колорит, внимательно изучая сицилийские народные песни и танцы, собирая исторические справки, документы, в том числе описания народных празднеств. «Сицилийская вечерня» была закончена в 1855 году. Премьера её, состоявшаяся во время Всемирной парижской выставки 13 июня 1855 года, прошла с успехом.
Сотрудниками музыкально-нотного одела были прочитаны стихотворения о музыке: В. Бокова, А. Лопатиной и М. Скребцовой.
В завершении мероприятия была представлена выставка книг и нотных изданий из фонда музыкально-нотного отдела «Страницы музыкального барокко». Данная литература охватывает творчество и биографии В.А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно. На выставке можно ознакомиться с различными музыкальными произведениями: пьесами, ариями из опер этих выдающихся композиторов. Так же на выставке есть литература об искусстве вокала и различных школах пения.
Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.